|
Страдание, как манипуляцияАвтор статьи: Лаврентьев Геннадий Петрович
Рассмотрение этого феномена будет происходить на примере клиента, который обратился к специалисту в связи с нарушением общения в семье. Разлад проявлялся в холодности отношений, поверхностности общения, скандалах и тенденции к разводу. В ходе анамнеза, помимо прочего, выяснилось, что клиент(супруга) подчеркнуто религиозен и в качестве доминирующей сознательной установки использует принцип «Бог терпел и нам велел». В чём проявляется данная установка и какова её подоплёка? Ниже разберём динамику широко используемого манипулятивного приёма, выявленного у клиента. Итак, клиент, назовём его страдалец, в на начальном этапе общения с другим малознакомым человеком, как бы «стелется» перед ним, делает, по сути, излишние реверансы, которые проявляются в нарочитой улыбчивости, желании словесно угодить, полностью подстроиться под собеседника, под его стиль и интересы, как бы пренебрегая своими желаниями, потребностями и интересами в данном диалоге. Стоит подчеркнуть, что такой стиль общения является именно начальным этапом. Выяснилось, что по мере развития отношений, клиент всё больше и больше «отвоёвывает» для себя выгод, и далее манера общения становится открыто манипулятивной. Но, об этом позже. Рассмотрим четыре вопроса. Почему человек выбрал эту модель? Итак, напомним, что в качестве сознательного оправдания такому самоуничижительному поведению клиента является религиозная установка «Бог терпел и нам велел»; некая доходящая иногда до мазохизма страдальческая установка, проявляющаяся в соответствующем паттерне. В качестве базовых психологических факторов такого поведения, в данном случае были: наличие у клиента повышенной тревожности, заниженной самооценки, низкой когнитивной сложности, внешний локус контроля. Механика паттерна. На начальном этапе, на этапе самоуничижения, человек, во-первых, обезоруживает оппонента, всем своим поведением говоря, что ты лучше, важнее, а я - никто. Все защиты и стратегии, которые оппонент применял с обычными людьми, становятся, по сути, не нужными. Во-вторых, страдалец как-бы, отдает себя во власть оппонента, полностью отдавая ему инициативу и следуя за ним в его интересах. Далее наш оппонент, находясь в дезориентированном, расслабленном состоянии, и, как бы, взяв на себя ответственность за клиента, может проявить, что называется, роль хозяина, распорядителя судьбой страдальца и начать действовать как-то недостойно, как альфа-доминирующий самец в стае обезьян, а не как культурный человек. Позволив себе наговорить лишнего, перейдя границы дозволенного и в словах и в поведении, в какой-то момент оппонент начинает приходить в себя. При более благоприятном развитии событий, оппонент начинает чувствовать себя обязанным за оказанное ему высокое доверие. Далее происходит чудесное преображение! В какой-то момент, страдалец превращается в совершенно другого человека, в противоположность всему тому, что было с ним до этого. У него появляются зубки и коготки. Он последовательно начинает требовать к себе определенного, выгодного уже теперь ему, отношения. И так как страдалец уже успел «сделать много добра» своего рода одолжений оппоненту, страдалец уже имеет ряд веских аргументов и играет на чувстве вины оппонента, и оппонент легко поддается манипулированию. Помните в мультфильме «Три богатыря» - отведай пряничка медового) Если же манипуляция осознается оппонентом, то ничего не происходит, он просто корректно может выйти из общения. Какие же выгоды получает человек с такими поведенческими паттернами? Самые очевидные, ведь, это его защитный механизм против опасного мира. Высокая тревожность делает невыносимым существование, что негативно влияет на самооценку, т.к. человек боится раскрываться и самореализовываться в этой жизни. Низкая когнитивная сложность и внешний локус контроля обусловленные, в том числе, сильной, но достаточно поверхностной религиозностью – не позволяют смотреть на себя и на мир достаточно широко и многогранно, чтобы эффективно и полноценно выстраивать общение с окружением. Такой комплекс, исходя из моих наблюдений, сегодня не такая уж и редкость и представляет весьма серьезную проблему, хотя бы в силу того, что религиозные установки имеют крайне сильное действие на человека, т.к. основываются на вере, а не на знании. И влияние на данный фактор со стороны психолога на практике стремиться к нулю, хотя бы в силу того, что религиозный человек далеко не всегда согласиться на психологическую помощь, всецело отдавая себя в руки религиозных догм. Если же контакт случается, то работу следует выстраивать крайне аккуратно, очень бережно относясь к табуированным темам, но в то же время, хорошо осознавая «рабочее поле» и ювелирными воздействиями двигаясь в сторону устранения реальных причин имеющегося комплекса теми инструментами, которые имеются в арсенале практикующего психолога. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|