Как приучить ребенка к домашнему труду

Здравствуйте дорогие друзья!

Сегодня я хотела бы поговорить о том, как приучить ребенка к труду, сформировать у него желание трудиться дома – убирать свои игрушки, помогать взрослым мыть или убирать со стола посуду, убирать свою комнату, следить за своим внешним видом и т.д..

Наверное, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок не просто умел трудиться по дому, но и охотно это делал, но многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок уже достаточно осознанный (начиная с 5-6 лет) испытывает негативные эмоции к просьбам убрать за собой игрушки или заправлять постель. Бывают и ситуации, когда под надзором взрослого ребенок хоть и неохотно, но выполняет бытовые действия, но самостоятельно не испытывает в них потребности.

Так как же приучить ребенка к домашнему труду?

Чтобы понять суть механизма привыкания к трудовой (бытовой) деятельности, нам надо знать, когда у ребенка формируется к ней интерес.

Уже начиная с 1,5-2 лет малыш начинает проявлять интерес к предметам и действиям, которые на его глазах использует и совершает взрослый. Ваш ребенок видит, что Вы моете пол шваброй, что вы пылесосите пол пылесосом и так далее. В этот период жизни ваш малыш хочет походить на Вас и «быть взрослым» используя те же предметы, что и Вы. Поэтому он будет брать швабру и возить ей по полу. Он еще не понимает, что швабра нужна, чтобы мыть пол, но само действие ему нравится.

В этот период важно не отнимать предметы труда у ребенка, не отбивать в нем стремление к познанию бытовых предметов, а всячески поощрять интерес малыша. В этом процессе взрослому надо быть терпеливым с ребенком, не ожидать, что малыш поймет суть действия, не требовать от него именно «мытья пола», а поддерживать его интерес.

Дальше ваш малыш подрастает и, начиная примерно с трех  лет, ему станет интересно «играть во взрослого». В этот период ребенок уже начинает осознавать результаты своего труда и ему интересно их наблюдать.

Важным моментом в этот период для взрослого является умение поставить малышу такую задачу, которую он легко может выполнить. Такая задача будет вызывать положительные эмоции после выполнения. Сложные и непосильные задачи будут вызывать протест у ребенка.

К примеру, говоря малышу «Убери свою комнату» Вы можете вызвать затруднение в понимании конечной задачи, в то время как, говоря «положи, пожалуйста, эти игрушки в ящик», Вы даете ребенку простую и понятную задачу. Если же Вы добавите к задаче элементы игры, это сделает задачу для ребенка еще более приятной: «Давай  поиграем в игру отгадай/вспомни, где лежала эта и та игрушки и положи их в «домики», как быстро ты сможешь спрятать все игрушки в их домики?»

Очень важно хвалить ребенка за сделанную работу, а если он не сделал ее до конца или сделал не так как надо – важно не ругать ребенка, а помочь ему доделать незаконченное и акцентировать его внимание на процессе. «Посмотри, мы можем сейчас доделать это вместе, а в следующий раз ты легко  сделаешь все сам».

Вообще, включая игру  в задания для малыша 3-5 лет, Вы сможете добиться гораздо бОльших результатов и положительных эмоций к труду у вашего ребенка.

Наблюдайте за интересами ребенка и показывайте ему, как и что делается правильно, поощряйте его интерес. Если у малыша интерес сам не возникает – вовлекайте его в процессы домашнего труда – показывайте и рассказывайте, как приятно, когда в комнате чисто, как красив малыш, когда он умыт и причесан.

Ваш ребенок сам не сможет сформировать в себе эти навыки так быстро и легко как с вашей помощью.

Если же ваш ребенок уже преодолел периоды раннего детства и дошкольный и уже ходит в школу или еще старше – надо понимать, что в уже сформировавшиеся навыки и представления будет сложнее внести коррективы. Вам необходимо запастись дополнительным терпением и формировать трудовые навыки у ребенка руководствуясь различными поощрениями (карманные деньги или иные поощрения, которые приоритетны для вашего ребенка), а так же объясняя  ребенку почему и зачем ему необходимо трудиться.

В этом взаимодействии так же необходимо избегать негативных реакций или негативных примеров с вашей стороны. И важно помнить, чем взрослее ребенок, тем сложнее будет сформировать у него новые навыки, которые от него ранее никто не требовал.

Взрослому важно осознать, что отнимая у ребенка пылесос в раннем детстве со словами «тебе это еще рано  трогать», «ты еще маленький и не  сделаешь правильно», «не лезь сюда, ты мне только мешаешь», он отбивает у ребенка стремление к подобной деятельности и в дальнейшем нужно будет потрудиться, чтобы вновь привить к ней детский интерес.

Если у Вас возникнут вопросы или комментарии,

буду рада их получить.

Ордина Любовь Анатольевна



Просмотров: 243
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Как научить ребенка убирать игрушки
  • Как научить ребенка убирать игрушки
  • Как приучить ребенка к труду
  • Как приучить ребенка к труду
  • Как приучить ребенка к труду
  • Как родителям стимулировать Интерес ребенка к Познанию.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Этот невыносимый горшок… Или как приучить ребенка к горшку.
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Во что играть? Игры и игрушки ребенка до года.
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Нужно ли приучать ребенка к труду?
  • 8 шагов, чтобы сформировать полезный навык у ребенка
  • Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка
  • Как воспитать у ребенка любовь к труду
  • Почему важно хвалить ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Как сформировать у ребенка стремление к успеху и оптимизм
  • Какие игрушки я выбираю для ребенка и почему
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь