Песочная терапия в работе школьного психолога

«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери,

и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны»

Дональд Сандер

 

Немного истории

Очень сложно дать точную дату рождения метода песочной терапии, так как игры на песке присутствовали всегда. Дети играют в песок с самого раннего возраста и вряд ли родители, отправляя в песочницу своего ребенка, наблюдали феномены, которые происходили в процессе этой игры.

Известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в своей книге «Игры на полу» (1911 год) описывал процесс игры своих сыновей, в которой они, играя на полу маленькими фигурками, находили выражение своим внутренним процессам и тем самым облегчали свои трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом. В 20-х годах прошлого столетия в практике детской психиатрии появился метод, разработанный Шарлоттой Бюлер, под названием «мировой тест», который активно использовался как диагностический инструмент в работе специалистов в области детской психиатрии. Идеи данного теста легли в основу метода использованного Маргарет Ловенфельд, в 1930 году она впервые решила поместить фигурки в «песочницу». Пациенты Маргарет создавали целые композиции, называя их «Мой мир», а в последствии наблюдений за этим процессом помогли сформировать метод, который получил название «Мировая техника». В 50-х годах юнгианский аналитик Дора Кальфф соединила этот метод с юнгианским анализом, и в итоге это сформировало целое направление психотерапии известное на данный момент как «Юнгианская песочная терапия». Основное открытие Доры Кальфф в том, что создаваемые картины отражают бессознательные процессы, желания, страхи, переживания, с которыми в можно работать.

В последствии данный метод стал очень популярный и сейчас его используют практически все психологические школы. Так как классическая

юнгианская песочная терапия достаточно консервативна и предполагала четкую последовательность действий, то современные методы, используя свои приемы, сделали этот процесс более динамичным. В гештальт-терапии - это работа с частями, в транзактном анализе - это работа с эго-состояниями, в когнитивно-поведенческом подходе - это формирование более адаптивных паттернов поведения, в арт-терапии - это творческое самовыражение, все эти приемы можно использовать в контексте песочной терапии. Также песочная терапия показала высокую эффективность в работе не только с детьми, но и со взрослыми, ее можно использовать в работе с семейными парами и в работе с группами.

Как выглядит метод. Необходимое оборудование для песочной терапии.

Данный метод предполагает использовать специальное оборудование:

1. Песочница – это деревянный ящик размером: длина – 70 см, ширина – 50 см, глубина 8-10 см. В классической юнгианской терапии очень важно, чтобы внутреннее пространство песочницы было выкрашено в голубой цвет - это символизирует небо и воду. Также помимо прямоугольных форм есть еще круглые, но такое исполнение используется очень редко.

2. Песок лучше всего предварительно обработать и прокалить несколько минут, для того, чтобы он стал максимально безопасным для работы с детьми. Объем песка не более половины от общего объема песочницы. Песок может быть сухой, мокрый или кинетический. Если в качестве песочницы используется стол для песочной анимации, то можно использовать манную крупу вместо песка.

3. Игрушки. В юнгианской терапии есть определенный обязательный набор фигурок, которые имеют определенное символическое значение, но в арт-терапевтическом подходе важным является то, каким смыслом наделяет сам клиент те или иные объекты. Например, иногда дом - это просто дом, а собака - это собака, а иногда собака - это часть личности или человек, с которым хорошие отношения или наоборот конфликтные.

 

Какие предметы необходимы для эффективного использования метода?

Набор игрушек для песочницы может быть самым разнообразным, но все равно есть определенный минимум.

1. Люди – это могут быть фигурки людей всевозможным профессий.

2. Животные – дикие и домашние.

3. Растения – деревья и кусты, а также плоды растений.

4. Сказочные и мифические существа – драконы, рыцари, принцессы, герои и злодеи, персонажи из мультфильмов.

5. Архитектура – дома, замки и другие строения.

6. Природные объекты – камни, шишки, желуди, фрагменты коры деревьев, ветки и прочее, ракушки.

7. Бижутерия – искусственные камни, всевозможные разноцветные бусинки.

8. Посуда.

9. Транспортные средства.

 

Ограничения и противопоказания метода.

Использование метода песочной терапии в арт-терапевтическом ключе практически не имеет ограничений и противопоказаний.

 

Очень распространенный вопрос - с какого возраста можно использовать метод?

Как только ребенок начнет интересоваться предметами, этот метод можно использовать, но только контекст использования метода будет скорее педагогический и развивающий нежели психокоррекционный.

 

В работе с дошкольниками его используют в работе со страхами, коррекции конфликтных ситуаций в детском коллективе, адаптация к детскому саду, тревожность, агрессивность, формирование границ, помощь в преодолении кризиса 3-х лет.

В работе со школьниками - адаптация к школе, конфликты со сверстниками, конфликт с учителем, формирование психической устойчивости, профилактика стресса, работа с психологической травмой, депрессиями и неврозами.

В работе с подростками - работа с идентичностью, отношения с противоположным полом, отношения со сверстниками, родителями, преодоление подросткового кризиса, профессиональное самоопределение и прочее.

В работе со взрослыми – любые запросы: парные отношения, отношения с родителями, детско-родительские отношения, карьерное консультирование, работа с кризисами и травмами, психосоматика.

Также песочная терапия показала высокую эффективность в работе дефектологов с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), в работе с детьми с РАС (расстройство аутичного спектра), с педагогической запущенностью, задержкой психического развития, умственной отсталостью. Также в работе педагогов метод может быть использован в качестве развивающих и дидактических игр.

Но несмотря на все достоинства, метод все же имеет свои ограничения.

1. Если у клиента высокий уровень тревоги.

2. Обострение психических расстройств.

3. Психозы.

4. Аллергия на песок или тот материал, который используется в песочнице.

5. Кожные заболевания, очаги поражения на руках.

 

Как видно из вышеперечисленного, метод практически не имеет противопоказаний и ограничений, но важно соблюдать контекст использования метода, где можно использовать психокоррекционные методики, а где педагогические и развивающие.

 

Одно из главных преимуществ песочной терапии - это динамика и зрелищность, что позволяет обходить классическое сопротивление клиента в арт-терапии «Я не умею рисовать», для того чтобы что-то изобразить на песке никаких умений не нужно, с этим легко справляется и самый маленький, и самый зрелый клиент. Как правило сама песочница и большой выбор фигурок вызывает интерес практически у всех, у детей особенно.

 

Диагностика в песочной терапии.

Песочная терапия упрощает процесс диагностики, как только клиент ставит набор фигурок в песочницу - многое становится понятным: что происходит в семье, на работе в личной жизни, кем себя видит клиент в этих контекстах, и что происходит вообще в его жизни.

На что обращает внимание специалист:

1. Как долго выбирает фигурки.

2. Кого выбрал первого.

3. Меняет ли фигурки в процессе или нет.

4. Расстояние между фигурками.

5. Расположение фигурок относительно друг друга и в пространстве песочницы.

В процессе диагностики не так важно, что и кого клиент поставил в песочницу, а что он имел ввиду, поэтому очень важно спрашивать клиента

«Что это значит для Вас?», «Как Вы думаете почему Вы выбрали эту фигурку?»

Любую гипотезу, которая возникает в процессе работы нужно проверять, так как нельзя исключать собственных проекций, особенно если ситуация клиента как-то похожа на ситуацию самого специалиста.

Это и есть основное отличие современной песочной терапии как одно из направлений арт-терапии от классической юнгианской терапии, где каждый предмет имеет определенное символическое значение.

Например:

Металл - разные металлы ассоциируются с разными планетами и богами. Золото ассоциируется с Солнцем, а серебро - с Луной; свинец - с Сатурном, железо - с Марсом, медь и бронза - с Венерой, ртуть - с Меркурием.

 

Камень - во многих культурах камни символизируют кости Матери-Земли, прочность, бессмертие и вечность. Камни используются при строительстве и сооружении фундаментов. Вертикально стоящие камни являются фаллическими символами. Кроме того, камень может выступать в качестве обозначения центра мира, пуповины, соединяющей землю с небом.

 

Стекло и кристаллы.

Кристаллы образуются глубоко под землей под воздействием высокой температуры и давления в течение многих тысяч лет. Красота кристаллов открывается нам, лишь когда их извлекают из земли. Они символизируют исцеляющее воздействие психотерапии, которое становится возможным вследствие глубокой внутренней работы, когда в психике протекают процессы кристаллизации и взорам клиента и психотерапевта затем предстают их результаты. Стекло является результатом производственной деятельности человека. Оно отличается чистотой, прозрачностью и прочностью. И кристаллы, и стекло также символизируют чистоту, взаимопонимание и духовный опыт.

 

Минералы. Набор предметов для песочной терапии включает минералы разного цвета и степени обработки - как в натуральном виде, так и отшлифованные. Некоторые кристаллы кварца совсем недороги, но производят сильное впечатление. Минералы символизируют скрытые ценности. Их разрезание и обработка ассоциируется с открытием заключенной в предмете красоты и богатый потенциал природного начала.

 

Дерево - во многих культурах дерево рассматривается как prima materia, из которой было создано все. Обработка дерева с использованием различных инструментов символизирует упорядочение хаоса. Дерево ассоциируется с колыбелью, гробом или ложем новобрачных. Семена деревьев символизируют рост, развитие, энергию жизни и процесс формирования личности.

 

Раковины всех форм символизируют связь с водой и луной. Форма некоторых раковин ассоциируется с женскими гениталиями. Улитка вылезает из раковины подобно ребенку, появляющемуся на свет из материнской утробы. Жемчуг формируется в теле устриц. Жизнедеятельность моллюсков связана с лунными фазами. В целом, раковины рассматриваются как символ сексуальности, плодородия и рождения - физического и духовного. Среди используемых в песочной терапии предметов должны быть раковины разных форм и размеров.

Кости символизируют вечность жизни и возможность воскресения. Одновременно они напоминают о смерти и краткости земного существования. В набор используемых в песочной терапии предметов входят настоящие кости, зубы и черепа мелких животных, а также пластиковые кости и миниатюрные скелеты динозавров и людей.

 

Перья - символизируют истину. Они ассоциируются с небом и ветром, легки и напоминают о полетах к иным мирам. Окраска и принадлежность перьев к разным видам птиц определяют их специфическое содержание, что отражает использование перьев в различных церемониях.

 

По мнению К.Г. Юнга и его последователей каждый предмет является отражением не только личного, но и коллективного бессознательного и поэтому имеет многоуровневое значение. Выделяют три уровня личного символического значения образов:

- поверхностный (первая ассоциация, первая обратная связь относительно некоторого образа, содержащая как ресурсные, так и проблемные элементы);

- проблемный (актуализирует конфликтные, амбивалентные переживания; содержит как ресурсные, так и проблемные элементы);

- глубинный (связан с личностными ресурсами, проявлением силы духа или другими глубинными переживаниями, с архитепическим значением образа).

 

Цели и задачи песочной терапии.

 

Основной целью песочной терапии это создание всех необходимых условий для самоисцеления психики. Практически каждая психологическая школа говорит о том, что психика стремится к целостности и самоисцелению, психокоррекционная и психотерапевтическая работа заключается в том, чтобы психотерапевт создал благоприятные условия, чтобы этот процесс стал возможным.

Задачи абсолютно разные - это диагностика, психотерапия, психокоррекция, развивающие игры и творческое самовыражение.

 

Формы песочной терапии

1. Диагностическая. Может быть индивидуальная, парная и групповая.

В индивидуальной диагностике можно увидеть наличие внутренних конфликтов, напряженные отношения с членами семьи и коллегами на работе, аутоагрессивные тенденции, депрессивные состояния, кризисные состояния, уровень развития эмоциональной и когнитивной сферы, вытесненные чувства и переживания, а также стереотипные способы

реагирования на определенные ситуации. Также можно обнаружить ресурсы и возможности на которые клиент не обращает внимание.

В парном консультировании можно увидеть особенности коммуникации, этап развития отношений, способы преодоления конфликтов.

В группе можно отследить уровень развития группы, типичные конфликты, вытесненные чувства.

2. Игровая. Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

* «Чувствительные ладошки» Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

* «Отпечатки наших рук». Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

* Игра «Секретик» «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

* Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

3. Психокоррекционная.

При наличии у ребенка эмоциональных или поведенческих проблем невротического характера можно использовать песочную терапию как основной или вспомогательный инструмент. Это могут быть игры направленные на снятие мышечного напряжения у детей с повышенной тревожностью, также могут быть упражнения на отреагирование или проживание агрессии. Упражнения на формирование психологических границ.

Особая эффективность песочной терапии показана детям с поведенческими и эмоционально волевыми нарушениями, с детьми с ЗПР, с педагогической запущенностью, СДВГ. Эти дети имеют проблемы с эмоциональной регуляцией, повышенную агрессию и сложности адаптации в детском коллективе, поэтому игры и упражнения на песке помогают выстроить с

ребенком адекватные отношения и научить элементарным навыкам выражения эмоций.

4. Психологическое консультирование и коуч-консультирование.

Это работа рассчитана на непродолжительное время, как правило от 1 до 10 встреч, работа с четким запросом, ориентация на решение проблемы. Песочная терапия позволяет этот процесс упростить, так как располагая фигурки в пространстве песочницы становится ясно, что происходит в жизни клиента в данном контексте, дальше работа идет в коучинговом формате, консультант работает только с помощью вопросов. Например, «Что происходит сейчас?», «Как Вы видите ситуацию?», «Как ее видит Ваш партнер?», «Какие Ваши ближайшие цели?», «Каким образом Вы будете действовать?», «Каковы последствия?» Клиент может изменять ситуацию, двигать фигурки и добавлять/убирать элементы.

5. Психотерапия. Это глубокая проработка травм развития а также повышение качества жизни клиента. Работа, как правило, длительная и включает в себя достаточно обширный арсенал инструментов и техник.

 

Техники и упражнения.

Рисование песком.

Целью данных упражнений могут быть и развитие мелкой моторики, баланс левого и правого полушария, релаксация.

Примеры упражнений.

1. Рисование простых геометрических фигур одной рукой или двумя руками одновременно.

2. Рисование сложных фигур.

3. Использование разных приемов рисование, пальцами, ладошками,

4. Рисование под музыку.

5. Рисование мандал с использованием различных предметов.

6. Тактильные игры с концентрацией внимания на ощущениях.

7. Рисование эмоций, чувств и состояний.

Целью таких упражнений является развитие эмоционального интеллекта и обучение навыку отреагирования чувств.

 

Упражнение на целеполагание.

Клиент выбирает две фигуры и располагает их в пространстве песочницы. Первая фигура «Я», вторая «Моя цель».

Далее клиент выстраивает путь от себя к цели и при помощи вопросов консультанта движется к цели.

Примеры вопросов:

* Что может быть препятствием к достижению?

* Что может быть способом преодоления препятствия?

* Кто может поддержать в этом процессе?

* Как можешь сам себя поддержать?

Каждый этап сопровождается вопросами «Что сейчас с Вами происходит, какие чувства?»

В конце задаются вопросы «Как достижение цели повлияет на Вашу жизнь?», «На какие сферы повлияет?»

 

Упражнение на разрешение конфликтной ситуации.

Клиент выбирает фигуру себя и человека, с которым в конфликте. Ставит эти фигуры в пространстве песочницы.

Далее психолога работает исключительно вопросами, используя приемы из разных направлений психотерапии.

Например, коучинговые приемы:

1. «Как если бы». Если бы у Вас были все возможности, как бы вы смогли разрешить этот конфликт.

2. «Декартовы координаты». Что случится, если Вы не будете ничего делать, как будет развиваться ситуация. Что случится, если Вы будете что-то делать?

3. «Линия времени». Представьте, что прошло уже 5 лет, как могла бы выглядеть ситуация спустя это время.

Каждый этап сопровождается определенными изменениями в пространстве песочницы. Это дает клиенту возможность понять, что на ситуацию можно повлиять и в любом конфликте есть возможность решения, новые способы взаимодействия.

 

Заключения.

Песочная терапия набирает большую популярность и уже практически у каждого школьного психолога в кабинете есть песочница. Данный метод универсален и ему не так сложно освоить.

Из всего вышесказанного понятно, что метод практически не имеет возрастных ограничений и серьезных противопоказаний. Важен опыт специалиста, и желание развиваться, так как психолог эта та профессия, которая требует от специалиста постоянного развития. Ни одна наука не стоит на месте, а постоянно развивается, появляются новые методы и инструменты, новые теории и подходы, и психология не исключение. Но не смотря на всю привлекательность метода нужно понимать, что ни один метод не является истиной в последней инстанции, и то что, подходит одному

клиенту, может категорически не подходить другому, поэтому психолог не должен ограничиваться одним инструментом и одним подходом.

В работе школьного психолога очень важно иметь качественный и универсальный инструмент, который поможет быстро сделать необходимую диагностику и произвести определенную коррекционную работу. Так как школьный психолог не имеет возможности уделять каждому ученику достаточно времени, то песочная терапия замечательный инструмент, который имеет широкий диапазон использования и практически не имеет противопоказаний.

Литература

1. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005.-340 с.: ил.

3. Роджерс Н. Путь к целостности : человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопр. психологии. 1995. № 1. С. 132-139.

4. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та. 1985

5. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»)

6. Юнг К. Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / Пер. с нем. В. Зеленского.- СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.-240 с.



Просмотров: 1200
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Плюсы песочной терапии в работе с детьми.
  • Возможности применения песочной терапии в индивидуальной и групповой работе с ОВЗ и ТМНР
  • Метод интегративной песочной психотерапии в работе с детьми, пережившими сексуальное насилие.
  • Волшебство песочницы и песочной терапии
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Чудеса на песке или исцеляющая сила песочной терапии.
  • Песочная терапия в работе психолога–консультанта: метод «Sand-art»
  • Волшебство превращений в песке или немного о песочной терапии
  • Фигурки в песочной терапии
  • Работа с детской агрессивностью в песочной терапии
  • Групповая работа со сновидениями в практике песочной терапии
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Классификация миниатюрных фигурок, используемых в песочной Sand-play терапии
  • Песок в песочной терапии
  • цели и задачи песочной терапии
  • Работа с лишним весом методом песочной терапии.
  • Работа с детьми в песочной терапии. ("Заметки песочного терапевта")
  • Магия песочной терапии. Этап 1. Проблемы и решения
  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Есть ли магия в песочной терапии?
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть I.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть III.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть II.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть IV.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Заключение.
  • Использование песочной терапии в детских мини-группах
  • Работа с симптомом методом песочной терапии. ("Записки песочного терапевта").
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия хаоса.
  • Психосоматика в песочной терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь