Как приучить ребенка к труду

   Часто родители стараются преодолеть склонность детей к лени. И как часто можно услышать такие слова: "Ну почему ты такой ленивый? Наверное лень родилась впереди тебя".

   Но надо признать, что желание ребенка трудиться, что-то создавать, творить, преодолевать трудности сформировать достаточно просто. А в тех случаях, когда повзрослевший ребенок стал ленивым, психологический анализ легко найдет те или иные ошибки воспитания.

   Вот типичная ситуация. Мама пятилетнего ребенка моет посуду. "Мама, я тоже хочу мыть посуду!" - просит ребенок.

   В этом случае мама может ссылаясь на недостаток времени, (что делает большинство родителей) сказать ребенку, что он еще маленький и предложить ему пойти поиграть, а может дать ребенку чашку и ложку, поставить удобный стульчик и предоставить ему возможность поучавствовать в совместном труде.

   Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не был ленивым, с самого раннего возраста используйте его желание трудиться.

   Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были маленькими, они за все хватались, а теперь их ничего не заставишь делать. Это означает, что сензитивный (чувствительный) период был упущен. Малыши имеют самую настоящую потребность делать все так, как делают взрослые. И если в семье  детям предоставляется возможность для удовлетворения этой потребности, то первый шаг к преодолению будущей лени сделан.

   Очень важно, чтобы в дошкольном и младшем школьном возрасте дети обязательно имели постоянные обязанности. Дело заключается в том, что предоставление ребенку определенной обязанности с периодическим контролем за ее выполнением повышает степень самоуважения ребенка, внушает ему ощущение своей нужности, важности его внутрисемейной позиции. Ведь самоуважение, определенная степень уверенности в себе, а это важнейшая черта гармонически формирующейся личности и в том числе залог своевременного развития потребности в самостоятельном труде.

    Выбор постоянной обязанности для ребенка - дело не простое. Во-первых, порученное ребенку дело должно соответствовать его возрастным возможностям, во-вторых, оно должно быть постояным, в-третьих, оно не должно быть специально придуманным, а должно быть действительно необходимым для повседневной жизни. Такой обязанностью может быть вынос мусора, поливка цветов, покупка хлеба и молока и т.п.

   Очень важно правильно оценивать действия ребенка. Не беда, если он допустит ошибку, наберитесь терпения и позвольте ребенку обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело.

   Некоторые мамы говорят так: "Мой ребенок постоянно выполняет обязанности по дому, но ведь можно и самому догадаться, что и как выполнить. Я не хочу без конца давать инструкции. Почему он сам не проявляет инициативу?"

   Чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть какой способ стимулирования действий ребенка стал привычным в данной семье.

   Так, если родители не терпеливы к тому, что поначалу многие действия детей неловки, медлительны, неверны и они часто сопровождаются замечаниями, которые можно описать одной фразой "ты не можешь", то в итоге ребенок теряет веру в свои силы, начинает низко оценивать свои возможности и способности. Таким образом формируется общее отрицательное мнение о самом себе. Укрепившись, такие эмоциональные переживания составят фундамент неуверенной в себе личности.

   Ребенок, личность которого сформировалась как неуверенная в себе, оказывается совершенно неспособным к самостоятельности и проявлению инициативы. Он не пытается что-нибудь сделать по дому, когда нет мамы. Ведь он уверен, что все сделает не так и мама опять скажет: "Какой ты не умелый!"

   Позиция ребенка будет иной, если родители как можно реже указывают ребенку на его ошибки и предоставляют ему возможность прилагать усилия в самых разных делах.

   Воспитательная формула родителей "ты можешь" укрепляет веру ребенка в свои силы.

   Таким образом у ребенка формируется положительное мнение о своих способностях, развивается уверенность в себе. Вот и получается, что способность ребенка к инициативе в домашних делах тесно связана с тем, как ребенка воспитывают, как относятся к его действиям.

   В приучении детей к труду есть еще одна важная сторона. Это эмоциональное переживание в процессе работы. Так, любимая работа выполняется легко, а если и наступает усталость, то даже и она приятна.

   Но к сожалению, в повседневном общении с детьми эта радостная сторона не открыта. Гораздо чаще они слышат от родителей, что день был тяжелый, видят, что мать или отец приходят с работы уставшими и раздраженными. И как часто домашняя работа связана с неприязненным отношением.

   Такая эмоционалная атмосфера постепенно вызывает у ребенка отношения к работе как к чему-то крайне неприятному. Труд ассоциируется с негативными эмоциями. В таких условиях вызвать у ребенка желание трудиться или выполнять домашние школные задания становится затруднительно.

   Поэтому родителям, которые хотят приучить своих детей к труду, необходимо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы не только сделать видимой, но даже усилить, подчеркнуть радость от хорошо выполненного дела. Все те положительные эмоции, которые возникают в труде, нужно пережить вместе с детьми.

   Необходимо, чтобы дети как можно раньше почувствовали вкус этих переживаний. Если ребенок привык к таким эмоциям, его очень легко привлечь к любой деятельности.

   Итак, чтобы воспитать у ребенка любовь к труду, необходимо с любовью, радостно выполнять домашнюю работу, нужно рассказывать ребенку о творческих, приятных минутах своего профессионального труда.



Просмотров: 235
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Лояльность ребенка родителям, как "измена себе"
  • Можно оставить в покое "внутреннего ребенка"?
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • "Я своего ребенка знаю, он не такой" - о подростках
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делать, если мама не любит ребенка?
  • Как приучить ребенка к труду
  • Как приучить ребенка к труду
  • Пять "С" или чему нужно научить ребенка?
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Адаптация ребенка к детскому саду: "горячие" вопросы родителей
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Как приучить ребенка к домашнему труду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь