Занятие по окружающему миру в старшей группе «Вестники весны»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Виды детской деятельности: игровая, музыкально- художественная, коммуникативная, продуктивная.
Задачи: Обогащать и расширять знания детей о жизни перелетных птиц в весенний период. Закреплять сведения о звуковых сигналах, о видах гнезд и их размещении. Формировать понятие о взаимосвязи и единстве в природе.
Уметь четко и последовательно излагать свои мысли, отрабатывать грамматические категории. Упражнять в употреблении сложно — подчиненных и сложно — сочиненных предложений с союзом «потому- что».
Воспитывать бережное, гуманное отношение к птицам, развивать исследовательский интерес, творческое воображение. Фантазию, связанную с реальностью. Развивать умение реализовывать свои знания в сюжетно- дидактических играх.
Словарная работа: «маскировка», «оперение».
Материал: разрезные картинки, панно с изображением весеннего леса, птицы к панно, пирамида (экологическая цепочка), шапочки перелетных птиц, свистульки деревянные, муляж птицы, карточки на развитие мелкой моторики, музыкальное сопровождение (Чайковский «Жаворонок», звуки леса, мелодия «В мире животных»).
Планируемые результаты: имеет разнообразные впечатления об окружающем мире, устанавливает причинно- следственные связи. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Знает некоторых представителей окружающего мира. Знает правила поведения в природе и соблюдает их.
Ход занятия:
Дети встают в круг.
- Есть волшебные слова - Повторить их надо. Скажешь слов — слышишь два И сердце наше радо.
Дети, подарите друг другу эти волшебные слова:
- Доброе утро, я дарю Вам светлую улыбку. - Доброе утро, я дарю Вам ласковое солнышко. - Доброе утро, я дарю Вам хорошее настроение. - Доброе утро, я дарю Вам свою дружбу. - Доброе утро, я дарю Вам ясное утро. - Доброе утро, я дарю Вам удивительный день. - Доброе утро, я дарю Вам солнечный день. - Доброе утро, я дарю Вам чистое небо.
- Доброе утро, дети. Я хочу показать вам волшебное дерево. Посмотрите, под деревом лежит красивый конверт, а в нем что- то есть. Что это за сюрприз?
Проводиться дидактическая игра «Собери картинку» (в конверте лежат разрезные картинки «перелетные птицы»). Дети собирают на двух словах птиц.
- Какую птицу Вы собрали? (ответы детей). Молодцы, ребята, быстро справились. Теперь внимательно еще раз посмотрите на эти картинки и скажите, о каких птицах будем сегодня разговаривать? (о перелетных птицах).
- Каких перелетных птиц Вы знаете? (ласточка, кукушка, соловей, журавль, трясогузка, пеночка, грач, скворец).
- Как много птиц Вы назвали, молодцы.
- Сейчас мы с Вами не можем попасть в настоящий лес, послушать пение перелетных птиц, но можем себе это представить. Закройте глаза, подставьте ладошки солнышку (звуки, музыка П. И. Чайковского «Жаворонок»)
- Как Вы представляете весенний лес?
- Я вижу, как светит ласковое солнышко.
- Я вижу, как по небу плывут пушистые облака.
- Я вижу, как журчат веселые ручейки.
- Я вижу, как на деревьях набухли липкие почки.
- Я вижу, как на проталинах зазеленела трава.
- Я вижу, как проснулись, и зажужжали пчелы.
- Я вижу, как появились первоцветы.
- Я вижу, как прилетели перелетные птицы.
- Как красиво Вы представили весенний лес. Многие поэты в своих стихотворениях чудесно описывали лес.
- Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий, мир природы
Избытком жизни упоен.
Выставляется панно «Весенний лес» (звучит музыка «голоса птиц»)
- Домой летели перелетные птицы из дальних стран. Устали, многие в пути погибли, до нас долетели только самые сильные птицы. Помогите им: расселите птиц в домике- гнезда.
Проводиться дидактическая игра «Расселим птиц» (каждый ребенок прикрепляет свою птицу к панно).
- Почему мы птиц расселим в эти гнезда?
- Я поселил скворца в скворечнике, потому, что этот дом ему строят люди.
- Я поселил пеночку в траве, потому, что она вьет гнездо на земле.
- Я поселил трясогузку на веточки, потому что она вьет гнездо в кустарнике.
- Я поселил ласточку у речки, потому что она строит гнездо на берегу реки.
- Я поселила грача на вершину дерева, потому что он вьет гнездо на вершине самого высокого дерева.
- Я поселил соловья на тонких веточках, потому что он вьет гнездо на тоненьких веточках ивы.
- Я поселил журавля возле болота, потому что он строит гнездо на кочке.
- Птицам понравилось, как Вы правильно расселили и красиво рассказали об этом.
Дети садятся за столы.
- У всех птиц волшебное пение и разное оперение. Посмотрите, у соловья ни одного яркого перышка, а у скворца черное оперение. Что такое оперение? Как Вы думаете, для чего у птиц разное оперение?
- Цвет перьев помогает птицам прятаться от врагов.
- Сейчас мы в это убедимся. Давайте проведем опыт.
- Посмотрите, на моем листе бумаги нарисована птица с желтым оперением, я прячу ее за красным «солнечным лучиком» (красный пластик). А в лесу это солнечный лучик, за которым прячутся птицы. Что случилось с птицей?
- Птицу не видно, она спряталась.
- Как можно сказать по другому? (замаскировалась).
- Красный цвет имеет в себе желтый оттенок. Желтый сливается с желтым и глаза хищника не могут увидеть птицу.
- Теперь попробуйте спрятать свою птицу (звучит тихая музыка).
Дети по точкам обводят птиц желтым карандашом, закрывают зеленым пластиком- листочком.
- Спрятались, замаскировались.
- Зеленый цвет содержит в себе желтый оттенок. Желтый цвет сливается с желтым и глаза хищника не могут отличить один цвет от другого.
- Все правильно. Мы можем сделать вывод, что цвет птицы помогает ей сливаться с природой — так они защищаются от своих врагов.
Проводиться физминутка.
- Мы расселили птиц в свои гнезда и теперь у каждой птицы начались свои заботы и песни. Какие это песни?
Дети берут свистульки- голоса птиц.
- Я слышу, как утка крякает.
- Я слышу, как скворец посвистывает.
- Я слышу, как пеночка трещит.
- Я слышу, как трясогузка поет.
- Я слышу, как ласточка щебечет
- Я слышу, как грач кричит.
- Я слышу, как соловей поет.
- Я слышу, как кукушка кукует.
- Я слышу, как журавль курлычет.
- Ослепила нас весна солнцем, оглушила птичьим гомоном, иначе «птичьим базаром». Что такое «птичий базар»?
Проводиться инсценировка «Птичий базар». Ребенок надевает шапочку грача.
Грач: Слушай кража, кража, кража. Грабят, братцы! Где же стража? Хор: Что украли? Грач: Два пера! Хор: Безобразие с утра! Грач: Вы украли? Хор: Мы не крали! Грач: Крали, крали, брали, брали.
- Это мы грачиный крик обратили в свой язык. Дети, о чем еще могут кричат птицы?
- Делят гнезда, спорят из-за пищи, хвастаются…
- Давайте дальше продолжим их разговор. Становитесь перелетными птицами. Дети надевают шапочки птиц.
Грач: Я самый смелый. Я прилетаю самый первый.
Кукушка: Я самая хитрая. Выброшу яйца из чужого гнезда, а свое подброшу.
Трясогузка: Я умею быстро бегать и трясти хвостиком.
Скворец: Я умею дразнить лягушек и собак.
Соловей: Я лучше всех пою.
Ласточка: я быстро летаю.
Журавль: Я лучше всех танцую.
Пеночка: Я умею повторять голоса других птиц.
Физминутка под музыку «полет птиц».
По окончании все птицы присели на поляну (ковер). Влетает птичка- муляж.
- Случилась беда, случилась беда! Срубили ель, где я жила. Как же я теперь буду жить?
Советы детей: свить новое гнездо, отремонтировать, поискать другое.
- Что необходимо птице для жизни? (дерево, гнездо, пища).
- Что нужно, чтобы росли деревья, были семена, гусеницы, бабочки, жуки? (вода и солнце)
Составляется пирамида с карточками из мягкого модуля — экологическая цепочка.
- Какая высокая получилась пирамида. А теперь посмотрите, что произойдет, если убрать дерево с гнездом.
- Пирамида рассыпалась.
- Если в природе исчезнут все птицы, что тогда будет?
- Гусеницы тогда съедят все листья. Растения погибнут, а они выделяют кислород. Погибнут люди, погибнет все живое.
- Какой можно сделать вывод. В природе все взаимосвязано.
- Дети, что нужно помнить, приходя в лес?
Выставляются экологические знаки.
- Не топтать цветы, не ломать ветки, не разорять птичьи гнезда, не разводить костры.
- Молодцы. Мы все должны запомнить, что в лес мы приходим в гости, в лесу мы не хозяева.
Музыка «голоса птиц»
- На этом мы оставим птиц на полянке. И сейчас все перелетные птицы снова превратятся в детей.
- Я не грач, я Рита. Я не кукушка, я Саша и т.д.
- Дети, мы должны с Вами запомнить, что птицы — наши друзья. Их надо беречь, им надо помогать.
- А сейчас давайте подойдем к дереву, там что-то еще лежит (достает дощечки).
- Как Вы думаете, для чего нужны эти дощечки?
- Строить скворечник.
- Мы с Вами построим из них скворечник, когда пойдем на прогулку, повесим его и будем ждать туда гостей. Но под деревом еще что- то есть. Да здесь спрятаны подарки для нас.
- Благодарю детей за занятие.
|