|
США изнутри: образование и взросление подростковАвтор статьи: Ермаков Сергей
Сегодня хочу обратить внимание на аспект, о котором мало говорится, а меж тем это важный аспект, поскольку на его основе формируется и в нём заключается механизм «воспроизводства граждан»… если можно так выразиться. Речь пойдёт об образовании и взрослении подростков. Беру в рассмотрение США по двум причинам:
Однако замечу и то, что я не рассуждаю в категориях «хорошо/плохо», а описываю системное явление. Американские школы – это не только классы и уроки, куда дети ходят, чтобы получать информацию, их школы содержат в себе очень важный для целостности всего американского Общества механизм, развёртывающий внутри школ модель этого самого Общества в миниатюре. Чтобы было понятно о чём я, поясню. Одна из ключевых движущих сил в США – это право выражать и отстаивать своё мнение, пресловутая «свобода слова»… и ряд других свобод, на которые всё нанизывается… частная собственность, свободные выборы, право владеть оружием и защищать себя, свобода прессы, предпринимательство и многое другое. И для американского Общества, в отличие, к примеру, от нашего, это не из вне пришедшие лозунги, которые мало что значат для каждого в отдельности, это реальные базовые ценности, которые заложены в «ДНК» их молодой по историческим меркам страны и нации. Воспроизводство и передача этих ценностей ведётся в массовом порядке главным образом именно через школы. Как? Весьма просто… по средствам реализации внутри школ различных видов «социальной активности», позволяющих детям включаясь в них, получать реальный жизненный опыт, вместе с обычными учебными материалами усваивая и то, как работает их Общество. Если вы смотрели, а наверняка смотрели, американские фильмы и сериалы, где главные герои подростки-старшеклассники 16-19 лет, то наверняка помните, что в повествовании много времени уделяется участию героев в тех или иных «клубах по интересам»... шахматы, математика, физика, экология, «модель ООН», дебаты, мода, музыка, кино, история, СМИ и т.д. перечислять можно бесконечно… и всё это на уровне формированиях реальных навыков и прямого опыта в различных сферах. Более того, внутри школ включена и выборная система. Например, выбирается Президент классов с реальными полномочиями на уровне школы, Президенты множества «клубов-сообществ», их Вице-президенты, Секретари и т.д. Что же в итоге? А в итоге… к окончанию школы для многих американских подростков, такие социальные категории, как упоминавшиеся уже: частная собственность, свобода слова, предпринимательство, выборная система, экономика, религия, интересы не на уровне «нравится», а на уровне «понимаю и умею» - являются не абстрактными терминами из учебников, а содержательным опытом, позволяющим к 17 годам делать вполне себе осмысленные выборы… чем заниматься после школы, как это - работать и обеспечивать себя; как это - выбрать колледж и факультет не «для галочки», а потому что хочешь в этом направлении развиваться; как это – отстаивать свои права, аргументировать позицию и многое другое. Не знаю, как вас, а меня часто удивляло по незнанию, когда подростки в американских фильмах и сериалах ведут себя как тридцатилетние… но, взглянув на функционал американских школ поближе, становится понятно почему… даже с учётом кинематографических преувеличений. Конечно, образование в США неоднородно, в том смысле, что частные школы в плане возможностей воссоздания социальных систем, о которых я говорил, заметно превосходят школы государственные, за это так и ценятся, однако, даже в государственных школах заложен всё тот же механизм, пусть у него и меньше размах. Можно сколько угодно говорить про относительную слабость именно информационного содержания образования в американских школах, хотя тут я бы не спешил так утверждать [тем более, если сравнивать с чем… с нашим уровнем?], но дело даже не в этом, для их Общества куда важнее донести и воспроизвести в новом поколении свои ценности, нежели вложить в детей книжные знания, их они смогут, если захотят, получить дальше сами. И раз уж речь зашла о частных школах. В США – это не просто яркая вывеска, красивое здание и дети богатых родителей внутри, как в России, там это прежде всего – более широкий и качественный выбор содержания школьной жизни, которую учебное заведение может предложить. Там учителя из лучших вузов страны (по сути – мира), там стажировки в лучших компаниях, там путь в лучшие колледжи. Да, вы будете правы, если заметите, что обратной стороной медали является нагнетание расслоения, провоцирующее социальные недовольства и т.д., всё это так, но опять же… во-первых, с каким расслоением сравнивать… с нашим?, а, во-вторых, США не социальное государство, никогда таковым себя не провозглашало и там фактически реализуется «социальный дарвинизм», но он же и подстёгивает людей искать способы улучшить качество жизни, потому что они знают, что это трудно, но реально. К чему я это всё? Да к тому, что когда мы видим их активность, их успехи, их наглость, их веру в себя, их желание проявиться, их отстаивание прав и свобод… нужно понимать, что вне зависимости от перегибов в некоторых вопросах, над которыми мы частенько смеёмся… берутся все эти возможности не из ниоткуда, это не генетика и не чудеса, это результат взращивания с уровня школ. Подчеркну, что дело не в той модели, которая воспроизводится в школах США, модель-то может быть любая, и гораздо качественнее, чем у них, а в самом факте, что в американских школах такая модель воспроизводится, а у нас нет. В наших школах даже с информационным уровнем беда, не говоря уж про форматы включения в социальные процессы. Причина кстати проста: в российском Обществе попросту нет модели, которую можно было бы встраивать и воспроизводить в школах… но это уже тема для другой беседы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|