Кнут или пряник

КНУТ ИЛИ ПРЯНИК?

О такой системе воспитания и воздействия слышали, пожалуй, многие.

Причем, я знаю, что есть сторонники и кнута, и сторонники пряника. Первые убеждены, что пряник – это ненужное баловство, а кнут – эффективный инструмент, и именно на нем должна строиться вся система управления и руководства, будь это ребенок или взрослый человек. Их оппоненты утверждают обратное: кнут – это насилие, он унижает и лучшее решение в прянике!

Кто же прав?

Начнем с истории! Первоначально эти атрибуты поощрения и наказания звучали как «плеть и пряник». В разных странах, их названия меняются. Так, например, в Англии они – «палка и морковь»,  по аналогии с воздействием на такое упрямое животное как осел.  Осла подгоняют палкой и поощряют идти за сладкой морковкой.

Мда… Я считаю, что сравнивать людей и ослов не очень красиво. Однако, эту же систему мы можем найти и у дрессировщиков собак, дельфинов и лошадей. Мягкие дрессировщики дельфинов используют метод пряника и подкрепляют только желательное поведение животного, полностью игнорируя нежелательное. Собак угощают лакомым кусочком, когда она выполняет команды, затем кусочек убирают, заменяя на похвалу, а потом, собака выполняет команды и даже не помнит, почему она это делает.

Психолог Николай Козлов предлагает следующую метафору «кнута и пряника»:

Лошадь можно учить прыгать двумя способами: Заставлять ее бежать и прыгать, а если не прыгнет – бить. Предлагать ей прыгнуть, и если прыгнет – хвалить и кормить. В первом случае – результат получают тут же, на следующий день, лошадь несется и прыгает с выпученными от ужаса глазами, часто травмируется, падает, еще больше боится… Итого: лошадь «без головы», носящая, кусающаяся, агрессивная, ненавидящая вас и прыжки, но прыгающая честно каждый раз. А во втором – результат будет через год, но в результате – не понадобится уздечка, чтобы контролировать лошадь, не понадобится хлыст, чтобы ее наказывать, не понадобятся шпоры, чтобы ее подгонять: лошадь будет сама делать все, а вам останется только радоваться ее послушанию и ласке.

Стоп-стоп, опять всё про животных. Как-то хочется уже перейти к обсуждению людей!

Плюсы такой системы воздействия очевидны – она простая.  За желательное поведение и  хорошие поступки вы хвалите человека, награждаете премией или конфеткой, а за плохие поступки следует наказание, штрафы, выговоры и т.д.

Давайте, рассмотрим более подробно плюсы и минусы кнута и пряника, как это сделал социальный психолог Дуглас Магрегор. Он говорит о том, что на самом деле кнут действует быстрее и доходчивее, понимается он очень просто. Пряник – действует медленнее, не так очевиден. Однако пряник эффективнее и намного перспективнее в плане взаимоотношений! Пряник дает желание делать больше и лучше!

Кнут уничтожает контакт между вами и тем, к кому вы применяете этот кнут. Кнут не учит думать, не учит искать выход из ситуации, рождает злость, агрессию, усталость.

Полностью отказаться от кнута, к сожалению, тоже не получится, можно использовать его в крайней ситуации, когда речь идет о жизни и безопасности или на очень непродолжительное время.

Так, например, один из способов «мягкого кнута» является метод «тайм-аута», который можно применять к маленьким детям. Если ребенок демонстрирует нежелательное поведение – щипает вас, дергает за волосы, колотит кулачками, или же просто закатил истерику по поводу игрушки, сделайте «тайм-аут». Удалитесь из зоны видимости ребенка на столько минут, сколько лет ребенку. Если ему год – выйдете на одну минуту, если два года – на две, и т.д. За это время у малыша, лишенного вашего внимания, начнет формироваться причинно-следственная связь «данное поведение - нет внимания», а вы успеете успокоиться, если поведение ребенка вывело вас из себя.

Дуглас Магрегор утверждает: используйте метод кнута и пряника в соотношении 1:7, тогда ваше воздействие на человека будет эффективным, сохранит с ним контакт, а ваш кнут будет восприниматься без обиды, как обоснованное наказание.

У любой системы можно найти минусы и недостатки, как говорилось выше, эти методы больше напоминают дрессировку животных, хотя и на людях она работает неплохо. Однако следует помнить, что если эта система будет единственной, то она  и будет настоящей дрессурой. Привыкнув к прянику, дети не спешат делать добрые дела «за просто так», по зову совести. Они по привычке ждут поощрения и похвалы. А привыкнув к кнуту, за углом вашего же дома такие дети будут в тихушку вытворять то, что вы им не позволяете, при этом в вашем присутствии показывать поведение, которое ожидается от них.

Метод «кнута и пряника» работает хорошо, только если у человека не удовлетворены базовые потребности — в безопасности и еде. При достижении же адекватного уровня существования появляются потребности более высокого уровня, например, в любви и самоуважении, которые делают метод неэффективным. Кроме того, у человека могут иметься особые обстоятельства, при которых потребности высокого уровня не подавляются неудовлетворённостью базовых потребностей (Магрегор).

P.S.

Кстати, когда люди предпочитают брать кредит, а затем расплачиваться за него в последующем, то они, таким образом, используют по отношению к себе метод кнута.  Кредит выступает в роли кнута, который подгоняет нас каждый месяц и приводит к желаемому поведению.

Очень важно помнить о том, что основная доля воспитания и воздействия на детей и взрослых состоит не в механических поощрениях и наказаниях, а в процессе объяснения, демонстрации собственного примера, обучения стратегическому мышлению, прогнозированию поступков и критическому отношению к себе.



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метод "кнута" или "пряника"? Нужна ли негативная мотивация?
  • Кнут и пряник. Как хвалить и ругать ребенка?
  • Кнут или пряник? Как воспитать самодостаточного ребенка
  • «Кнут и пряник» Ограничения и вседозволенность в воспитании ребенка
  • Кнут и пряник. Как воспитывать детей
  • Кнут без пряника
  • Кнут, пряник и здравый смысл: хочу изменить ребенка. Как?
  • Воспитание ребенка: кнут или пряник? Что выберете Вы? И нужно ли выбирать?
  • Магазин открыт! Вам кнут или пряник?
  • Кнут и пряник - что выбрасываем, что оставляем?
  • Кнут и пряник. Следы из прошлого
  • Главное средство от капризов или еще раз про кнут и пряник. Тест: какой я родитель.
  • Можно ли ребенку жить без родительского кнута?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Если я такой с детства, поможет ли мне психолог, техника, метод?
  • Кто такой «прекрасный принц», если вычесть Лошадь?
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Кнут коню не помощник.
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Страдания как кнут или пинок сзади
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь