|
Кнут или пряникАвтор статьи: Золотарева Ульяна Владимировна
КНУТ ИЛИ ПРЯНИК? О такой системе воспитания и воздействия слышали, пожалуй, многие. Причем, я знаю, что есть сторонники и кнута, и сторонники пряника. Первые убеждены, что пряник – это ненужное баловство, а кнут – эффективный инструмент, и именно на нем должна строиться вся система управления и руководства, будь это ребенок или взрослый человек. Их оппоненты утверждают обратное: кнут – это насилие, он унижает и лучшее решение в прянике! Кто же прав? Начнем с истории! Первоначально эти атрибуты поощрения и наказания звучали как «плеть и пряник». В разных странах, их названия меняются. Так, например, в Англии они – «палка и морковь», по аналогии с воздействием на такое упрямое животное как осел. Осла подгоняют палкой и поощряют идти за сладкой морковкой. Мда… Я считаю, что сравнивать людей и ослов не очень красиво. Однако, эту же систему мы можем найти и у дрессировщиков собак, дельфинов и лошадей. Мягкие дрессировщики дельфинов используют метод пряника и подкрепляют только желательное поведение животного, полностью игнорируя нежелательное. Собак угощают лакомым кусочком, когда она выполняет команды, затем кусочек убирают, заменяя на похвалу, а потом, собака выполняет команды и даже не помнит, почему она это делает. Психолог Николай Козлов предлагает следующую метафору «кнута и пряника»: Лошадь можно учить прыгать двумя способами: Заставлять ее бежать и прыгать, а если не прыгнет – бить. Предлагать ей прыгнуть, и если прыгнет – хвалить и кормить. В первом случае – результат получают тут же, на следующий день, лошадь несется и прыгает с выпученными от ужаса глазами, часто травмируется, падает, еще больше боится… Итого: лошадь «без головы», носящая, кусающаяся, агрессивная, ненавидящая вас и прыжки, но прыгающая честно каждый раз. А во втором – результат будет через год, но в результате – не понадобится уздечка, чтобы контролировать лошадь, не понадобится хлыст, чтобы ее наказывать, не понадобятся шпоры, чтобы ее подгонять: лошадь будет сама делать все, а вам останется только радоваться ее послушанию и ласке. Стоп-стоп, опять всё про животных. Как-то хочется уже перейти к обсуждению людей! Плюсы такой системы воздействия очевидны – она простая. За желательное поведение и хорошие поступки вы хвалите человека, награждаете премией или конфеткой, а за плохие поступки следует наказание, штрафы, выговоры и т.д. Давайте, рассмотрим более подробно плюсы и минусы кнута и пряника, как это сделал социальный психолог Дуглас Магрегор. Он говорит о том, что на самом деле кнут действует быстрее и доходчивее, понимается он очень просто. Пряник – действует медленнее, не так очевиден. Однако пряник эффективнее и намного перспективнее в плане взаимоотношений! Пряник дает желание делать больше и лучше! Кнут уничтожает контакт между вами и тем, к кому вы применяете этот кнут. Кнут не учит думать, не учит искать выход из ситуации, рождает злость, агрессию, усталость. Полностью отказаться от кнута, к сожалению, тоже не получится, можно использовать его в крайней ситуации, когда речь идет о жизни и безопасности или на очень непродолжительное время. Так, например, один из способов «мягкого кнута» является метод «тайм-аута», который можно применять к маленьким детям. Если ребенок демонстрирует нежелательное поведение – щипает вас, дергает за волосы, колотит кулачками, или же просто закатил истерику по поводу игрушки, сделайте «тайм-аут». Удалитесь из зоны видимости ребенка на столько минут, сколько лет ребенку. Если ему год – выйдете на одну минуту, если два года – на две, и т.д. За это время у малыша, лишенного вашего внимания, начнет формироваться причинно-следственная связь «данное поведение - нет внимания», а вы успеете успокоиться, если поведение ребенка вывело вас из себя. Дуглас Магрегор утверждает: используйте метод кнута и пряника в соотношении 1:7, тогда ваше воздействие на человека будет эффективным, сохранит с ним контакт, а ваш кнут будет восприниматься без обиды, как обоснованное наказание. У любой системы можно найти минусы и недостатки, как говорилось выше, эти методы больше напоминают дрессировку животных, хотя и на людях она работает неплохо. Однако следует помнить, что если эта система будет единственной, то она и будет настоящей дрессурой. Привыкнув к прянику, дети не спешат делать добрые дела «за просто так», по зову совести. Они по привычке ждут поощрения и похвалы. А привыкнув к кнуту, за углом вашего же дома такие дети будут в тихушку вытворять то, что вы им не позволяете, при этом в вашем присутствии показывать поведение, которое ожидается от них. Метод «кнута и пряника» работает хорошо, только если у человека не удовлетворены базовые потребности — в безопасности и еде. При достижении же адекватного уровня существования появляются потребности более высокого уровня, например, в любви и самоуважении, которые делают метод неэффективным. Кроме того, у человека могут иметься особые обстоятельства, при которых потребности высокого уровня не подавляются неудовлетворённостью базовых потребностей (Магрегор). P.S. Кстати, когда люди предпочитают брать кредит, а затем расплачиваться за него в последующем, то они, таким образом, используют по отношению к себе метод кнута. Кредит выступает в роли кнута, который подгоняет нас каждый месяц и приводит к желаемому поведению. Очень важно помнить о том, что основная доля воспитания и воздействия на детей и взрослых состоит не в механических поощрениях и наказаниях, а в процессе объяснения, демонстрации собственного примера, обучения стратегическому мышлению, прогнозированию поступков и критическому отношению к себе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|