Авакян Лариса Васильевна. Профессиональная подготовка детей дошкольного возраста

Профессиональная подготовка детей дошкольного возрастаПрофессиональная подготовка детей дошкольного возраста

Если человек с ранних лет освоил привычку к труду, труд ему приятен. Если у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

К.Гельвеций

Какие мудрые слова! Во все времена люди понимали важную роль труда в нашей жизни и старались привить любовь к нему с самого раннего детства. Умные родители хвалили ребенка даже за самую маленькую помощь, которая была частичкой в большом семейном деле. Постепенно труд становился для малыша привычкой. Когда он подрастал, наступал момент познакомить маленького человечка с разными профессиями, чтобы в дальнейшем облегчить неизбежный жизненный выбор.

 

Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Есть очень красочное стихотворение Джанни Родари, которое ярко рисует мир профессий для малышей:

«Чем пахнут ремесла»

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской —
Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего — маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята!

К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

С какого возраста можно проходить диагностику профориентации? Десятилетиями специалисты по возрастной психологии, физиологи и практические психологи тщательно изучали характеристики и особенности детей разного возраста. В числе пионеров – исследователей в этой области были А. Гезел, Ф. Сейгл, Т. Бауэр, Б. Уайт, Э. Франус, А.В. Запорожец, Л. Чистович, А.А. Любимская. В результате многолетних исследований были выявлены многие процессы становления личности, в том числе и тот факт, что 90 % показателей, составляющих характер человека, закладываются в возрасте до 34 месяцев после рождения.

В последнее время (с 50-х гг. ХХ века) психологи, активно занимаясь изучением связи опыта ребенка, антропометрических изменений и развития определенных зон головного мозга пришли к выводу, что рост мозга происходит не только за счет увеличения размеров нейронов, но и благодаря увеличению числа связей между ними. При этом наиболее активным периодом этого процесса являются 170 недель с момента зачатия или 130—150 недель с момента рождения, что соответствует 2,5 годам жизни ребенка. Наиболее показательные признаки этого процесса — соотношение объема мозга взрослого человека и ребенка. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу 25 % от мозга взрослого человека. К концу 1-го года жизни это соотношение равно 50 %, к концу второго года — 75 %, к 2,5—2, 7 годам равно 90 %, к 25 годам — 100 %. Таким образом, к концу 30—32 месяцев жизни ребенка психологические, антропометрические и другие врожденные признаки получают максимальное проявление. К этому возрасту происходит окончательное формирование врожденных данных, которые нуждаются в развитии и могут быть или развитыми или нет.

Профориентация дошкольников — это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В "Программе воспитания и обучения дошкольников" М.Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает небольшое место.

Вот основные пути реализации данной работы, которые реализуются в нашем дошкольном учреждении:

  • Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей
  • Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка
  • Выявление интересов и наклонностей детей
  • Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка
  • Внедрение современных обучающих программ
  • Знакомство с наиболее востребованными профессиями нашего города
  • Проведение конкурсов детского творчества на рабочую тематику.

Познакомимся с профориентацией дошкольников на примере ГБДОУ №123 Центрального района г.Санкт-Петербурга.

Данный детский сад имеет статус оздоровительного учреждения. Функционируют семь групп: три раннего возраста и четыре группы детей дошкольного возраста. Работа построена так, что дети переходят из группы в группу, а педагоги остаются. Это дает возможность воспитателям создать свою педагогическую копилку, которая из года в год пополняется новыми методическими разработками, а игротека – новым игровым материалом.

Воспитателям подготовительной группы предоставлена счастливая возможность-

познакомить детей с профессиями, потому что 6-7 лет – самый интересный, благодатный, пытливый возраст! Дети, как губка, впитывают всю информацию. Именно поэтому так важно рассказывать обо всем, что может пригодиться в дальнейшем, загружать правильной информацией, давать пищу к размышлению.

В подготовительной группе самое большое количество занятий в неделю-15. Это математика, развитие речи, ознакомление с окружающим, экология, изо (рисование, лепка, аппликация), конструирование, физкультурные и музыкальные занятия, Кроме того, много внимания уделяется играм – строительным, сюжетно – ролевым, играм на развитие мелкой моторики рук и т.д. В вечерний отрезок времени происходит свободная деятельность детей, когда возможно активное применение полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности. Новое веяние в нашем саду – проектная деятельность.

Разберем все виды более подробно.

Прежде всего, остановимся на занятиях.

Ознакомление с окружающим.

Именно на этих занятиях у воспитателя есть возможность рассказать детям о разных профессиях, предлагая вниманию малышей картины, иллюстрации, самостоятельно созданные презентации.

Активно используется метод встреч с родителями, которые рассказывают о своей профессии доступным языком. Кроме того, воспитанники постоянно наблюдают работу сотрудников детского сада – заведующей, методиста, медицинской сестры, психолога, музыкального работника. В течение года проводятся маленькие экскурсии по саду в кабинет методиста, завхоза, на кухню, в прачечную. Эти мероприятия всегда пользуются успехом у детей, ведь они могут воочию наблюдать приготовление пищи, огромные холодильники в кладовой или стирку белья в больших стиральных машинах.

Развитие речи.

На этих занятиях дети учатся составлять рассказы о профессиях по иллюстрациям или картинам. Особенно интересными получаются рассказы после экскурсий. Этот процесс называется «словотворчество». Рассказы записываются и составляется маленькая книжка «В мире профессий»

Математика.

Здесь идет активная мозговая работа с использованием полученных знаний. Например, дети составляют задачи, занимаются штриховкой разных силуэтов, попутно вспоминая работникам каких профессии могут пригодиться эти предметы.

Физкультурные занятия.

На физкультурных занятиях детям предлагаются подвижные игры, такие как «Самолеты», «Автомобилисты», «Поезд» и др.

Изобразительная деятельность.

Вот самые любимые занятия всех детей! На рисовании дети могут изобразить то, что увидели на экскурсии по детскому саду или услышали на занятии по развитию речи.

На аппликации требуется знание разных способов работы с бумагой, чтобы красиво вырезать детали и составлять сюжет.

На конструировании и ручном труде дети могут выполнять модели автомобилей или тележку, или мельницу. Многие модели действующие!

Вечером, после полдника, дети с удовольствием играют в сюжетно -ролевые игры, такие как «Дорожное движение», «Аэропорт», «Школа», «Супермаркет», «Военные», «Мы- строители», «Моя парикмахерская» и другие. Не говорю уже о большом количестве настольно-печатных игр и пазлов по теме «Ознакомление с трудом взрослых».

Наглядность.

Еще в подготовительной группе есть много наглядного материала по ознакомлению воспитанников с разными профессиями. Это картины, иллюстрации, альбомы с фотографиями, самодельные альбомы с подобранными картинками из журналов и т.д.

Кроме того, много внимания уделяется ознакомлению детей с сельскохозяйственным трудом, особенно осенью, когда можно наблюдать момент сбора урожая.

Очень удобной формой работы с детьми является проектная деятельность.

Выбирается тема проекта, название. Затем подбирается наглядный материал и занятия разбиваются по дням недели. За 2-3 недели можно достаточно хорошо познакомиться с профессией. Очень важно заинтересовать в проекте не только детей, но и родителей. Результатом работы будут интересные встречи-беседы и разнообразные совместные коллажи и выставки рукодельных работ.

В работе по ознакомлению детей подготовительной группы с трудом взрослых используются и самостоятельно подготовленные тематические презентации, которые всегда пользуются у детей большим вниманием.

Таким образом, воспитанники подготовительной группы ГДОУ №123 Центрального района Санкт-Петербурга имеют возможность достаточно хорошо познакомиться с трудом взрослых.

Закончить свою статью мне хочется русской народной поговоркой, которая и отражает главную задачу воспитателя – как можно полнее и интереснее познакомить дошкольников с миром профессий: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся»!

Просмотров: 719
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Бабенко Светлана Вячеславовна. «Формирование нравственно-трудовых качеств дошкольников, через ознакомление их с трудом взрослых»
  • Наталья Гурцева. Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественным трудом (рисование) для детей среднего возраста. Тема : «Матрёшки»
  • Гиль Светлана Александровна. Перспективный план - Формирование интереса у детей 4-го года жизни к людям разных профессий
  • Шахова Анна Владимировна. Ознакомление детей второго года жизни с окружающим миром
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Любовь Фролова. Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
  • Татьяна Путинцева. Ознакомление младшего дошкольника с трудом взрослых.
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос детей по теме - Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий
  • Мерц Ирина Анатольевна. Конспект ООД в группе раннего возраста по ознакомлению с трудом взрослых с элементами ТРИЗ «У нас порядок»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Алимова Раиса Курптусуновна. Конспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей группы раннего развития
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Легкова Людмила Викторовна Фролова Людмила Ивановна Пискунова Наталья Николаевна Ахремова Ольга Сергеевна Неверович Юлия Владиславовна. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых – основа профориентации в ДОО
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Мисорина Елена Александровна. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь