Откуда берутся детские страхи.

Откуда берутся детские страхи.История описана с согласия клиента. Имена изменены.

Миша ночью приходит к родителям. Ему около четырех лет и несколько месяцев назад он перестал спать один в своей комнате. Он прибегает с криками и показывает, что в темноте кто-то сидит… Никакие уговоры не могут доказать ему, что что-то в темноте – это всего лишь плод воображения.
Он стал более тихим, начал судорожно хвататься за родителей, с трудом их отпускает. И уже несколько месяцев у его родителей нет собственного пространства – Миша приходит к ним в середине ночи, а то и с вечера норовит остаться с папой и мамой. Его папа считает, что Миша это делает назло и начинает терять терпение, а мама чувствует, что Миша действителен боится.. И не знает как помочь…





 

Вот так ко мне пришли на консультацию Миша с мамой. Это один из сотен случаев проявления детских страхов…

Страх – естественная реакция организма, в основу которой заложен инстинкт самосохранения. Страх помогает нам выживать и вовремя реагировать на опасность. И эта эмоция заложена у нас генетически.

С помощью эмоции страха дети учатся осторожности – оценивают ситуацию и стараются избегать чего-то опасного.

Звучит вполне положительно, но только до тех пор, пока естественный страх не становится сильнее и не начинает «отравлять» ребенку жизнь, вот тогда мы прикладываем огромные усилия, чтобы наши дети перестали бояться.





 

ООткуда они берутся?Есть несколько причин возникновения страхов у малышей:

Вид первый – бурная фантазия малыша.

Некоторые из таких страхов возникают в результате того, что ребенок обладает бурной фантазией и своей, детской логикой. Он мог чего-то придумать, нафантазировать. Или в телевизоре увидеть и додумать объяснения и обстоятельства. Иногда услышать обрывки взрослого разговора и дополнив его по своему.

И тут же поверить в свою фантазию… И тогда она становится вполне реальной для него. Затем испугаться и запомнить эту ситуацию… Ну как запомнить – она сохраняется на подсознании. И затем ребенок будет избегать этого чего-то, а также всего, что связано с этой ситуацией.

Порой мы удивляемся, что ребенок с зареванными глазами всерьёз боится какую-то «выдумку» за шторой или под кроватью, «ведь там же никого нет» - говорим мы, успокаивая кроху.

Да, детям очень сложно разделить реальный мир и мир фантазий. Именно поэтому персонажи мультфильмов оживают, а взмахом волшебной палочки можно решить большинство проблем.





 

Вид второй – основанный на реальных событиях.

Есть страхи, которые основываются на реальных ситуациях. Например, собака, которая облаяла малыша, может вызвать страх и неприязнь к этим животным на всю жизнь.

И третий, самый распространенный вид – это страхи, созданные близкими взрослыми.

Отдельная группа появляются в результате социального опыта – то есть те страхи, которые собственоручно создали близкие значимые взрослые.

"Не подходи — упадешь!", "Не бери — обожжешься!", "Не гладь — укусит!", "Не открывай дверь — там чужой дядя!" - говорим мы ребенку, чтобы уберечь его от опасности. Это и понятно, ведь он ещё совсем мал, чтобы понимать причинно-следственные связи. Зато мамино встревоженное выражение лица выглядит весьма убедительно, чтобы начать беспокоиться и бояться.

И ребенок ловит Вашу тревогу, панику или неуверенность бессознательно, он учится у вас тому, как надо жить и какие эмоции испытывать. И соответственно эти эмоции становятся кирпичиком в создании тревожной личности. И рождают в душе ребенка определенный страх.

Есть ли здесь профилактика? Да, крайне важно сохранять спокойствие и именно в спокойном состоянии объяснить, чем может быть опасно данное конкретное действие. А не просто сказать: «Не трожь, - хуже будет» с выражением безумной тревоги на лице.

ННО! Порой родители пугают ребенка совершенно осознано!Взрослые создают эти страхи вполне осознанно – стремясь сделать маленького человека управляемым. Мне встречались случаи, где родители обещали оставить ребенка за дверью, позвать какого -нибудь страшного сказочного героя, запереть одного в темной кладовка… Если он балуется или не слушается…





 

Попробуйте догадаться, чего потом боялись эти детки?

К сожалению, родители не догадывались, какую медвежью услугу они оказывают своим детям. Они не знали или забыли, что для малыша родители – это весь мир. От них он зависит, без них не выживет. И любую угрозу ребенок воспринимает искренне, верит в нее на 100%.

Соответственно, ребенок воспринимает пугалки родителей как угрозу его существования (да-да, я не преувеличиваю). И страхи, созданные этим способом, самые стойкие и самые разрушительные.





 

А многих взрослых страхи раздражают… Они считают, что все это ерунда…

Но взрослые забывают, что ребенок видит мир по другому… Он еще не умеет ориентироваться на себя – он смотрит и действует согласно реакциям родителей (причем эмоциональным и невербальным, т.е. интонация, поза, жесты).

Поэтому родителям я предлагаю вернуться в детское восприятие, объясняю его особенности и последствия легкомысленно брошенных угроз и жалоб взрослых.

Работая со страхами современных детей, я понимаю, насколько безобидными были страхи «в наше время» Бабой – Ягой уже никого не напугать. Классику затмили персонажи гаджетов. Теперь темнота таит в себе «Аниматроников», «Момо», «Гренни», «Слендермена» и прочих жутких монстров, которые жаждут убивать! Но даже у них нет шансов перед детской фантазией и поддержкой взрослых!

АА вот способствовать усилению таких страхов могут:

  • Чрезмерная опека родителей. В этом случае ребенок понимает: «мир небезопасен, иначе, зачем родители меня так опекают?» - мировосприятие взрослых Если все близкие говорят, что всё плохо: «дома достали, пенсию дают маленькую, государство разворовали и т и т п…», то ребенок понимает: «мир плохой, иначе, зачем близкие им так недовольны?»
  • Конфликты в семье. Дети любят перетягивать вину за всё происходящее на себя. Ребенок боится стать ненужным, остаться одни, здесь инстинкт самосохранения работает на максимум, потому что без взрослого ребенок не выживет, так уж природа устроила.
  • Неуверенность родителей в своих воспитательных действиях. Родитель - крепость, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в тоже время надежно защищает. Если этого не делают родители, срабатывают внутренние ограничители в виде страхов.





 

Все, что требуется от родителей в преодолении детских страхов — быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

 

С Мишей мы работали около полутора месяцев. Выяснилось, что в кризис негативизма (в районе трех лет) его папа, устав от истерик, обещал запереть его в темном туалете с чудовищами. Образы чудовищ мальчик добрал из некоторых не совсем детских мультфильмов с драками и монстрами.
И постепенно этот страх разросся. Ребенок не чувствовал себя в безопасности, особенно по ночам. И бежал к своим родителям – с ними спокойнее и защищеннее.
С помощью песочной терапии мы постепенно справились с последствиями страха и через полтора месяца мальчик стал спать один. Но самое главное, что мне пришлось делать – это объяснять родителям, о том, какие их действия способствовали появлению страха.
И наибольший эффект в терапии сыграло то, что они услышали меня, спокойно признали свои ошибки. Бонусом стало то, что папа стал с большим внимание и понимание относится к сыну и, кстати, стал проводить с сыном гораздо больше времени — раньше он избегал этого. Мама в восторге)

Вот такие причины возникновения детских страхов. Знакома ли Вам эта проблема? А быть может Вы увидели свои ошибки? Поделитесь своим опытом в комментариях)

Ваш детский психолог Светлана Якушева

==================================================================

В нашем центре вы найдете решение любой проблемы. Полная конфиденциальность. Индивидуальный подход.

Присоединяйтесь к нашей группе, подписывайтесь на уведомления (колокольчик справа). И Вы первыми будете видеть интересные статьи, прямые эфиры с полезной информацией.

================================================================

Запись на консультации к психологам Центра Елены Миропольской:

Очные консультации (для жителей Оренбурга) для детей и взрослых — запись по тел. 61-34-94 (администратор Оксана).

 



Просмотров: 261
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Мой ребенок боится. Инструкция по выживанию в среде детских страхов.
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Часть 1. Хотите чтобы ребенок стал успешным и счастливым? Научите его понимать эмоции!
  • Какие страхи скрывает Ваш ребенок?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Перевод статьи "Аналитик, ребенок и родители: Святая троица или ад кромешный?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Чтобы ребенок был счастлив. Несколько советов молодым родителям.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Ребенок боится спать один, что делать? Вопрос - ответ
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • Коррекция детских страхов. Как родитель может помочь ребенку в домашних условиях?
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Если ребенок боится спать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь