Из опыта работы «В центре книги»
- Воронкова Наталья Анатольевна
- Фролова Наталья Викторовна
Воспитатель МОУ Детский сад № 254 г. Волгоград
Очень много времени проводят современные дети возле телевизора совсем потеряв интерес к чтению. Родителям некогда читать с детьми, проще купить новый диск с мультяшками и чадо будет занято просмотром весь вечер. Столкнувшись с проблемой малого интереса к книгам у воспитанников мы организовали в группе центр книги. Не такой как у всех в детских садах — обычные полочки с детской литературой. Мы постарались, чтобы это было необычное место, куда каждому ребенку было бы всегда интересно заглянуть. Приобщение детей к чтению позволяет им повысить интерес ко всему что их окружает, познакомить с культурой России, познать мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Работа в центре книги помогает стимулировать развитие речи, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Целевая группа: дети 4 -7 лет с задержкой психического развития, с общим недоразвитием речи. Ведущая образовательная область программы, реализуемая в различных видах деятельности в «Центре книги» – речевое развитие.
Ежедневно в центре книги мы читаем разные произведения, проводим игры — инсценировки по сюжетам знакомых произведений, рассматривание иллюстраций в книгах. Приучаем неукоснительному правилу-бережному обращению с книгами. В целях приобщения к труду и развития мелкой моторики проводим деятельность по ремонту книг. У нас есть сундучок «Скорая помощь для книжки», в котором все необходимое для ремонта: клей, скотч, ножницы, полоски бумаги, ластик. Одно из любимых занятий воспитанников это деятельность по иллюстрированию литературных произведений. В центре есть все для художественной деятельности. После каждого прочтения книги делаем зарисовки. Стараемся после каждого прочтения провести беседу-анализ, узнать, что больше понравилось, что запомнилось.
Л. Выготский сказал: Не само по себе чтение влияет, а переживание ребенка в процессе чтения влияет на его развитие.
Выясняем какой герой по мнению детей хороший, какой плохой. Какие поступки героев можно повторять а какие нет. Ребята сами высказывают на кого им хочется быть похожими. Часто мы придумываем, какой бы мог быть другой конец у сказки или рассказа. В зависимости от сезона, лексической темы, предстоящих праздников непременно меняем литературу. О временах года много стихов, которые мы разучиваем наизусть. Многие произведения представлены в нескольких вариантах (разные издания), по несколько одинаковых экземпляров, чтобы детям можно было одновременно наблюдать иллюстрации и составлять свои пересказы. А иногда просто кому- то непременно захочется именно такую же книжку полистать. Обязательно включаем дополнительное освещение вечером. А еще в нашем центре есть небольшое место для уединения. Это зонтик, который крепится на веревочке к потолку, он накрыт балдахином, можно зайти в середину, прикрыть балдахин и побыть наедине. Внутри есть пуфик на нем можно посидеть и вспомнить знакомые строки стихотворения.
Организовывая центр мы придерживались принципа — удовлетворение многообразных интересов детей. У нас есть книги и энциклопедии о животном мире-для любителей всего живого. Сказки русские народные и народов мира, стихи, рассказы, картинки художников иллюстраторов, книжки-малышки, энциклопедии из серии «Хочу все знать» и многое другое.
Ежедневно мы знакомимся с новыми книгами. Прочитав книгу дети могут выразить, все что почувствовали в творческой деятельности: мастерим героев сказок, драматизация сказок, работа с книжками-раскрасками, драматизация сказок с использованием варежкового театра, придумывание сказок с использованием кукол-колечек, работа с фланелеграфом, драматизация прочитанной сказки с использованием разных видов театров. Нашими достижениями считаем выступление перед воспитанниками других групп с постановкой по сказке А.Пушкина «О рыбаке и рыбке», с постановкой по мотивам сказки «Заюшкина избушка», где ребята смогли почувствовать себя артистами. Неоценимую помощь нам оказал музыкальный руководитель подобрав музыкальное оформление и обеспечив костюмами. Мы регулярно проводим непосредственную образовательную деятельность по речевому и познавательному развитию именно в центре книги. Так как нашу группу посещают дети с диагнозом задержка психического развития, занятия проводятся по подгруппам, поэтому мы можем разместиться в центре свободно. Здесь есть и столики, и ширма для театра, и наборы разных кукол- варежковые, колечки, би-ба-бо, деревянные фигурки, картонные для фланелеграфа, резиновые, топотушки. Проводимые занятия носят развивающий характер, обеспечивают максимальную активность и самостоятельность процесса познания. Проводятся в определенной системе и имеют связь с повседневной жизнью детей.
Например, фрагмент занятия по ознакомлению с книгой. Воспитатель: «Книги бывают разные: о природе, рассказы, сказки, стихи. А какие вы читали книги: о природе?, сказки?, стихи? (Ответы детей.) Знаете ли вы чем отличаются рассказы от сказок, а стихи от рассказов? (Ответы детей.) Скажите мне ребята, кто пишет рассказы? стихи? сказки? (Ответы детей: писатель, поэт, сказочник.) Есть книги, которые помогают нам, учат нас. Кто из вас знает, что это за книга такая? Какие книги помогают нам учиться рисовать? (Раскраски.) Когда вы пойдете в школу, в нашу группу придут малыши. Нужно оставить для них книжки в полном порядке. Люди всегда ценили и берегли книги. Книги своим детям передавали родители. Говорят, что, «чтение – лучшее учение» и что «книга – лучший подарок». Вы поняли о чем говорят эти пословицы? (Ответы детей.) Много загадок существует про книги, вот например:
Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не поле, а засеяно, Не человек, а рассказывает.
Книги любят чистоту, порядок, они помогают узнать много нового. В книгу вложен труд человека, их нужно беречь.
Для родителей помещаем информацию по выбору литературы для чтения дома.
Нас знают в районе, мы участвуем в конкурсах развивающей среды, с представлением своего центра. При необходимости наш центр книги легко трансформируется в мини-музей «Русская горница». В шкафу хранятся музейные экспонаты: настоящие лапти, веретено, самовар, глиняные горшки, валенки и многое другое. Эти экспонаты нам часто пригождаются при прочтении произведений, чтобы познакомить детей с русскими старинными предметами, утварью, одеждой и т.д. Дети знакомятся с русскими обрядами, песенками, потешками, играми, народными праздниками, песенками, закличками. Таким образом мы решаем сразу две важных задачи-приобщаем к чтению и знакомим с русской культурой.
|