|
Как приучить ребенка к домашнему трудуАвтор статьи: Ордина Любовь Анатольевна
Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить о том, как приучить ребенка к труду, сформировать у него желание трудиться дома – убирать свои игрушки, помогать взрослым мыть или убирать со стола посуду, убирать свою комнату, следить за своим внешним видом и т.д.. Наверное, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок не просто умел трудиться по дому, но и охотно это делал, но многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок уже достаточно осознанный (начиная с 5-6 лет) испытывает негативные эмоции к просьбам убрать за собой игрушки или заправлять постель. Бывают и ситуации, когда под надзором взрослого ребенок хоть и неохотно, но выполняет бытовые действия, но самостоятельно не испытывает в них потребности. Так как же приучить ребенка к домашнему труду? Чтобы понять суть механизма привыкания к трудовой (бытовой) деятельности, нам надо знать, когда у ребенка формируется к ней интерес. Уже начиная с 1,5-2 лет малыш начинает проявлять интерес к предметам и действиям, которые на его глазах использует и совершает взрослый. Ваш ребенок видит, что Вы моете пол шваброй, что вы пылесосите пол пылесосом и так далее. В этот период жизни ваш малыш хочет походить на Вас и «быть взрослым» используя те же предметы, что и Вы. Поэтому он будет брать швабру и возить ей по полу. Он еще не понимает, что швабра нужна, чтобы мыть пол, но само действие ему нравится. В этот период важно не отнимать предметы труда у ребенка, не отбивать в нем стремление к познанию бытовых предметов, а всячески поощрять интерес малыша. В этом процессе взрослому надо быть терпеливым с ребенком, не ожидать, что малыш поймет суть действия, не требовать от него именно «мытья пола», а поддерживать его интерес. Дальше ваш малыш подрастает и, начиная примерно с трех лет, ему станет интересно «играть во взрослого». В этот период ребенок уже начинает осознавать результаты своего труда и ему интересно их наблюдать. Важным моментом в этот период для взрослого является умение поставить малышу такую задачу, которую он легко может выполнить. Такая задача будет вызывать положительные эмоции после выполнения. Сложные и непосильные задачи будут вызывать протест у ребенка. К примеру, говоря малышу «Убери свою комнату» Вы можете вызвать затруднение в понимании конечной задачи, в то время как, говоря «положи, пожалуйста, эти игрушки в ящик», Вы даете ребенку простую и понятную задачу. Если же Вы добавите к задаче элементы игры, это сделает задачу для ребенка еще более приятной: «Давай поиграем в игру отгадай/вспомни, где лежала эта и та игрушки и положи их в «домики», как быстро ты сможешь спрятать все игрушки в их домики?» Очень важно хвалить ребенка за сделанную работу, а если он не сделал ее до конца или сделал не так как надо – важно не ругать ребенка, а помочь ему доделать незаконченное и акцентировать его внимание на процессе. «Посмотри, мы можем сейчас доделать это вместе, а в следующий раз ты легко сделаешь все сам». Вообще, включая игру в задания для малыша 3-5 лет, Вы сможете добиться гораздо бОльших результатов и положительных эмоций к труду у вашего ребенка. Наблюдайте за интересами ребенка и показывайте ему, как и что делается правильно, поощряйте его интерес. Если у малыша интерес сам не возникает – вовлекайте его в процессы домашнего труда – показывайте и рассказывайте, как приятно, когда в комнате чисто, как красив малыш, когда он умыт и причесан. Ваш ребенок сам не сможет сформировать в себе эти навыки так быстро и легко как с вашей помощью. Если же ваш ребенок уже преодолел периоды раннего детства и дошкольный и уже ходит в школу или еще старше – надо понимать, что в уже сформировавшиеся навыки и представления будет сложнее внести коррективы. Вам необходимо запастись дополнительным терпением и формировать трудовые навыки у ребенка руководствуясь различными поощрениями (карманные деньги или иные поощрения, которые приоритетны для вашего ребенка), а так же объясняя ребенку почему и зачем ему необходимо трудиться. В этом взаимодействии так же необходимо избегать негативных реакций или негативных примеров с вашей стороны. И важно помнить, чем взрослее ребенок, тем сложнее будет сформировать у него новые навыки, которые от него ранее никто не требовал. Взрослому важно осознать, что отнимая у ребенка пылесос в раннем детстве со словами «тебе это еще рано трогать», «ты еще маленький и не сделаешь правильно», «не лезь сюда, ты мне только мешаешь», он отбивает у ребенка стремление к подобной деятельности и в дальнейшем нужно будет потрудиться, чтобы вновь привить к ней детский интерес. Если у Вас возникнут вопросы или комментарии, буду рада их получить. Ордина Любовь Анатольевна Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|