Рассмотрим лень в рамках процесса ее возникновения - в первом приближении - это ориентация на то, что важнее всего некий, возникающий внутри человека, отказ.
Он ставится во главу угла и через него все проходит как через некий фильтр - чему нужно отказать.
Человек выстраивает план действий, и тут же, при построении вторым потоком оценивает его неким "пакетом чувств", диалогом об этом плане.
Лень - это отказ как результат оценки плана этим своим "пакетом чувств".
Интересно, что эта "чувственная" оценка зачастую сбоит - преувеличивает важность дела или как-то искажая его.
Но, несмотря на то, если человек занялся делом, результат достигнут, и эта "чувственная оценка" оказалась не верна, она почему-то все равно возвращается и применяется к оценке следующего плана.
Давайте исследуем это повнимательнее:
Проведем параллель между чувственной сферой и внутренним ребенком. "Взрослые" мысли ему как бы предлагают и уговаривают его сделать что-то каким-то очень конкретным образом.
Но он - главный решатель и отказывающийся.
Более того, когда человек идет на согласие с чем-то, что эту капризную субличность не устраивает, у него наступает двойственное отношение к себе, и он как бы успокаивает себя, договаривается с собой - с ней.
Вопрос в том, что эти взрослые дела воспринимаются как бы "не своими" - человек разделен с ними, линейные дела продолжают быть проассоциированы со "взрослым миром" рутины - и конечно же туда не погружаются "внутренний ребенок" а вслед за ним и чувства. Именно поэтому такие дела кажутся пустыми и скучными - и их выполняют для галочки, чтобы "отмазаться" - и на все это время внутренний ребенок - держатель чувств - блокируется.
Естественно, психику не будет устраивать так вести дела, и она будет всячески стараться сохранить единство с "внутренним ребенком". Чем он капризнее, тем хуже будут делаться дела, сложнее себя будет заставлять заниматься планированием
Становится ясно, что вся эта система порочна.
Во-первых - представление, что взрослые дела скучны ребенок впитывает от родителей, когда наблюдает, какие они скучные и измотанные, как с напряжением думают о предстоящей работе - даже если они стараются скрыть это - дети все видят по состоянию тела, интонации, замиранию эмоций на лице и дыханию.
Представление о взрослых скучных делах дают взрослые родители.
Во-вторых - внутреннее разделение на ребенка и взрослого создают сами родители, подавая и скрывая часть информации, временно "оберегая" ребенка от "рутинных" занятий, но подспудно формируя у него представление что он чем-то отличен от них как ребенок. Эта граница - то, куда ему нельзя смотреть и о чем думать, дела за ней пропитаны скукой и напряжением и непонятно вообще зачем они нужны.
Эта граница и есть граница внутреннего ребенка, именно на ней происходит битва с "ленью" - потому что в ней заперты чувства и возможность включаться человеку самому во все свои дела постоянно. Так он может делать только в своих "детских" делах и играх.
Отсюда игровые зависимости и "залипания". Отстранение себя от "взрослых" тем.
И что можно сделать - помочь распространиться чувствам и собственному включению из этого "детского" уголка психики.