|
Мечты одного, действия – другого, а результата – нет ни у кого [про внутреннее разотождествление]Автор статьи: Ермаков Сергей
В психологии на редкость мало действительно удачных и что самое главное – безопасных идей, позволяющих осуществлять исследование «внутреннего мира» и интеграцию его содержания в жизнь, а не расщепляющих психику человека на уродливые, искажённые куски. Теория «субличностей» - как раз одна их тех самых редких удачных идей. Конечно, её авторство не принадлежит психологам, сама суть идеи взята, как и всё удачное и полезное в психологии – из более древних практик и систем, но всё же надо признать, что адаптирована идея того, что в каждом человеке как бы живут несколько разных образов – удачно. [Кстати… познакомился я с общей технологией работы с «субличностями», благодаря коллеге и другу - Любови Ярко]. «Субличности» - условно выделяемые для исследовательского терапевтического процесса внутренние категории/образы, каждый из которых проявляется в определённых ситуациях и выполняет какую-то функцию для человека. Совокупность этих «субличностей» и составляет, если можно так выразиться, - «обитателей» «внутреннего мира» человека. Идея работы с «субличностями» в психотерапии заключается в их выделении, исследовании опыта каждой такой «субличности» и интеграции разнообразных проявлений человека в единое целое за счёт осознавания и коррекции поведенческих моделей. Обратимся к примеру из заглавия статьи. Мечты одного, действия – второго, а результата – нет ни у кого. Что это такое? Как мне кажется, ситуация достаточно распространённая. В этом примере проявлены разные «субличности», модели поведения которых наложились друг на друга и создают дискомфорт. Одна из них… «мечтатель» - яркий, уверенный, сильный, творческий товарищ. Строит планы, готов свернуть горы, двигаться, развиваться. Вторая «субличность»… «испуганный» - осторожный, застенчивый, чрезмерно осмотрительный, перестраховщик. Предпочтёт не выделяться, быть в тени, но в безопасности. Обе могут быть полезны, обе могут быть нужны. Но… Представьте, что... в моменты принятия решений проявляется «мечтатель», а действует в реальности – «испуганный» вне зависимости от того, какая именно ситуация. В итоге – результатов, по крайней мере положительных и желаемых – человек явно не получит. Разумеется, такая ситуация вызывает ступор, невозможность понять, как же так… куда пропадает смелость, желания, напор? Люди годами живут и мучаются. Работа в контексте такой ситуации будет направлена на выделение и прояснение функционала этих «субличностей», в налаживании между ними и что самое важное – между ними и самим человеком – осознанного диалога. Цель которого – интеграция и отождествление частей опыта, условно называемого «субличностями», в единое целое. Дабы человек мог понимать, в каких ситуациях и как включается тот или иной поведенческий механизм «субличности», а, отслеживая это, при необходимости – корректировать своё поведение, выбирая наиболее эффективное в данный момент. Для развития такого навыка мало одного понимания факта, что в человеке есть разные «субличности». Одними лишь разговорами и диалогами ситуация не изменится. Нужно ещё развивать и контакт с собой через тело, чтобы вовремя отслеживать, останавливать и корректировать своё поведение и реакции. Интеграция и отождествление – навык, требующий времени для освоения в режиме произвольности. Приведённый пример… один из бесконечного множества вариантов. Существуют удобные алгоритмы и форматы работы с «субличностями», а также практики и системы, позволяющие развивать контакт с содержанием «внутреннего мира» через тело.
В рамках, разработанной мной «Природноориентированной психотерапии», есть своя версия работы с «субличностями», дополненная практикой развития контакта с «внутренним миром» через тело.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|