Для этой статьи я выбрала животрепещущую, интересную, немного запретную и пикантную тему личных и романтических отношений на работе. Как известно, на работе границы и субординация не всегда чётко соблюдаются, и зачастую личное совершенно стихийно врывается в жизнь пары, оставляя свой след и на жизни всего коллектива. Для начала, поделюсь с вами тремя историями.
История № 1
«Олег Саныч»
Олег был уважаемым человеком среди коллег. Он работал врачом в реанимационном отделении, был на хорошем счету у начальства, добросовестно выполнял свои должностные обязанности, при этом характеризовался как хороший семьянин и образцовый муж. Да, несомненно, работа его была связана с повышенными стрессовыми нагрузками, зачастую приходилось работать «на грани» жизни и смерти, кроме того, постоянно держаться в рамках нормативных документов и практически ежедневно контактировать с человеческим горем и прочими негативными эмоциями. Олег уже «прошёл земную жизнь до половины», и даже немного чуть более. Впереди светил ранний выход на пенсию, в связи с условиями работы, что влекло за собой флер депрессии и неопределенности. Детей у него не было и семейная жизнь катилась размеренно и монотонно с ежегодными поездками на отдых в Турцию. Так бы и продолжалось, пока его жизнь не сотрясло событие — приход в их отделение новой молодой сотрудницы — только после ординатуры. С удивлением для себя самого, Олег начал испытывать к ней чувства, и не просто чувства как к коллеге, а более сильные, стихийные, эмоционально насыщенные, близкие к чувству влюбленности. Олег Александрович начал оказывать молодой коллеге милые знаки внимания, которые она принимала, исключительно из добрых соображений, ведь в наше время зачастую вежливость выглядит, как флирт. Это ещё больше усугубило разрыв с реальностью нашего героя, он скрывал свои чувства от супруги, в то время как семейная жизнь катилась под откос, горе топил в вине, следил и шпионил за молодой коллегой, мониторил соц. сети, ревновал к более молодым «самцам», и медленно но верно впадал в депрессию, что естественно, не сказалось положительно на его работе — он становился рассеянным, нервозным, менее устойчивым к стрессу... В какой-то момент рациональный и образованный материалист, доктор, Олег Александрович , уличил молодую коллегу в «привороте», колдовстве и серьезно вознамерился посетить «бабку». В конечном итоге кризис был благополучно пройден, не без посторонней помощи, а с поддержкой психотерапевта. Олег Александрович вышел из депрессии, затем доработал до заслуженной пенсии, прошел профессиональную переподготовку, устроившись в поликлинику на менее тяжёлый труд, и продолжает счастливо проживать с супругой, забыв думать о молодой барышне.
Рассмотрим эту ситуацию с точки зрения психоанализа. Во-первых, я заметила, что служебные романы и нарушения границ и субординации в отношениях часто вспыхивают в профессиях с повышенной стрессовой нагрузкой и ненормированным рабочим днём, а также в работе, которая часто проходит по грани жизни и смерти. Все мы знаем, как популярны фильмы и сериалы про докторов, спасателей, космонавтов, водолазов, спецназ и т.д. Работники этих сфер более подвержены быть сраженными чувствами на рабочем месте, и дело тут не только в том, что зачастую ты проводишь на работе более 36 часов, ешь, спишь, празднуешь праздники на рабочем месте, рука об руку с коллегами переживаешь колоссальные нагрузки, но также, открою вам секрет, такое обострение чувств и влечения к жизни обостряется за счёт близкого присутствия смерти. Так устроена психика человека — работа в критических условиях обостряет чувства и подобно увеличительному стеклу, как линза увеличивает вкус к жизни. Как бы цинично это не звучало. Плюсом еще и героизированные образы работников этих весьма специфичных сфер, груз ответственности, повышенные ожидания социума делают своё дело и создают благоприятную почву для стирания границ, ведь ничто человеческое нам не чуждо, и под этими халатами, скафандрами, бронежилетами и костюмами бьются живые сердца. В описанном мной рассказе на всё это наложился и кризис среднего возраста у мужчины, ощущение приближающейся ранней пенсии, чувство надвигающейся невостребованности, обострение конкуренции с более молодыми мужчинами, всё это создало поле высокого эмоционального напряжения, и приход новой сотрудницы, к которой, возможно, наш герой испытывал смешанные — родительски-эротические чувства, подогретые несостоявшимся опытом его отцовства, стал лишь спусковым крючком к выходу всех запретных «драйвов» и влечений на поверхность. Переживания и фантазии захватили нашего героя, заставили психику даже немного «расщепиться», когда он начал заявлять о «колдовстве» и «привороте». Конечно, дело здесь не в молодой сотруднице, а в так называемом «кризисе среднего возраста» с его необходимостью перестройки и переформатирования психических защит. Во многих случаях подобные ситуации заканчиваются адюльтером или проблемами на работе.
История № 2
«Антоша».
Глафира Филипповна была вполне себе приятной средних лет барышней. Стройной, с яркой внешностью, которую, однако, уже слегка коснулся флер увядания. Но вполне себе харизматичной, моложавой, бодрящейся, задорно смеющейся и очень часто курящей. Глафира Филипповна была дамой свободной, без мужа. Работала в налоговой инспекции инспектором, носила крупные золотые серьги в виде плетеных кос и мечтала познакомиться с мужчиной. Но, учитывая загруженность на работе, знакомство не могло состояться. В той же курилке, где Глафира Филипповна томно затягивалась дамскими сигаретами, пускал клубы пара из своего вэйпа хипстер «Антоша» - так она его называла — молодой программист, который просто выкрал сердце нашей героини. Глафира Филипповна поправляла перед зеркалом своё каре, подкрашивала губы, и елейным голоском звала: «Антоша, пойдём, покурим!». Антоша был великолепен в своих кроссовках модной марки, штанах с отворотами, с голыми щиколотками, в свитшоте и с вэйпом, который исторгал из себя клубы сладковатого пара. Невозможно описать то чувство нежности и трепета, которые испытывала Глафира Филипповна. Она стала значительно лучше выглядеть, молодилась, как могла, стремилась обсуждать с ним стартапы и кофешопы и ежедневно подкармливала домашней едой, принесенной в судочках, потому что смотреть на его торчащие голые щиколотки не было сил...
О глубине чувств этой пары и масштабе сей любовной драмы остается только догадываться, но всем было видно и очевидно, как хлипкая крепость программиста бралась практически приступом, с особым давлением на гастрономический путь покорения его нежного, молодого сердца. Всё закончилось, когда вэйпер стартанул из налоговой и стал стартапером.
История № 3
«Саша и Маша».
Саша и Маша были менеджерами в двух крупных европейских компаниях. Познакомились на большом профессиональном форуме в Петербурге. Сразу заинтересовались друг другом с непрофессиональной точки зрения, оба были свободны и атмосфера прогулок по весеннему, залитому солнцем Питеру лишь укрепила общение. Однако, позднее, когда их уже связывали близкие отношения, выяснилось, что они — сотрудники конкурирующих компаний и более того, представляют конкурирующие продукты — конфликт личного и рабочего налицо. При этом, каждый имел определенные планы карьерного роста. И как бы они не пытались скрывать, долго ли коротко ли, этот конфликт личного и профессионального достиг ушей начальства одного из героев.
В конечном итоге всё закончилось хорошо: Саша и Маша узаконили свои отношения, Маша уволилась из компании, а в дальнейшем ребята открыли свой небольшой бизнес — семейную фотостудию.
Как бы мне хотелось уместить всё в одну статью, как всегда никак не получается, поэтому в следующей статье я обещаю Вам, уважаемые читатели, более подробно разобрать тему близких отношений на работе, осветить все психологические механизмы, подводные камни и секретные секреты, как соблюсти баланс чувств и разума.
А вы можете не стесняться и задавать мне свои вопросы.
С пожеланиями удачи,
психоаналитик Ирина Савран