|
Как приучить ребенка к трудуАвтор статьи: Элина Тарутина
Взрослые жалуются: ребенок не убирает на место игрушки, разбрасывает книги, не хочет мыть посуду. Что можно посоветовать? Как приучить к труду? Отношение детей к трудовой деятельности связано с обстановкой в семье. Малыш копирует поведение родителей. Ситуации: 1. Взрослые выясняют занятость по дому. Кто обязан готовить еду, делать уборку в квартире, воспитывать отроков, приносить продукты из магазина. 2. Члены семьи постоянно заняты на работе. 3. Отец с матерью говорят малышу, что «труд облагораживает человека», а сами ленятся заправить постель, погладить одежду. Вывод: прежде чем приучать ребенка к труду, начинать надо с себя! Невозможно рассчитывать, что дети вырастут самостоятельными людьми, если не обучить их элементарным способам самообслуживания. Последовательность обучения умениям и навыкам На втором году жизни малыш достает кубики из коробки и строит из них домик. Собирает башенку, разбирает матрешку. Дети в возрасте двух-трех лет самостоятельно убирают игрушки в специально отведенное место. Если дитя ленится, предложите навести порядок вместе. Можно при складывании считать – один, два, три и так далее. Малышу это понравится. Одновременно учится считать. Не забудьте похвалить за проделанный труд. Приучайте вытирать со стола. Попросите подать бабушке очки, маме – книгу. В начале третьего года жизни ребенок активно стремится к самостоятельности, которое надо поддерживать. Должен уметь мыть руки, умываться, чистить зубы; пользоваться столовыми принадлежностями. Показывайте, как одеваются шорты, брюки, рубашка. Давайте возможность самому обувать сапожки. Для закрепления навыков самообслуживания используйте куклу. Пусть сам ее оденет, разденет. Родителям нужно набираться терпения. Не делайте за малыша то, что можете сделать сами очень быстро. В четыре-пять лет дитя умеет зашнуровывать ботинки, застегивать куртку. Привлекайте ребенка к несложной работе по дому: вытирать пыль, поливать цветы. Для занятий лепкой, рисованием самостоятельно достает со своей полки все необходимое. Потом аккуратно убирает. К пятилетнему возрасту закрепляйте умение складывать вещи, заправлять кровать, наводить порядок в комнате. Больше доверяйте. Пусть сам моет тарелку. Нестрашно, если разобьет ее. Ругать не следует. Вместе с шестилетним ребенком смастерите елочную игрушку, снежинку. Привлекайте к занятиям на кухне - почистить морковку, приготовить пирог. Отец с мальчиком отремонтируют велосипед. Ставьте отдаленную цель: чтобы в августе получить урожай овощей, надо поливать и пропалывать грядки. Увлекайте детей своим примером. На седьмом году жизни возможности ребёнка увеличиваются. Может постирать носочки, трусики. Подогреть пищу в микроволновке, пропылесосить ковры, вынести мусор; сходить в магазин за хлебом. Важно научить делать все аккуратно. Помогите своему чаду подойти к школе с багажом знаний. Это надо знать? Дошколята с удовольствием осваивают новые виды деятельности. Однако, взявшись за дело, способны отвлекаться. Объясняется это тем, что недостаточно развито умение концентрировать внимание. Дети быстро утомляются. Дошкольника увлекает процесс работы, а не результат. Если труд занимает много времени, то пропадает желание трудиться. Следите, чтобы начатое доводилось до конца. Не выполняйте за малыша то, что он может сделать сам. Например, купили книжку-раскраску и стали ее раскрашивать. Ребенок наблюдал с интересом. Когда предложили ему проделать эту работу, то растерялся. Мать не объяснила последовательность действий. В результате дитя ничему не научился. Привлекайте к интеллектуальному труду – лепка из пластилина, собирание картинок, рисование. Если наследник не выполняет задание, сердиться на него не надо. Рекомендуется составить список дел, за которые должен нести ответственность. Не стоит награждать за проделанную работу подарками или шоколадкой. В дальнейшем без выгоды он не захочет ничего делать в жизни. Добивайтесь сознательного отношения к трудовой деятельности, цель которой должна быть понятна. Например, видно, как поднимаются листья капусты, когда ее поливаешь. Поощряйте желание помогать взрослым. Благодарите за выполненную работу. Вместе радуйтесь успехам. Систематически занимаясь трудом, ребенок формируется в ответственную и успешную личность. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|