Нужна ли психологическая помощь при хронических соматических заболеваниях?

Нужна ли психологическая помощь при хронических соматических заболеваниях


Существует ли реальная необходимость в психологической помощи при тяжелых заболеваниях? Есть ли она на самом деле, или это всего лишь чья-то неоправданная идея? Почему в России появляются по собственной инициативе и за собственный счет благотворительные проекты по оказанию психологической помощи людям с хроническими заболеваниями, когда как при государственных клиниках и больницах психологов не сыскать? 

Изучая данный вопрос, начинаешь понимать, что наша страна, к сожалению, только начинает двигаться в направлении осознанности данной проблемы и нахождении эффективных способов помощи людям, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с ухудшением состояния здоровья. Невольно происходит анализ западного опыта, например, Ю.Е. Куртанова, изучая особенности реабилитационной деятельности психологов в Германии, выделяет следующие основные черты: 

1. В Германии существует четкое разделение сфер деятельности психологов различных профилей, реабилитационные психологи занимаются восстановлением больных с различными хроническими соматическими заболеваниями. Они могут заниматься восстановлением интеллектуальной недостаточности, однако только в том случае, если оно протекает на фоне хронических соматических заболеваний – это говорит о том, что данные специалисты занимаются узким профилем, и им запрещено оказывать психологическую помощь не по компетенции.
2. Основная причина государственных расходов на реабилитацию больных с хроническими заболеваниями обусловлена экономической эффективностью, т.к. финансовые затраты на восстановление пациентов, страдающих онкологическими, сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, астмой и др., значительно их превышают!!! То есть основная задача – вернуть как можно больше пациентов в трудовую деятельность, при этом государство и отдельный субъект только выигрывают.
3. К психологу дает направление лечащий врач, то есть создана единая система медицинской и психологической помощи пациентам.
4. Реабилитация пациентов с соматическими заболеваниями в Германии осуществляется в рамках когнитивно-бихевиорального подхода, с целью повышения уровня жизни пациента с соматическими заболеваниями путем изменения их стиля поведения в условиях болезни.
5. В рамках стандартной программы проводится работа с семьей пациента в виде ежемесячных лекций.
6. В работе с пациентом предусмотрена индивидуальная психотерапия и групповые занятия (в задачи индивидуальной психотерапии входит: работа с эмоциями, изменение стиля жизни, поиск новых решений, увеличение ресурсов, принятие болезни).
7. Психологическая помощь входит в страховку и является для граждан страны бесплатной. 

Как мы видим, Германия оценила все последствия хронических соматических заболеваний и создала интегрированную систему во благо всей страны. 

Современные отечественные исследования И.Ю. Кулагиной, Л.В. Сенкевич позволили сделать вывод о том, что хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), онкология, ВИЧ оказывают сильное воздействие на компоненты жизнестойкости и экзистенциальной исполненности пациентов. Более высокие показатели выявились у пациентов с заболеваниями ЖКТ, на втором месте – ССЗ, самые низкие: у ВИЧ-инфицированных и у пациентов с онкозаболеваниями. 

Следует отметить, что смертность с сердечно-сосудистыми заболеваниями превышает смертность по причине онкологических заболеваний, однако, показатели жизнестойкости (вовлеченность контроль, принятие риска) и показатели экзистенциальной исполненности (самодисциплина, самотрансценденция, свобода, персональность, экзистенциальность) значительно ниже у людей с онокозаболеваниями, им чаще видится безысходность своего положения, более выражена эмоциональная подавленность. Это говорит о выраженной потребности в психологическом сопровождении пациентов при данных заболеваниях. Услышав страшный диагноз, люди зачастую впадают в нескончаемое отчаяние, при всем при этом медперсоналу не хватает психологический знаний и навыков, да и что говорить, у них нет элементарно на это времени, чтобы помогать пациенту с эмоциональным состоянием, в то время как со своими близкими часто не имеется возможности говорить искренне о своих переживаниях, тревогах, тяжелых мыслях, думая, что так мы их уберегаем… Плюс ко всему, человек попадает в информационную пугающую яму, СМИ и интернет при малейшей возможности раздувает каждую проблему до ужасающих размеров. Все это приводит к фобиям, хроническому стрессу и депрессивным состояниям.

К сожалению, в России никакой подобной единой государственной программы психологической помощи при тяжелых заболеваниях, как в Германии, не существует.  Наши специалисты сами, видя масштаб бедствия, создают собственные программы реабилитационной помощи и бесплатно ее оказывают… 

В марте 2018 года подмосковном городе Ступино организовано и проведено обучение по программе «Психологическая реабилитация онкобольных и их родственников», авторами и ведущими которой являются О.Б. Хлебодарова и В.А. Голобородова. Обучающий процесс, к нашему счастью, стал невероятным интенсивом в три дня с полным погружением в данную проблематику и способам ее преодоления. Участники активно включились, отрабатывая полученные знания не только в период занятий, но и самостоятельно в виде домашних заданий. Хочется отметить структурированность, логику изложения, наполненность, разнообразие и универсальность программы, а также горящие глаза и полные доброты сердца наших учителей, их любовь к своей профессии и преданность своим идеям.


Являясь магистрантом МГППУ, мне было позволено выступить на конференции на Всероссийской научно-практической конференции 2018 «Психологическая помощь социально-незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий». Выступление на тему "Мои ценности - моя опора!" включало в себя знакомство с слушателей с этим удивительным благотворительным проектом О.П.О.Р.А. – с его важностью и актуальностью, отличительной чертой которого является очная бесплатная психологическая помощь нуждающимся. Далее мы рассуждали с участниками, что же такое ценности для каждого из нас... являются ли они фундаментом жизнестойкости и целеполагания, ориентиром или способом противостояния в сложных жизненных ситуациях...? На этот вопрос в полной мере каждый смог ответить после того, как сам создал своё "Дерево ценностей" - это универсальная авторская арт-терапевтическая методика Хлебодаровой Ольги Борисовны. После выступления подходили люди, благодарили и просили рассказать более подробно об обучающем курсе и о проекте в целом. Было очень приятно видеть заинтересованность к данной проблеме, и хочется верить, что когда-нибудь будет оценен труд подобных проектов и они будут браться за основу при составлении и утверждении государственных программ.


Если сложилось так, что Вы не понаслышке знакомы с проблемой онкологии, рекомендую изучить информацию о данном проекте и с помощью неравнодушных психологов попробовать помочь себе или близкому человеку, который может очень нуждаться в этом.

После того, как мы определили влияние хронических заболеваний на психологическое состояние, сейчас мне хотелось бы предложить каждому ненадолго стать сам-себе психологом-диагностом, и определить свой уровень реабилитационного потенциала с помощью методики «Реабилитационный потенциал личности» И.Ю. Кулагиной и Л.В. Сенкевич – простыми словами, ответить на вопрос, справляетесь ли Вы сами со своим серьезным заболеванием (если оно у Вас есть) или же Вам нужна помощь специалиста. 

Выберите один из трех ответов к каждому вопросу (записывая результаты).
1. Часто ли Вы думаете о своей болезни?
А. Постоянно. 
Б. Часто.
В. Редко.

2. Зависит ли Ваше настроение от болезни?
А. Да.
Б. Нет.
В. Трудно сказать.

3. Как Вы относитесь к житейским проблемам в последнее время?
А. Иногда включаюсь в их решение. 
Б. Стараюсь от них отгородиться.
В. Они мне по прежнему интересны.

 4. Нужно ли рассказывать близким и друзьям о проблемах со своим здоровьем?
А. Да, они обязательно поддержат.
Б. Да, но немногим — мало кто меня поймет.
В. Нет, на понимание и сопереживание никто не способен.

5. Изменились ли Ваши интересы за время болезни?
А. Да, меня теперь мало что интересует.
Б. Да, мои интересы расширились.
В. Нет, у меня остались прежние интересы.

6. Как Вы думаете, жизнь здорового человека отличается от жизни больного?
А. Да, конечно.
Б. Не всегда.
В. Практически нет.

7. Часто ли Вы радуетесь?
А. Да, я нахожу много поводов для радости.
Б. Меня трудно чем-то порадовать.
В. Иногда у меня бывает очень хорошее настроение.

8. Легко ли Вас расстроить?
А. Да, мне приходится часто расстраиваться. 
Б. Я огорчаюсь по серьезным поводам.
В. Меня трудно вывести из равновесия.

9. Мешает ли Ваша болезнь жить так, как Вам хочется?
А. Да, мешает.
Б. Доставляет некоторые неудобства. 
В. Я живу, не ориентируясь на болезнь.

10. Есть ли у Вас близкие люди, с которыми Вас связывают глубокие отношения?
А. Да, есть любимый человек (или друг).
Б. У меня есть приятели.
В. Постоянных глубоких отношений ни у кого не бывает.

11. Как Вы оцениваете свой интеллектуальный потенциал?
А. Как относительно низкий. 
Б. Как средний.
В. Как достаточно высокий.

12. Любите ли Вы свою работу (учебу)?
А. Да, люблю.
Б. Я не работаю (не учусь).
В. Работаю (учусь), но без особого интереса.

13. Есть ли у Вас сейчас увлечения (хобби)?
А. Да.
Б. Трудно сказать.
В. Нет.

14. Кто виноват в том, что Вы больны?
А. Никто — так сложилось.
Б. Я сам.
В. Те, кто меня окружал.

15. Способны ли Вы контролировать свои эмоции и поведение?
А. Да, всегда.
Б. Не во всех ситуациях.
В. В последнее время контроль полностью нарушен.

16. Изменились ли Ваши отношения в семье?
А. Нет, не изменились.
Б. Да, обо мне теперь больше заботятся. 
В. Да, исчезло взаимопонимание.

17. Как Вы решаете возникающие у Вас проблемы?
А. Мне не по плечу решение всех проблем.
Б. Справляюсь с ними самостоятельно, никого не беспокоя.
В. Решаю их вместе с родными или друзьями.

18. Бывают ли у Вас болезненные состояния?
А. Да, бывают.
Б. Иногда бывают, но по разным причинам. 
В. Я их постоянно испытываю.

19. Изменились ли Ваши представления о себе за время болезни?
А. Да, и я стал себя больше уважать.
Б. Да, и я стал себя больше жалеть.
В. Нет, практически ничего не изменилось.

20. Насколько важно для Вас сохранить здоровье?
А. Для меня это сейчас — единственно важное в жизни.
Б. Это одно из наиболее значимых моих стремлений.
В. Такое желание у меня возникает от случая к случаю.

21. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
А. Да, я счастливый человек, несмотря на все мои проблемы.
Б. Да, хотя с некоторыми оговорками. 
В. Нет.

22. Верите ли Вы в эффективность лечения Вашей болезни?
А. Да, конечно.
Б. Нет.
В. Современная медицина может многое , но далеко не все.

23. Изменилось ли Ваше настроение за время болезни?
А. Я стал более раздражительным. 
Б. Я стал более уравновешенным. 
В. Не знаю.

24. Как Вы справляетесь со своей болезнью?
А. Я упорно борюсь с болезнью и возникающими из-за нее трудностями.
Б. Я перед ней капитулирую.
В. Я стараюсь сохранить баланс сил.

25. Может ли эта болезнь вызвать скорую смерть?
А. Да, больные люди долго не живут.
Б. Течение болезни бывает разным.
В. При правильном образе жизни и лечении можно жить долго.

26. Как Вы относитесь к себе?
А. Как к тяжело больному человеку.
Б. Как к сильному человеку, способному преодолевать трудности.
В. Как к человеку, который живет так, как хочет.

27. Изменились ли Ваши взаимоотношения с окружающими людьми за время болезни?
А. Изменились в лучшую сторону. 
Б. Остались такими же, как прежде. 
В. Изменились в худшую сторону.

28. Отличается ли Ваша жизнь от жизни Ваших ровесников?
А. Нет, моя жизнь так же полноценна, как у других. 
Б. Да, болезнь снижает качество жизни.
В. У каждого из нас свои проблемы.

Ключ:

Компоненты реабилитационного потенциала Баллы No ответов Макс. возможное число баллов 
Внутренняя картина болезни 1в, 2б, 4а, 6в, 9в, 14в, 18б, 22а, 25в, 28а 20 
1б, 2в, 4б, 6б, 9б, 14а, 18а, 22в, 25б, 28в 
1а, 2а, 4в, 6а, 9а, 14б, 18в, 22в, 22а, 28б 
Мотивационный компонент 3в, 5б, 12а, 13а, 20б, 24а 12 
3а, 5в, 12в, 13б, 20а, 24в 
3б, 5а, 12б, 13в, 20в, 24б 
Эмоциональный компонент 7а, 8в, 15а, 23б 
7в, 8б, 15б, 23в 
7б, 8а, 15в, 23а 
Самооценочный компонент (Я концепция) 11в, 19а, 21а, 26б 
11б, 19в, 21б, 26в 
11а, 19б, 21в, 26а 
Коммуникативный компонент (межличностные отношения) 10а, 16б, 17в, 27а 
10б, 16а, 17б, 27б 
10в, 16в, 17а, 27в 
Общий уровень реабилитационного потенциала Сумма баллов по всем шкалам 56 


Каждый выбранный ответ оценивается от 0 до 2 баллов. Отсутствие балла («нулевой» балл) свидетельствует о недостаточности личностных ресурсов в определенной сфере, необходимых для эффективного противостояния хроническому заболеванию. 2 балла отражают наличиеличностных ресурсов в этой сфере, способствующих успешной реабилитации и реадаптации. 

Далее сырой балл переводится в проценты, например, если получен среднегрупповой показатель 35,81 балла, максимально возможное количество баллов — 56 баллов — принимается за 100%, 35,81 балла обозначается как Х%; Х = 35,81 × 100 : 56 = 63,95%. Таким образом устанавливается общий уровень реабилитационного потенциала.

Внутреннюю картину болезни можно считать оптимистичной при высоком уровне показателя шкалы (это и есть личностные ресурсы больного человека). Если показатель имеет низкий уровень, внутренняя картина болезни считается пессимистичной и требует проработки. 

Берегите себя и своих близких!
https://baybakova.me


Психолог Байбакова Елена.



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Посмотри в глаза своей болезни. Арт-терапия, как "скорая помощь" для каждого.
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Как отличить боли в сердце при ишемической болезни от болей при тревоге и панических атаках?
  • Как принять факт болезни близкого и при этом не сдаться
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • Больше доверия в паре при помощи "мобильника". Как это?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Как медитировать , если у вас совсем нет на это времени
  • Что дает танатотерапия как метод психологической помощи при снижении веса?
  • Как начать инвестировать, если у вас нет на это денег
  • Сказать «Нет!»: почему это бывает трудно и как этому научиться?
  • Детские болезни или как дети отдыхают за меня.
  • Как помочь человеку, утратившему близкого? Психологическая помощь при переживании утраты
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Что нам мешает сказать «нет» и как это изменить
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Психотерапевтическая помощь при болезни Альцгеймера.
  • «Как мне жить?» и «Что мне теперь делать?» или «В Диких условиях» собственной жизни.
  • «Тебе что, трудно помочь мне?», или Как правильно просить о помощи
  • Вопрос-ответ: Муж как бы есть, но его как бы нет…
  • Энергия в нас - самопомощь при трудности или болезни
  • ОБИДА, как один из способов убежать от себя и от своей жизни. И при чем тут психотерапия?!
  • Вопросы о болезни: как быть? что делать? и кто виноват?
  • Как можно помочь себе при помощи бумаги и ручки?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь