|
Как приучить ребенка к трудуАвтор статьи: Ткалич Ирина Викторовна
Часто родители стараются преодолеть склонность детей к лени. И как часто можно услышать такие слова: "Ну почему ты такой ленивый? Наверное лень родилась впереди тебя". Но надо признать, что желание ребенка трудиться, что-то создавать, творить, преодолевать трудности сформировать достаточно просто. А в тех случаях, когда повзрослевший ребенок стал ленивым, психологический анализ легко найдет те или иные ошибки воспитания. Вот типичная ситуация. Мама пятилетнего ребенка моет посуду. "Мама, я тоже хочу мыть посуду!" - просит ребенок. В этом случае мама может ссылаясь на недостаток времени, (что делает большинство родителей) сказать ребенку, что он еще маленький и предложить ему пойти поиграть, а может дать ребенку чашку и ложку, поставить удобный стульчик и предоставить ему возможность поучавствовать в совместном труде. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был ленивым, с самого раннего возраста используйте его желание трудиться. Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были маленькими, они за все хватались, а теперь их ничего не заставишь делать. Это означает, что сензитивный (чувствительный) период был упущен. Малыши имеют самую настоящую потребность делать все так, как делают взрослые. И если в семье детям предоставляется возможность для удовлетворения этой потребности, то первый шаг к преодолению будущей лени сделан. Очень важно, чтобы в дошкольном и младшем школьном возрасте дети обязательно имели постоянные обязанности. Дело заключается в том, что предоставление ребенку определенной обязанности с периодическим контролем за ее выполнением повышает степень самоуважения ребенка, внушает ему ощущение своей нужности, важности его внутрисемейной позиции. Ведь самоуважение, определенная степень уверенности в себе, а это важнейшая черта гармонически формирующейся личности и в том числе залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде. Выбор постоянной обязанности для ребенка - дело не простое. Во-первых, порученное ребенку дело должно соответствовать его возрастным возможностям, во-вторых, оно должно быть постояным, в-третьих, оно не должно быть специально придуманным, а должно быть действительно необходимым для повседневной жизни. Такой обязанностью может быть вынос мусора, поливка цветов, покупка хлеба и молока и т.п. Очень важно правильно оценивать действия ребенка. Не беда, если он допустит ошибку, наберитесь терпения и позвольте ребенку обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело. Некоторые мамы говорят так: "Мой ребенок постоянно выполняет обязанности по дому, но ведь можно и самому догадаться, что и как выполнить. Я не хочу без конца давать инструкции. Почему он сам не проявляет инициативу?" Чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть какой способ стимулирования действий ребенка стал привычным в данной семье. Так, если родители не терпеливы к тому, что поначалу многие действия детей неловки, медлительны, неверны и они часто сопровождаются замечаниями, которые можно описать одной фразой "ты не можешь", то в итоге ребенок теряет веру в свои силы, начинает низко оценивать свои возможности и способности. Таким образом формируется общее отрицательное мнение о самом себе. Укрепившись, такие эмоциональные переживания составят фундамент неуверенной в себе личности. Ребенок, личность которого сформировалась как неуверенная в себе, оказывается совершенно неспособным к самостоятельности и проявлению инициативы. Он не пытается что-нибудь сделать по дому, когда нет мамы. Ведь он уверен, что все сделает не так и мама опять скажет: "Какой ты не умелый!" Позиция ребенка будет иной, если родители как можно реже указывают ребенку на его ошибки и предоставляют ему возможность прилагать усилия в самых разных делах. Воспитательная формула родителей "ты можешь" укрепляет веру ребенка в свои силы. Таким образом у ребенка формируется положительное мнение о своих способностях, развивается уверенность в себе. Вот и получается, что способность ребенка к инициативе в домашних делах тесно связана с тем, как ребенка воспитывают, как относятся к его действиям. В приучении детей к труду есть еще одна важная сторона. Это эмоциональное переживание в процессе работы. Так, любимая работа выполняется легко, а если и наступает усталость, то даже и она приятна. Но к сожалению, в повседневном общении с детьми эта радостная сторона не открыта. Гораздо чаще они слышат от родителей, что день был тяжелый, видят, что мать или отец приходят с работы уставшими и раздраженными. И как часто домашняя работа связана с неприязненным отношением. Такая эмоционалная атмосфера постепенно вызывает у ребенка отношения к работе как к чему-то крайне неприятному. Труд ассоциируется с негативными эмоциями. В таких условиях вызвать у ребенка желание трудиться или выполнять домашние школные задания становится затруднительно. Поэтому родителям, которые хотят приучить своих детей к труду, необходимо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы не только сделать видимой, но даже усилить, подчеркнуть радость от хорошо выполненного дела. Все те положительные эмоции, которые возникают в труде, нужно пережить вместе с детьми. Необходимо, чтобы дети как можно раньше почувствовали вкус этих переживаний. Если ребенок привык к таким эмоциям, его очень легко привлечь к любой деятельности. Итак, чтобы воспитать у ребенка любовь к труду, необходимо с любовью, радостно выполнять домашнюю работу, нужно рассказывать ребенку о творческих, приятных минутах своего профессионального труда. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|