Самооценка и оценка других

Автор статьи: Наталья Матяж

Как часто бывает, сама жизнь преподносит нам уроки и негативных поступков, и моделей поведения, которые можно брать за образец.

            Недавно наблюдал случай: мама, бабушка и сын (лет 5-6) шли по улице, говорили… Все было спокойно… Но вот мама сказала сыну: «Ты – злюка!». Реакция ребенка не заставила себя ждать. «Я не злюка! Я не злюка!» - обидевшись запричитал он и его слова вскоре переросли в настоящую истерику. Взрослые принялись его успокаивать, но это уже было не так просто…

            Что же произошло? Почему ребенок так остро отреагировал? Можно ли было добиться позитивного результата, используя другие слова?

            Если рассмотреть человека, то можно выделить такие составляющие: его личность, эмоции, мысли, поведение. Личность – самая устойчивая и незыблемая структура, включающая биологически и социально обусловленные качества и свойства, черты характера, тип темперамента и т.д. Она должна восприниматься нами как данность, ее практически невозможно изменить. Достаточно сложно поддаются коррекции эмоции и мысли человека… Вспомним, что вначале они появляются, мы чувствуем или думаем, а потом осознаем свою появившуюся эмоцию или всплывшую в сознании мысль.

А вот поведение мы вполне можем изменять, управлять им в зависимости от ситуации и нашего желания.

Чего же хотела добиться мама, назвав ребенка «злюкой»? Очевидно, она сделала это из самых добрых побуждений с целью скорректировать его поведение, что бы он вел себя более доброжелательно, спокойно. Мать оценила ребенка для того, что бы тот изменился в лучшую сторону. Т.е. цель была благородная, но форма ее достижения выбрана не самая удачная. Фактически мама сама того не ведая вторглась в святая святых ребенка – его личность, навесив на нее не лестный психологический ярлык. И ребенок бессознательно выбрал протестную, но естественную и эффективную форму противодействия такой психологической интервенции мамы, ведущей с снижению его самооценки, ухудшению Я-концепции (представления о самом себе) – истерику.

Кстати говоря, мы и себя зачастую оцениваем подобным образом, произнося про себя: «дурак», «недотепа», «истеричка», «боягуз» и т.д. Арсенал подобных, фактически ругательных, слов у нас прочно формируется еще с детских лет под влиянием семьи, детского сада, школы, знакомых, коллег, начальства… И применяя такие слова по отношению к себе мы не столько способствуем изменению себя в лучшую сторону, сколько накладываем на собственную личность еще один негативный отпечаток.

В качестве примера можно привести случай из жизни известного американского баскетболиста, который неожиданно потерял форму, ухудшил свои спортивные показатели. Видимых причин для этого не было. Работая с психологом они обратили внимание, что в последнее время во время неудачных бросков баскетболист ругал себя, обзывал не самыми позитивными словами… Из-за этого нервничал, начала формироваться неуверенность, что и привело к снижению спортивных достижений. Изменив форму реагирования на неудачи, перестав себя обвинять, спортсмен сумел преодолеть кризис и восстановил свои былые результаты.

Какая же форма оценивания себя и других наиболее эффективна?

Нужно оценивать не личность, мысли и эмоции, а поступки. Например, говорить не «Ты – злюка!», а «Ты поступаешь со злостью»; не «Трус», а «В такой-то ситуации испугался». А еще лучше показать и себе, и другим путь изменения поведения: «Надо вести себя дружелюбнее», «Будь смелее!». При этом не пострадают самооценка и Я-концепция человека. И он не только осознает свое неадекватное поведение, но и увидит направление для исправления поступков, а следовательно – самосовершенствования.

Особенно важно умение адекватно оценивать другого для родителей, ведь неустойчивая, формирующаяся детская психика особенно подвержена внушению и «впитывает» любые родительские оценки. Более конкретные вопросы оценивания ребенка, его воспитания, изменения неадекватного поведения на позитивное рассматриваются в дистанционной учебной программе «Как изменить негативное поведение ребенка»: http://www.psycholog-help.blogspot.com/p/blog-page_6165.html

В предлагаемом курсе для родителей рассматриваются такие темы: 

  • Как дети становятся «трудными»?
  • Пути влияния на «трудного» ребенка 
  • Внушение – один из эффективных приемов воспитания ребенка 
  • Как изменить нежелательное поведение ребенка без наказания? 
  • Особенности применения методов, которые устраняют нежелательное поведение ребенка 
  • Как эффективно ограничивать нежелательное поведение ребенка? 
  • Как избежать насилия над ребенком в процессе воспитания? 
  • Виды насилия над ребенком и последствия его применения 
  • Правила использования наказания в воспитании детей


Просмотров: 435
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нежелательное поведение ребенка, или почему фее с волшебной палочкой лучше не вмешиваться
  • Поведение на детской площадке: как научить ребенка вести себя
  • Влияние телевидения на эмоции и поведение ребенка
  • Мышление ребенка и поведение родителей
  • Как агрессивное поведение ребенка влияет на родителей?
  • Как поведение родителей влияет на здоровье ребенка?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Пора прекратить винить родителей за поведение ребенка.
  • Поведение родителей, разрушающее благополучие собственного ребенка.
  • Поведение ребенка бессмысленным не бывает.
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Плохое поведение ребенка: чего же он хочет?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Проблемное поведение? Истерики? Саботаж? Учим ребенка говорить нет!
  • Поведение на детской площадке: что надо знать о психологии ребенка
  • Поведение ребенка, как метафора…
  • Плохое поведение ребенка
  • Как рассшифровать плохое поведение ребенка.
  • Уверенное поведение вашего ребенка
  • Проблема: провокационное поведение ребенка. Часть 2
  • Проблема: провокационное поведение ребенка. Часть 1.
  • Противоречивое поведение ребенка – дезорганизованная привязанность
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Плохое поведение ребенка для маминого же блага.
  • Как влиять на поведение ребенка. (родительский авторитет, продолжение)
  • У моего ребенка агрессивное поведение... Или нет? Как развеять сомнения.
  • Агрессивное поведение ребенка Часть 2. Механизм агрессии.
  • Типы токсичного поведения матерей: влияние на личность ребенка
  • Какое поведение подкрепляется наибольшими по силе эмоциями, то и будет характером ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь