Ограничения модели оценки результативности тренинга Дональда Киркпатрика

Автор статьи: Михаил Семенов

Модель оценки результативности бизнес-тренинга Дональда Киркпатрика предполагает оценку на 5 уровнях.

В соответствии с этим уровнями изменяется масштаб воздействия, а значит, и следует выделять и различные объекты оценивания/воздействия.

1 уровень — эмоциональное воздействие, симпатия, включенность и заинтересованность участников. Для такого рода оценки достаточно презентации тренера в течение 15—20 минут.

2 уровень — знания, новое понимание явлений. Для оценки этого вида изменений используют тесты знаний, кейсы, которые могут быть задействованы после каждого информационного блока.

3 уровень — изменение поведения, сформированность системы деятельности. Чтобы оценить результативность тренинга на этом уровне, требуется не только пройти тренинг целиком, но часто и некоторое время после, чтобы сформировалась система новой деятельности. Для оценки результативности тренинга на этом уровне обычно используются карты наблюдений и процессуальные показатели деятельности.

4 уровень — изменения в бизнес-результатах. Оценка может проходить на уровне одного работника, но, как правило, происходит на уровне подразделения. Следовательно, и объектом воздействия является производственная деятельность подразделения. Именно на этом уровне чаще всего заказчики желают оценивать результативности тренинга.

Однако изменение бизнес-процессов, на мой взгляд, — задача не тренинговая, а консалтинговая. Использование тренинга для изменения бизнес-процессов может быть одним из инструментов изменений.

Для иллюстрации приведем цитату из выступления Рэйчел Шеклтон, директор тренинговой компании «Концепт»: «С нашей точки зрения, тренинг требует большой работы до его начала, в частности, для выявления того, какие проблемы мы хотим решить. Важно понять: это проблема, которая может быть решена с помощью тренингов — проблема навыков и умений, или это проблема, которая связана с тем, как управляется предприятие (т. е. консалтинговая — прим. М. С.). Наглядный пример: холодный картофель в ресторане. Почему он холодный — потому, что официант не знает, как его подавать, или сам процесс так построен, что он неизбежно холодный? Только одна из этих проблем может быть решена с помощью тренинга».

Эти слова подтверждают нашу точку зрения: для оценки результативности собственно тренинга следует использовать только первые три уровня. А четвертый уровень — уровень оценки консалтингового проекта.

Нам кажется, что при формировании заказа на тренинг или консалтинговые услуги необходимо четко определять вид деятельности (тренинг или консалтинг) и в соответствии с ним — уровень оценки.

Дж. Филипс предложил ввести пятый уровень оценки: возврат на вложенный капитал.

5 уровень — показатели ROI: финансовый коэффициент, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. Если предыдущий уровень оценивает изменения в бизнес-подразделении или бизнес-процессе, то на этом уровне можно говорить об отдельном бизнесе и его эффективности. Для образовательных процессов типичной бизнес-единицей является Корпоративный университет.

Таким образом, получается, что распространенная в России 5-уровневая модель оценки результативности тренинга предназначена не только для оценки тренинга, но и для консалтинга и новых бизнесов. Собственно результативность тренинга оценивается только первыми тремя уровнями.

 

М. Ю. Семенов, кандидат психологических наук, доцент, г. Владимир



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метафоры-Анекдоты для психотерапии и тренинга. Практики Невского А.В. Базовый уровень.
  • Результаты бизнес-тренинга: в чем причины неудач?
  • Методическая разработка профориентационного тренинга для подростков (и не только)
  • Почему возникает страх оценки и как с ним быть?
  • Как быть со страхом оценки
  • Плохое, хорошее, лучшее. Проблема субъективной оценки.
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Сказка. Работа участницы тренинга Быть женщиной.
  • Ожидание смерти подобно. Может пора на новый уровень?
  • Как быть, если у влюбленных очень различный уровень доходов?
  • Можно ли научить продавать или всегда ли достаточно тренинга?
  • Мы все хотим оценки
  • Пространство состояний инструментов тренинга
  • Как не попасть под воздействие неэкологичного тренинга?
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • До тренинга 10 минут... О чем бы поговорить?
  • По следам одного тренинга
  • Правила разработки инструментов для активного тренинга. Часть 1
  • Анкета для оценки уровня компетентности менеджера
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Страх оценки и что с этим делать?
  • Мотивация к школе и первые оценки первоклассников
  • Влияние оценки на процесс саморегуляции молодежи
  • Новый уровень отношений… Быть или не быть?!
  • Творческий подход – залог эффективности командообразующего тренинга
  • Мой опыт трансформации после прохождения тренинга «Ребефинг. Перепроживая свое рождение».
  • Квест «Пробраться в театре на свое место и не быть «жертвой». Уровень 2. Помощь при созависимости.
  • Квест «Пробраться в театре на свое место и не быть «жертвой». Уровень 1. Помощь при созависимости.
  • Почему мы боимся оценки окружающих.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь