|
Мама у тебя депрессия? (статья-заметка)Автор статьи: Станислав Маланин
Огромное количество размышлений, статей, публикаций есть на тему депрессии. Я так же хочу затронуть эту тему, но немного в другом ракурсе. Хочу взглянуть на сторону – что происходит с ребенком, который растет в семье где один из родителей прибывает в депрессии. Влияет ли это как-то на него и что стоит ожидать. Я буду размышлять со стороны фигуры матери, прибывающий в депрессии. Какой бы вид депрессии не был у родителя, для ребенка это будет – “явным” событием и каждый ребенок будет переносить его по-своему, с различными отпечатками на жизнь. Я понимаю, что не смогу рассмотреть все варианты того, что возможно сможет произойти на этапах взросления всех возможных групп детей, возьму только наиболее часто встречающиеся. Возможно, при возникновении интереса к заметке, продолжу разворачивать эту тему в последующих текстах рубрики мысли_повисли. Хочу начать с того, что при отсутствии патологий в психике ребенка, в ее развитии, она достаточно пластична и адаптивная. Но наблюдения, которые делает малыш и то, что подмечает, а также выводы к которым приходит напрямую коррелируют с окружением ребенка. Исход 1 Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают? В этом варианте хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния и желании как-то помочь, начинает изменять свое поведения в сторону позитивного подкрепления матери. Возникает желание как-то помочь, изменить ход ситуации, повлиять на настроение. В поведенческом смыле будут наблюдаться попытки угодить в мелочах, которые постоянно требуют, но с ракурсом самостоятельности. Вынести мусор, протереть пыль, помыть посуду и т.п. Так же желание угодить своими достижениями, яркий пример школа. Тут вы можете сказать, так это же отлично, надо впадать в депрессию, чтобы ребенок начал быть самостоятельным. Но, такой план поведения въедается в ребенка, при унынии и столкновении с подобным во взрослой жизни у партнера, человек будет действовать – все для твоего настроения. Любое колебание настроения партнера или друга, будут вызывать чувства, схожие с желанием помощи матери в ее состоянии уныния. Обыденное описание – весельчак, клоун, которым легко манипулировать. Исход 2 Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают? В этом варианте, хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния матери, обращает все на себя, перенося это состояние. Часто в такой парадигме восприятия ребенка сопровождают горькие чувства, совмещённые с переживаниями о матери, находящейся в депрессии. Изменения в поведении так же не заставят ждать – те вещи которые делал ребенок с энтузиазмом, теперь он делает менее радостно или безрадостно вообще, падает общая успеваемость, а на поверхность начинает вылезать чувство вины. Чувство вины возникает, основываясь на том, что ребенок думает о том, что это он повлиял на состояние мамы, из-за того, что был недостаточно хорош. И это за собой может повлечь более серьезные проблемы. Во взрослом возрасте часто такие дети могут страдать синдромом импостера, с сильными когнитивными искажениями (часто появляется поляризованное мышление). Исход 3 Ребенок смотрит на мать, которая изменила свое привычное поведение. Что ребенок чувствует? Какие желания возникают? В этом варианте, хочу рассмотреть ребенка, который при чувстве уныния матери, пытается выйти на контакт, делиться чувствами и получать отклик. Ребенок испытывает беспокойство по поводу изменения поведения матери, всячески пытается это показать и обыграть. Возможный исход будет демонстрация девиантного поведения, с обращением внимания на себя. Но столкновения будет лишь с “безжизненой” стеной или агрессией, что так же становится шагом для развития у ребенка избегающего расстройства. Родитель находящийся в депрессии, в состоянии где нет сил дать эмоциональный отклик, уставая от общения и ухаживания за ребенком (тратя как будто все последние ресурсы) возводит стену, ограничивающую действия ребенка с эмоциональной стороны. Таким образом ребенок чувствует эмоциональное пренебрежение и комплексно развивается стойкое чувство – что его эмоции — это плохо и именно они заставляют родителя быть в унынии…. Я описал три возможных исхода, которые не охватывают весь спектр возможностей развития детей, а также не говорит о том, что депрессия — это обязательно так. Мои случаи - это выстроенные защиты, которые будут с ребенком во взрослой жизни. Чаще бывает так, что дети вырастают вне патологической системы и развиваются в своем привычном, “нормальном” темпе.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|