Про нападения в школах

 За прошлую неделю СМИ сообщили о нескольких случаях насилия в школах.  В Улан-Удэ подросток напал на класс с  топором и коктейлем Молотова и попытался покончить с собой.  В Перми подростки  напали  с ножами на учителя, а затем пытались убить друг друга.  В Симферополе школьнику прострелили ногу из пневматического пистолета, а  в Челябинской области ножом ранили подростка.

Как обычно, политики и журналисты, психологи и психиатры нашли простое объяснение. Виноваты в беде  соцсети, недостаток психологов и охраны в школах.  Еще компьютерные игры, отсутствие духовно-нравственных скреп и агрессивную музыку вспоминают.  Выход тоже  нашли простой. Усилить контроль за интернетом, увеличить количество психологов и охранников  в школах.

Вот теперь, видимо, заживем. Все проблемы с насилием, таким образом, можно решить. Достаточно приставить к каждому человеку полицейского, попа, психолога и психиатра, затем разрешить в интернете доступ только к  духовно-нравственному контенту.

В голове у горе-экспертов скорее всего такая картина. Идет такой ребенок счастливый из школы, садится за компьютер, пока мамы с папой нет. Случайно натыкается на группу в ВК про школьников из Колумбайна и думает:

«Круто! Пойду тоже так сделаю. Я и не знал, что существуют оружие, убийства и самоубийства. Вон оно как. И я так могу. Это же лучше, чем ходить в мою любимую школу к моим заботливым учителям и дорогим одноклассникам, а потом дома ждать ужина с внимательными родителями». Берет топор и идет в школу.

Конечно, это абсолютная чушь. Ни одна группа в соцсети не может быть причиной насилия или суицида. Миллионы детей и взрослых потребляют  информацию о насилии. Все люди, хотя бы иногда, имеют более или менее осознаваемые фантазии и мысли на тему насилия по отношению к себе или другим, но в реальность это воплощается относительно редко. То есть сама информация о насилии не может быть причиной.

В зависимости от преобладающего настроения и мыслей человек, в том числе и ребенок, ищет соответствующую информацию. Если ребенок и правда счастлив, то пройдет мимо таких групп или посмотрит их из любопытства и забудет.  Я работал с детьми в качестве психиатра и психотерапевта.  Один вполне здоровый мальчик мне сказал, что он видел эти группы, заходил из любопытства, но ему они не показались интересными.

Если же ребенку плохо, то он будет искать такие группы, с целью поиска информации, отвечающей его настроению и мыслям. Найдя ее, он скорее даже получит облегчение за счет проживания и выплеска негативных эмоций в общении с детьми, имеющими схожие проблемы. В большинстве случаев  с пользователями таких групп так и происходит.  Конечно, в отдельных случаях может произойти и чрезмерное усиление этого настроения, но, скорее всего, оно бы и так произошло, без соцсети. Что-нибудь другое послужило бы  таким триггером рано или поздно.

Психика человека вообще и  ребенка в частности, тем более подростка, не реагирует  механически на то, что написано или сказано кем-то. Она перерабатывает это в зависимости от эмоционального фона или убеждений. При этом активно  ищет в окружающем то, что соответствует психическому состоянию.

Это касается и песен, и компьютерных игр. Практически все подростки слушают агрессивные песни и играют в компьютерные игры. Кто-то из них совершает акты насилия, но это не значит, что песни и игры тому виной. Скорее увлечение ими – иногда следствие агрессивных тенденций, которые могут быть вполне безобидными и находят выплеск в этих занятиях.

Меня, как психиатра, обеспокоила бы скорее обратная ситуация. Если подросток не имеет агрессивных побуждений.  И вот почему.  Важно понимать специфику подросткового возраста. Подросток начинает осознавать себя как автономную личность. Он ищет свои ценности. Увлекается различными идеями. Его кидает из крайности в крайность, в том числе и в агрессию. Подросток слепо  отвергает ценности старшего поколения в поисках собственных. При этом может увлечься религиозным или политическим экстремизмом, например. Это нормальный период развития. Очень сложный, но необходимый. Если подростковый период протекает спокойно и гладко, то вполне  вероятны психологические проблемы  во взрослом возрасте.

Запреты и ограничения тут не помогут. Возможно, что подобные акты насилия в любом случае неизбежны. Просто в  силу биологической склонности человека к агрессии, наличия социальных противоречий и специфики подросткового возраста, когда агрессивные тенденции обостряются. Пугающие нас эксцессы – это крайние формы континуума нормального подросткового поведения. Чтобы уменьшить число таких случаев  нужно помочь подростку направить  бунт и агрессию в социально приемлемое русло. Это может быть увлечение современным  искусством, экстремальной  музыкой,  спортом, участие  в политических  протестах и даже  компьютерные игры.

Усиление охраны, конечно,  не панацея. Если подросток готов к насилию, то он найдет способ его совершить. Школьные психологи тоже очень ограничены в возможностях.  Многие думают,  что  они  волшебники, которые как угодно изменяют состояние ребенка. Но это не так. Хотя бесспорно, что психологи в школах нужны, но считать, что их наличие гарантированно предотвратит насилие – глупо. А знание христианских заповедей и молитв тем более  не спасает от жесткости.

Помимо биологических и социально-психологических особенностей подросткового возраста склонность к насилию обусловлена неблагоприятной семейной и школьной обстановкой. Эта обстановка может формировать депрессивное и агрессивное мышление.  К тому же подростковая и детская депрессия часто проявляются именно в агрессивном поведении. Во всем мире и в нашей стране дети достаточно часто подвергаются физическому насилию в семьях.  В том  числе сексуальному.  И если с физическим насилием сталкиваются далеко не все, то психологического насилия со стороны родителей ребенку практически не избежать. Оно проявляется во вполне привычных для российской семьи моральных унижениях и запугиваниях, которые считаются воспитательными мерами. 

Школьные учителя старательно поддерживают эту традицию. Они сами унижают детей, сравнивая их друг с другом, делая колкие и неэтичные замечания, запугивая двойками и экзаменами. Дети находятся в невероятном напряжении. При этом учителя давят на родителей, чтобы те усилили репрессии к детям. К ним присоединяются врачи и психологи, которые списывают нарушения поведения на аморальность и пользование компьютером. При этом никто не пытается понять подростка. На него обрушивается шквал моральных поучений, наказаний и ограничений, что только усиливает его агрессию и/или депрессию.  Многие дети подвергаются психологическому и физическому насилию со стороны старшеклассников и сверстников.

Учителя, родители и психологи обычно считают, что ребенок сам в этом виноват. Они не пытаются решить эту проблему. Часто дети могут иметь индивидуальные  психологические и биологические особенности, которые усиливают их проблемы. И здесь может помочь в первую очередь психиатр и психотерапевт, но не школьный психолог.  Но из-за незнания и страха родителей и педагогов, отсутствия материальных возможностей или грамотных специалистов, ребенок вряд ли такую помощь получит.

Все усугубляют бедность, алкоголизация родителей и душная авторитарная обстановка в нашем обществе, где конкуренция и войны, стремление к власти и деньгам стоят во главе угла. Если  уважаемым взрослым можно решать проблемы с помощью войн и угроз применения ядерного оружия, то почему подросткам нельзя взять нож? Эта резня  — вполне закономерная реакция на весь этот мрак, окружающий наших детей.  Спасти от него — задача семьи и общества. Они могут создать более благоприятную атмосферу вокруг ребенка. Защитить  его не от соцсетей и компьютерных игр, а от унижений, несправедливости и одиночества. Дать ребенку не оплеух и моральных поучений, а уважение и любовь.




Просмотров: 213
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Подросток в неполной семье. Проблемы, которые могут подстерегать.
  • «Общечеловеческие» проблемы, которые может решить гипноз
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Неужели и правда всего одна книга по расстановкам может решить все жизненные проблемы?
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если муж не уходит из семьи, хотя об этом уже заявил
  • Может ли подросток изменить отношения родителей?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Игры в которые играют психологи
  • 30 косвенных признаков эмоционального насилия, которые могут разрушить вашу жизнь.
  • Если вы упорно будете биться головой об стену, то, скорее всего, вы просто окажетесь в соседней комнате.
  • Может ли появление ребенка решить проблемы супругов?
  • Психологические проблемы. Чем может помочь психолог?
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Почему специалисты, в том числе психологи, могут давать советы!
  • Внутренний подросток.... Может быть, пусть остаётся?
  • 15 оттенков серости: грязные игры, в которые бездарно играют психологи
  • Чем пугают родителей в школах и как с этим быть?
  • Как реагировать, если ваш ребенок (подросток) залипает в телефоне, гаджетах?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь