|
Психотерапевтическая помощь при болезни Альцгеймера.Автор статьи: Сазонов Андрей Владимирович
Продолжая тему психотерапии при БА, хочется отметить ряд следующих моментов. Прежде всего, как я упоминал в предыдущей статье, мишенью воздействия являются познавательные психические процессы. Можно выделить целый ряд психотерапевтических методов, применяемых в стационарах на базе когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии, но как оказалось, эти методы не дают реального эффекта при БА. В то же время методы когнтивного подхода показывают очень хорошие результаты при терапии депрессий, тревог, неврозов, ПА (панических атак) и фобических расстройств. Дело в том, что для того, чтобы повысить сохранность психических процессов необходимо расширять множество нейронных межсинаптических связей, компенсируя погибшие клетки на фоне возникновения амилоидных бляшек. На мой взгляд, это возможно только при работе методами нейропсихологии. При работе с больными, страдающими БА, я засекал время, чрез которое они забывали названные слова. Так, человек, который по заданию должен запомнить 5 слов, через 30 секунд уже в состоянии вспомнить только 2 слова, а в некоторых случаях лишь одно. Через 1 минуту, он не в состоянии вспомнить уже ни одного слова. Таким образом, кратковременная память – это один из самых проблемных психических процессов, который очень сложно восстанавливать. Тем не менее, больные с БА хорошо помнят события детства, некоторые стихи, заученные в детстве и таблицу умножения (что соответствует закону Т.Рибо). И это может стать зацепкой. Особенно важно не допустить выпадения этих, пока еще сохранных знаний. Поэтому на каждом занятии одним из первых заданий я советую повторять по памяти таблицу умножения (скажем на 2 и на 3, следующее занятие – на 4 и на 5 и т.д.). Более того, необходимо на каждом занятии уделять время простым математическим операциям с двухзначными числами – в основном на сложение и вычитание, а также простейшим примерам на умножение и деление. Если решения даются легко, надо усложнять примеры, сочетая в одном примере несколько математических операций. Здесь все зависит от стадии болезни. Далее, поскольку БА носит прогредиентный характер течения, многие структуры головного мозга взрослого человека достаточно сильно нарушены и поведение больного чем-то напоминает поведение ребенка. Поэтому, здесь необходимы терпение и настойчивость в проведении терапии. Более того, я считаю, здесь необходимо комбинировать нейропсихологические методики, которые мы используем для терапевтической работы с детьми с другими методиками. В частности, это следующие методики. 1.Найди различия (когда в двух картинках следует найти от 5 до 12 различий). Хорошо тренирует произвольное внимание. 2.Лабиринты. 3.Найди слова (когда в бессвязном потоке букв надо найти слова). Тренирует: произвольное внимание, мышление и долговременную память. 4.Раскраски по номерам. 5.Пробы Поппельрейтера. 6.Таблицы Шульте. 7.ТАТ – не для выявления депрессии, поскольку тест сам по себе депрессивен, и, по моему мнению, не является валидным по отношению к диагностике депрессии, но для выявления именно апперцепции. Можно, в принципе, показывать любые фотографии, изображения эмоционального характера для выявления сохранности апперцепции и для ее развития. 8.Запоминание картинок с предметами (3*3, 4*4 или 5*5). Тренирует кратковременную память. 9.Корректурные пробы (кроме колец Ландольта – из-за зрения и схожести колец больные не всегда четко понимают различия между кольцами и часто не в состоянии выполнить задание). Можно использовать и другие методики, относящиеся к ряду нейропсихологического воздействия. Более того, многие нейропсихологические диагностические методики здесь можно использовать для тренировки того или иного психического процесса. Как оказалось, чем больше и разнообразнее задания, тем больший интерес они вызывают у больного. Более того, успешное выполнение того или иного задания вызывает дополнительную мотивацию и стимул к дальнейшим занятиям у пациентов с БА. Следующий момент – одним из заданий я всегда ставлю детские задания – обвести предметы. Для сохранности и развития мелкой моторики, поскольку некоторым пациентам с БА порой определенную сложность представляет даже поставить собственную подпись. Есть такие задания, где по точкам надо прорисовать различные предметы. Чем сложнее и разнообразнее предметы, тем лучше будет функционировать мелкая моторика, поскольку будет возрастать количество межсинаптических нейронных связей. Здесь все зависит от регулярности таких занятий. Следует отметить еще один момент. Обязательно в каждой сессии необходимо уделять время на физические упражнения. Такие упражнения надо вставлять в промежутки между выполнением заданий на внимание, мышление, память. Эти задания представляют собой большую умственную нагрузку для больного и для снятия умственной усталости необходима физическая разрядка. Можно разработать целый цикл упражнений, но нам нужна физическая нагрузка, которая также создавала бы дополнительные межнейронные связи в определенных участках коры больших полушарий. И чем необычнее и нестандартнее задания, тем больше скорость возникновения таких связей. Я предлагаю задание подбрасывать и ловить теннисный мяч. Подбрасываем одной рукой, ловим – другой. Для тех, у кого крупная моторика развита хорошо – простейшее жонглирование двумя мячиками (по мячику в каждую руку). Главное, чтобы движения были непривычные и вызывали определенные сложности. По мере тренировок, эти задания становятся более привычными и выполняются все лучше. Уже давно известно, что оптимальный вариант развития памяти в пожилом возрасте является не изучение языков (это на втором месте), а танцы или занятия китайской гимнастикой (тайцзицюань или другие внутренние стили), занятия определенной совокупностью непривычных физических упражнений. Через движения руками и ногами, которые опосредуется нашим зрением и контролируется зрительной, моторной и соматосенсорной зонами коры головного мозга, возникает множество дополнительных межнейронных связей. Эти связи не только улучшают психические процессы в пожилом возрасте, а также у пациентов с нейродегенеративными заболеваниями, но и улучшают общее физическое самочувствие, повышают тонус сосудов, поднимают иммунитет (включаются связи психонейроиммунологии).
Резюме. При работе с пациентами с БА, можно использовать множество различных методик, главное – четко представлять на сохранность или развитие каких именно психических процессов или на развитие каких именно зон головного мозга они направлены. Но ведущая роль, по моему мнению, все же, остается за нейропсихологическими методиками. Спасибо за внимание! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|