Конспект занятия «В гостях у Весны»
Цели:
Коррекционно – образовательные: уточнить и расширить представление детей о весне, как о времени года (признаки весны), уточнить и активизировать словарь по теме «перелётные и зимующие птицы»; формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ, используя опорные картинки; совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать имена прилагательные с существительным, с противоположным значением; упражнять в подборе качественных имён прилагательных к заданному слову); формировать умение детей отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, положительного отклика о занятии, любви к родной природе.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на участке, чтение литературы о весне, рассматривание иллюстраций с изображением различных признаков весны.
Словарная работа: карниз
Оборудование: веточка вербы, ваза для вербы, ворота из стоек, музыкальный центр, запись звуков весеннего леса, слайды о весне, 2 мольберта, картинки перелётных и зимующих птиц, скворечник, кормушка, венок весны, картинка с изображением карниза с сосульками, мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это веточка вербы. Подставьте свои ладошки. Я проведу по ним веточкой. Ласково, бережно потрогайте её почки. Скажите, какие они?
Дети: Почки у вербы мягкие, пушистые комочки.
Логопед: Почему именно сейчас набухают почки у всех деревьев и кустарников?
Дети: Наступила весна, пригревает солнышко, становится теплее.
Логопед: Скажите, а могло бы это случиться зимой?
Дети: Нет, зимой очень холодно, солнце не греет, деревья спят.
Логопед: Поставим эту веточку вербы в красивую вазу. Скажите, а когда наступает весна, после лета или после осени?
Дети: Нет, весна наступает после зимы.
Логопед: Какие вы внимательные, правильно ответили. Весна пригласила нас с вами в свой весенний лес. Чтобы попасть туда, нам нужно пройти через волшебные ворота. Для этого надо правильно ответить на вопросы.
II. Основная часть
1. Игра «Скажи наоборот».
- Зимой снег чистый, а весной … (грязный)
- Зимой дни холодные, а весной … (тёплые)
- Зимой погода часто пасмурная, а весной … (ясная)
- Зимой лёд на реке толстый, а весной … (тонкий)
- Зимой солнце тусклое, а весной … (яркое)
- Зимой сосульки длинные, а весной (короткие).
2. Логопед: Вот мы и попали в весенний лес, давайте присядем на полянку и послушаем внимательно звуки весеннего леса. Что вы услышали?
Дети: Ручейки журчат, с сосулек капает вода, поют птички.
Логопед: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: Перелётные.
Логопед: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Грач, скворец, ласточка.
Логопед: Как называют птиц которые зимуют у нас?
Дети: Зимующие.
Логопед: Каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: Голубь, воробей, снегирь, синица.
Логопед: Что люди делают, чтобы помочь птицам прокормиться зимой и весной?
Дети: Строят кормушки зимующим птицам и скворечники для скворцов.
Игра «Какая птица?»
Логопед: Ребята посмотрите. Здесь два мольберта. На одном зимний лес, на другом – весенняя поляна. У каждого из вас под стульчиком лежат карточки с изображением перелётной и зимующей птицы. Вам нужно расставить своих птиц правильно на мольбертах. На зимнюю картинку поставьте зимующих птиц, а на весеннюю – перелётных.
Логопед: Молодцы! Про птиц мы поговорили, а теперь скажите, какие ещё признаки весны вы знаете?
Дети: Сосульки тают.
Логопед: Мы сейчас превратимся в сосульки и отдохнём.
3. Физкультминутка «Шаловливые сосульки».
Шаловливые сосульки Сели на карниз. Шаловливые сосульки Посмотрели вниз.
Посмотрели, чем заняться? Стали каплями кидаться. Все сосульки вниз смотрели И на солнышке звенели.
Кап — кап, дзынь – дзынь, Кап – кап, дзынь – дзынь, И на солнышке звенели и растаяли.
4. Логопед: Ребята, а где же Весна? Давайте её позовём. Идет матушка – Весна, открывайте ворота. Первый март пришёл, всех детей привёл. А за ним апрель, открывай окно и дверь.
А уж как пришёл май, сколько хочешь гуляй.
Логопед: Скажите, какие слова можно сказать о весне?
Дети: Очаровательная, весёлая, нарядная, тёплая, сказочная, чудесная, долгожданная.
Логопед: Пока мы ждём весну, сделаем гимнастику для глаз.
5. Гимнастика для глаз «Солнышко»
6. Логопед одевает венок на голову.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Какие красивые слова вы подобрали. У меня для вас сюрприз – чудесные картинки и рассказ о весне.
Зима не хочет уходить, не уступает весне дорогу. Днём солнышко яркими лучами согревает всё вокруг. Радостно чирикают воробьи. Темнеют и оседают сугробы. Длинные сосульки плачут, свесившись с крыши. Но к ночи холодный ветер заморозит всё, что днём растопило солнце. Вот и наступила весна.
Теперь я хочу послушать ваш рассказ о весне. Смотрите на картинки составьте свой рассказ.
Логопед: Молодцы! Какой замечательный рассказ вы составили.
III. Итог занятия
Логопед: С давних времён люди закликали весну маленькими птичками – жаворонками. Послушайте.
Жаворонки, жаворонки, Прилетите к нам, Принесите Весну – красную, Унесите зиму холодную.
Посмотрите, что я вам принесла. Это жаворонки.
Логопед: где мы сегодня побывали?
Дети: В весеннем лесу.
Логопед: Вам понравилось в гостях у Весны? Что мы делали на занятии?
Дети: Мы учились составлять рассказ о весне.
Логопед: Ребята, нам пора возвращаться к себе в детский сад. Дел у Весны ещё немало: снег растопить, ручьи пустить, реки ото льда освободить, зверей разбудить. А вернёмся мы обратно через волшебные ворота.
|