ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ?
Костикова Надежда Владиславовна, учитель-логопед МБДОУ № 83, г. Мурманск
«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»
Л.Токмаков
На сегодняшний день остро стоит проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Особенно эта тема актуальна для детей с ТНР.
Речь – это великий дар природы. Ведь благодаря речи люди могут общаться между собой.
И эффективным средством речевого развития выступает литература. Она помогает ребёнку познать суть мира, формирует отношение к окружающему миру, воспитывает как духовно, так и нравственно.
Ещё К.Д. Ушинский отмечал значение книги в дошкольном воспитании.
И одной из приоритетных проблем в настоящее время является приобщение ребёнка к чтению. Современные дети проводят очень много времени перед телевизором, компьютером. И в итоге школьники не любят и не хотят читать книги.
И наша задача – сделать ребёнка грамотным читателем.
Это означает не желание научить его читать, а воспитать интерес к книге. Чтобы ребёнок понимал значение и роль книги в жизни человека.
И для воспитания интереса к книге необходимо создать условия, как в детском саду, так и дома.
Чтобы привлечь внимание и воспитать интерес детей к книге, в своей работе я
опираюсь на следующий план работы:
- Анкетирование родителей по теме «Роль и значение книги для воспитания ребёнка в вашей семье».
- Анкетирование детей «Что читаем дома».
- Консультации для родителей «Когда и что читать детям», «Поможем ребёнку полюбить книгу», «Сказка помогает воспитанию».
- Подборка буклетов – памяток «Что читать детям», «Как воспитывать интерес к книге».
- Рекомендации по проведению настольных игр для формирования интереса к книге «Скажи, кто я?», «Кто сначала, кто потом», «Назови сказку».
- Логопедические занятия, которые проводятся на основе сюжета сказок или детских рассказов.
- Викторины «По следам сказочных героев», «Сказки А.С. Пушкина», «Буратино в гости к нам пришёл», «Путешествуем вместе со сказочными героями».
- Экскурсии в библиотеку.
- Выставки рисунков.
- Создание домашней библиотеки. Дети рисуют сюжеты сказок, рассказов, родители записывают с их слов тексты, потом всё это собирается в книгу (Папка с файлами).
- Конкурсы чтецов.
- Развлечения «Сказочная мозаика».
- Сюжетно –ролевые игры.
- Игры – драматизации.
Этот вид деятельности развивает выразительность движений, речь, формирует творческое воображение, фантазию.
- Использование ИКТ даёт возможность представить материал в яркой, доступной, игровой форме.
Все эти формы помогают разбудить интерес к книге, т.к. с помощью книги у детей расширялся словарный запас, развивалась память, они учились представлять прочитанное в образах, звуках, красках, думать о том, что рассказала книга, выделять книги особенно и не особенно интересные, а значит, невольно узнавать себя и думать о себе – своих интересах, способностях и возможностях. Мне оставалось их только направлять и ободрять.
Итоги работы:
- Повышение интереса к чтению и художественной литературе.
- Повышение уровня речевого развития детей: обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи.
- Дети учатся думать, делать выводы, проводить анализ произведения.
- Детям доступны такие понятия как: сострадание, милосердие, умение и желание радоваться успехам других.
- Активное участие родителей в процессе работы.
- Возрождение интереса к чтению в кругу семьи.
- Положительное отношение родителей к совместной работе с педагогами.
Ещё Д. Дидро считал, что когда люди перестают мыслить, они перестают читать.
И мы вместе постараемся научить наших детей любить книгу.
Литература:
- Демурова Н.М. Что читать детям: спасительные книги. Что читать детям в трудных ситуациях в жизни. М.- 1995
- Петровский М. Книги нашего детства. М. 1986
- Соломон. О.Е. Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
|