|
Школы разные нужны. Курсы по подготовке к родам. Необходимость или мода?Автор статьи: Золотарева Светлана
Аннотация: автор подробно раскрывает темы и задачи курсов по подготовке к родам. Основной акцент сделан на том, как через подобные занятия специалисты обеспечивают оптимальные условия развития для ребенка. В статье также приводится условная типология женщин по основанию заинтересованности в подобных курсах, а также задачах, которые они перед собой ставят в рамках данных занятий.
Ключевые слова: подготовка к родам, беременность, тревога, родительство, материнство
Быть мамой и папой – это счастье, особое мировоззрение и целая наука. А раз наука, значит, ее можно освоить! Знания и опыт врачей, психологов, педагогов придут на помощь будущим родителям. Конечно, пока в нашей Конституции нет ни слова об обязательности родительского образования. Чем оно полезно и как пригодится? Стоит ли посещать курсы подготовки к родам и родительству? Всем, кто готовится стать родителем, можно ходить на курсы. Часто приходят семейные пары. Современные будущие папы с радостью приходят на занятия, чтобы освоить полезные навыки, потому что хотят помогать своей женщине в родах, облегчить ее состояние обезболивающим массажем и правильным дыханием, разделить с ней радость рождения ребенка, активно включаться в процессы развития своего ребенка, помогать ухаживать за ним. Конечно, большинство слушателей женщины. Если говорить в целом о будущих мамах, то можно условно разделить их на некоторые группы. «Уверенная». Женщины, у которых все в порядке с базовым доверием к миру. Они мыслят так: «Природой все устроено, миллионы лет женщины рожали, и у меня все будет хорошо», « все рожают и я рожу», доктора подскажут. У них положительный сценарий родов, чаще всего, их матери и бабушки благополучно рожали детей и не пугали друг друга «страшилками из роддома». Такие женщины не ходят на курсы и, даже, не читают умных книг из серии «Мягкие роды» или «Радость Рождения». «Тревожная». Женщины, живущие под девизом «Больше знаю – крепче сплю». Это могут быть женщины с «3мя высшими образованиями» или стремящиеся все контролировать. Им важно снять информационные страхи, простроить сценарий родов от момента сборов в роддом, до возвращения домой с ребенком. Понимать что, для чего и как будут делать врачи и акушерки, и что делать, если что-то пошло не по сценарию и, даже, как контролировать врачей, чтобы они не сделали что-нибудь не так. «Ответственная». Женщины, которые настроены на то, чтобы максимально включиться в процесс родов, избежать боли (принять боль), сосредоточиться на массаже, на дыхании, сделать все, что от них зависит, для того, чтобы минимизировать медицинское вмешательство и помочь своему малышу родиться легко. «Естественницы». Некоторые девушки не доверяют врачам, потому что, возможно, когда-то у них возникали некоторые сложности в общении с врачами и медперсоналом. Они выбирают курсы, на которых беременных готовят к домашним родам или родам на природе. Им присуще эйфорическое переживание процесса родов, духовный подъем, единение с природой и Богом. К сожалению, здесь не учитываются те проблемы, которые могут возникнуть в родах и послеродовом периодах. Никто не думает о кровотечениях и приращении плаценты, или об ущемлении последа. Или о проблемах у ребенка. «Тревожные» и «Ответственные» обязательно обсуждают вопросы выбора самого надежного роддома и лучшего для себя врача. Причем у «Тревожных», важным критерием выбора будет наличие в роддоме всех видов реанимации: и детской и взрослой, а у «Ответственных» - близость роддома к дому.
Так или иначе, в конечном итоге женщины, которые ходят в Школу мам, становятся « теоретически» готовыми к родам. Ведущие обязательно учат их, как дышать, какие позиции можно использовать, рассказывают о точках самомассажа, рассказывают о партнерских родах, выстраивают общий сценарий последовательных действий во время родов: как пойдут предвестники, как собраться, как доехать до роддома, что будет происходить в приемном отделении, что - у врача и т.д. Кто-то пройдет этот путь полностью, отдавшись ощущениям и процессу родов. Кто-то будет ждать анестезиолога. Но и его надо дождаться. Полученные знания помогут контролировать себя и не потерять голову. Даже если до родов остались считанные дни, можно подготовить женщину к родам. Во многих школах мам есть трех-, четырехдневные экспресс-курсы, на которых перинатальный психолог рассказывает о психологии родов, практикующий врач, акушер-гинеколог рассказывает про медицинские аспекты родов, а педиатр объясняет основные правила ухода за ребенком, рассказывает о питании малышей и кормящих мам. Женщины, которые рожают повторно, достаточно часто посещают занятия по подготовке к родам. Особенно темы, связанные с поведением в родах. Потому что, например, первый ребенок уже взрослый, и многое родителями забылось. Кто-то приходит, чтобы исправить сценарий первых родов, если они были неудачными, болезненными, или женщина не очень понимала, что с ней происходило, а теперь, во второй раз, хочет осознанно это пережить. Приходят вспомнить дыхание, потому что правильное дыхание действительно помогает. Или, если во время вторых родов муж захотел поучаствовать, или муж уже другой, и он желает присутствовать при родах.
Кроме таких важных тем, как поведение в родах, грудное вскармливание и уход за ребенком, в Школах будущих родителей обсуждаются различные вопросы, связанные с повседневной жизнью семьи, изменениями, которые неизбежно произойдут после рождения ребенка, страхах и «заморочках», забивающие головы будущих мам. В каком-то смысле такое информирование – это не только способ снизить ситуативную или личностную тревогу, но и хорошая психопрофилактика такого тяжелого состояния, как послеродовая депрессия.
Занятия в Школах подготовки к родам и родительству помогают будущим мамам справиться со многими заблуждениями, связанными с беременностью и рождением ребенка. Насчитывается уже больше 60 мифов беременных. Большинство беременных женщин очень мнительны. Для них характерна большая эмоциональная незащищенность. Например, есть миф, что беременная женщина глупеет. Нет, конечно! На самом деле интеллект у женщины никуда не девается, просто он становится узконаправленным: беременность, роды, ребенок. Доказано, что у женщины во время беременности начинает очень активно работать правое полушарие, развивается интуиция, которая необходима, чтобы понимать ребенка. Поэтому многие начинают тянуться к творчеству, забывать цифры, будущим мамам могут сниться яркие сны. Еще такой миф: некоторые думают, что роды пройдут так же, как у мамы. В это верят в основном те, чьи мамы пережили роды не самым лучшим образом. Или так об этом рассказывали. Мы объясняем, что в беременность мамы акушерство было другое, и женщины к этому процессу относились совершенно иначе, были общие предродовые и родовые помещения, где лежало по 10 рожениц, обстановка была очень напряженная. Сейчас почти везде есть боксированное отделение, медицина на высоком уровне. И отношение у женщин очень изменилось: стало преобладать осознанное поведение в родах. Еще один миф: после родов всегда бывает послеродовая депрессия. Это состояние является психическим расстройством, и по критериям DSM-IV оно определяется как период стабильно подавленного настроения и апатии, продолжающийся не менее двух недель. Это состояние сопровождается потерей интереса к окружающему, отсутствием удовольствия от приятных вещей, изменением аппетита (и, как следствие, значительными изменениями веса), нарушениями сна, усталостью, ощущением собственной ничтожности или вины, нарушением концентрации внимания, изменением психомоторных функций, а иногда и суицидальными мыслями. До 12,7% женщин имеют эпизоды депрессии во время беременности, и от 15 до 21,9% - в первый год после родов. Лучшее время для выявления послеродовой депрессии - это период со второй недели до шести месяцев после родов. Было замечено, что посещение обучающих курсов о родах и уходе за новорожденным (школа будущих матерей) снижает риск развития послеродовой депрессии. Будущие отцы охотно посещают вечерние курсы или курсы выходного дня. Особенно ими приветствуются темы про партнерские роды, уход за малышом и развитие ребенка. Т.е. те аспекты, где отец может активно принимать участие в жизни семьи. Наверное, самый распространённый миф среди мужчин – это то, что мужчина может упасть в обморок во время родов. Такое иногда бывает, но надо понимать, что это не из-за мужской слабости, а потому что таким образом работает мужской мозг, который отключается в момент, когда мужчина осознает, что не может контролировать ситуацию. И здесь психолог дает мужчине необходимую информацию, умения и навыки, которые помогут и ему прожить роды, и при этом помочь женщине. Специалисты Школы подготовки к родам помогают женщинам разобраться в различных дискуссионных темах: таких как современные взгляды на здоровье и воспитание детей, а также на здоровье беременных женщин (домашние роды, роды в воде, отказ от прививок и антибиотиков, пеленать или нет, совместный или раздельный сон...)? Это необходимо, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить ребенку последовательную систему ухода и воспитания, а также снизить уровень тревожности матери, который может негативным образом влиять и на беременность, и на роды, и на материнство в целом. Обсуждается тема домашних родов, родов в воду, прививок и, конечно, воспитания. Если говорить о воспитании, есть одна не очень приятная тенденция, заимствованная из Европы, – детская вседозволенность. Некоторые родители считают, что ребенку до пяти лет все можно. Но перевоспитать такого «барчонка» будет очень сложно. Важно с ребенком не только договариваться, но и показывать своим собственным примером правила поведения в обществе. Надо учить его понимать причинно-следственные связи. На эту тему, здорово написано у Юлии Борисовны Гипенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Существует такой термин - «родительский невроз». На занятиях важно обсуждать вопросы, которые помогут избежать этого состояния. Родителям доступно огромное количество разной информации, порой противоречивой и категоричной. Что покупать новорожденному, где рожать, как развивать и тд. Мамы не могут принять решение и думают слишком много о второстепенных по сути вопросах. Очень модным, например, стало раннее развитие детей. Помимо родительского невроза из-за переизбытка информации, актуально будет упомянуть о родительской некомпетентности. Мамы сегодня стремятся быть идеальными. Назовем это «высокая планка материзма». Но это невыполнимо! Есть правило трех «С»: сыто, спокойно, сухо. В первые три месяца обеспечила своему ребенку сыто-спокойно-сухо, все, можно считать себя идеальной матерью. Придти в себя помогают 4 экзистенциальных вопроса: «Хочу ли я?», «Могу ли я?», «Должна ли я?», и «Кому это выгодно?». Все это обсуждается с родителями на курсах. Можно включать практические упражнения (помимо очевидных на дыхание и релаксацию) психологического толка, чтобы помочь будущим родителям расставить приоритеты, осознать свои «проблемные» зоны и, конечно, получить необходимую психологическую и информационную поддержку от ведущего курсов и группы. Стоит ли обсуждать с будущими родителями вопросы, связанные с вероятностью того, что их будущий ребенок может родиться особенным? Темы особенного ребенка обсуждаются выборочно и очень аккуратно. Женщины, которые знают, что у них родится особенный ребенок, не всегда обьявляют на группе, что у них с ребенком что-то не так. Они могут обратиться частно. Специалисты психологи работают индивидуально и с учетом рекомендаций врача. Но, как правило, такие мамы ищут свои сообщества, и там есть специализирующиеся в этой области психологи, врачи, которые помогают справляться именно с конкретной проблемой. Даже то, что ребенок получен с помощью технологий ЭКО не всегда обсуждается на группе. Очень редко будущие мамы и папы сами задают вопросы, связанные с угрозой ДЦП или аутизма. Как избежать? Как заметить? Опасны ли прививки и как вакцинация может повлиять на здоровье ребенка?
Если говорить о качестве проведения занятий, то очень много зависит от личности ведущего и его желания вести подобную работу. Хорошо, когда человек имеет высокую квалификацию, ораторский талант или подготовку ведущего, понимает основы психологии. Иногда, бывает, что люди с медицинским образованием любят рассказывать про патологию: «А вот что может быть…». И на 2 часа. И после таких курсов многие женщины уверены, что ничего, кроме кесарева сечения их не ждет. Может даже развиться дородовая депрессия. Но если преподаватель на этих курсах - человек увлеченный, будущие мамы выходят окрыленные!
Одной из волнующих тем курсов, которую необходимо поднимать и обсуждать, это изменения в структуре семьи после появления в ней ребенка. Меняются социальные роли. Девочка-дочка становится матерью, бывшая мать становится бабушкой. Сын становится отцом, но остается «сыночком» для своей мамы. Или молодая мать и бабушка объединяются против отца, потому что он может «испортить» ребенка. Отец чувствует себя ненужным, и перестает заниматься ребенком. И вообще, ему приходить домой не хочется, потому что его там не ждут. Новоявленная бабушка не готова стать «старухой» и просит не называть ее бабушкой – лучше просто по имени. Впоследствии, у ребенка нарушается понимание иерархии в семье. Бабушки в стремлении вспомнить молодость, могут начать «задвигать» своих дочерей в материнской роли по отношению к ребенку, отталкивая, в прямом смысле слова, от пеленального стола законную мать, которая, в свою очередь, боится «обидеть» маму и указать ей место. Это, конечно же, неправильно. Подобные ситуации прорабатываются на курсах теоретически и, если требуется, на примерах с разбором ситуаций.
Вот такое ученье, в конце которого малыш увидит свет. Ведь в конечном итоге все, что делается и рассказывается на курсах по подготовке к родам, преследует задачу обеспечить именно ребенку максимально комфортные условия развития за счет спокойной и уверенной мамы, стабильной семейной системы и понятной семейной иерархии.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|