Проект "Расту культурным"
Тематический проект способствовал:
у детей:
- проявлению интереса к новым понятиям словам;
- творческой активности в процессе игровой деятельности
у педагога:
- актуализации своих знаний по проблеме;
- помог пополнению предметно-развивающей среды, способствующей развитию коммуникативных навыков детей и формированию речевого этикете у детей
у родителей:
- помог увидеть необходимость в воспитании у детей этических норм поведения, усвоение правил этикета;
- повысить уровень культуры родителей.
Вид проекта:
По направленности – тематический;
По продолжительности – один месяц;
Скачать: Проект "Расту культурным" (полный конспект)
Участники – дети 5 – 6 лет, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта:
В современных условиях нашего мира высокий уровень развития способностей каждого ребёнка – неизбежная необходимость. Но низкий уровень культуры поведения, отсутствие знаний об элементарных правилах поведения в различных условиях замедляют рост развития способностей, умение общаться в любом виде сотрудничества. Поэтому необходимо создавать условия, при которых дети смогли бы постигать основы этикета, навыки культуры поведения и общения: правильно и понятно для окружающих излагать свои мысли; вежливо отвечать на вопросы и обращаться с просьбами; слушать и слышать другого; владеть силой голоса и различными интонациями, быть интересным собеседником; чувствовать себя непринуждённо во время разговора.
Цели проекта:
Повышение уровня коммуникативной компетентности детей через знакомство с речевым этикетом.
Задачи:
Способствовать формированию навыков этического поведения, поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой; Способствовать развитию познавательного интереса к этическим правилам и нормам;
Способствовать закреплению знаний детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;
Привлекать родителей к культурному воспитанию детей в семье.
Прогнозируемые результаты:
- обогащение словаря детей вариантами формул речевого этикета
- овладение детьми разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях
- формирование доброжелательных дружеских отношений детей в группе
- развитие коммуникативных качеств детей, навыков сотрудничества
- приобщение родителей к воспитанию этикетных норм у детей совместно с дошкольным учреждением.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем?
Нельзя перебивать, когда говорят и опрятный человек. Ваня К.
Культура – это вежливость. Ваня В.
Вежливость – это, когда надо здороваться, не кричать. Маша.
Этикет – это такие правила поведения. Дима М.
Культурное поведение – нельзя драться, обзываться, отбирать игрушки. Вероника.
Что хотим узнать?
Почему нужно здороваться? Ваня В.
Как нужно вести себя детям? Катя.
Хочу узнать, почему говорим слово «Здравствуйте»? Дима Б.
Хочу узнать о добрых поступках. Маша.
Что такое культура? Какие бывают добрые слова? Вероника.
Где найдём ответ?
У взрослых спросим. Дима С.
В Интернете можно посмотреть. Катя.
На занятии нам расскажут. Дима Б.
У мамы спрошу, в телевизоре можно увидеть. Маша.
У папы спрошу, в мультиках можно увидеть. Вероника.
Развивающие вопросы:
- Какие вы знаете слова приветствия?
- Что означают слова «Здравствуйте», «До свидания»?
- Как вы думаете, кто должен здороваться первым – старшие или младшие, мужчины или женщины?
- Всем ли можно говорить слово «Привет»?
- Как вы думаете, с каким выражением лица лучше всего приветствовать друг друга?
- Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми (в помещении, на улице)?
- Нужно ли приветствовать незнакомца, если рядом с ним твой знакомый?
- Какие ты знаешь слова прощания?
- Назовите «волшебные слова», когда их говорят?
- Как вы думаете, зачем нужны вежливые слова?
- Почему вежливые слова называют волшебными?
- Для чего существуют правила вежливости?
- Какие говорят слова, когда благодарят за что-либо?
- В каких случаях говорят: «Извините, пожалуйста»?
- С чего нужно начинать телефонный разговор?
- Что делать, если ты ошибся номером телефона?
- Как долго может продолжаться телефонный разговор?
- До какого часа можно звонить по телефону?
- С какого часа можно звонить по телефону в будний день, в выходной?
Проблемные ситуации:
Дима вышел из магазина и увидел свою воспитательницу, которая шла с незнакомой женщиной и разговаривала. «Здравствуйте, Ирина Ивановна, закричал он. Ирина Ивановна только покачала головой.
Как вы думаете, что произошло, и почему Ирина Ивановна так поступила? Как поступили бы вы?
Утром Мария Ивановна тихо беседовала в раздевалке с пришедшими детьми – Ваней, Олей, Костей, которые раздевались. В это же время в раздевалку вошла Катя и с порога закричала «Здравствуйте, Мария Ивановна!». Мария Ивановна тихо ответила Кате и её маме: «Здравствуйте» и пошла с ребятами в группу.
Как вы считаете, всё ли в этой встрече утром, было правильно? Что бы вы изменили?
Маша вошла в группу, в которой уже были дети, и громко поприветствовала всех словом «Здравствуйте», в ответ услышала только от Светланы Николаевны: «Доброе утро, Машенька». Дети только взглядом отреагировали на вошедшую Машу.
Кто поступил неправильно, почему?
Во время обеда Ваня опрокинул чашку, и компот пролился на рядом сидящего Диму. Ваня сидел и молчал. Людмила Петровна помогла Диме выйти из-за стола, переодеть мокрую одежду и строго посмотрела на Ваню. На что Ваня недовольно ответил: «Я же нечаянно!».
Как бы вы поступили, если нечаянно уронили какой-либо предмет или что-то разлили? Что же нужно было предпринять Ване?
Дети строились друг за другом, для того чтобы пойти на занятие ритмики. Прибежал Олег, растолкал детей и попытался встать впереди всех. Но его оттолкнула Вероника, которая уже стояла первой. Олег не удержался и упал на детей, стоявших сзади. Между детьми началась ссора.
Кто в этой ситуации был не прав? Чем может закончиться такая ссора? Что нужно делать, чтобы не возникало таких ситуаций?
Лена молча вошла в группу и тихонько села в стороне от детей. Никита закричал, что Лена забыла волшебные слова, но девочка, всё равно, была грустной, молчаливой. Сережа добавил, что Лена некультурная девочка. Дети продолжили игры и перестали обращать на Лену внимание.
Кто в этой ситуации поступил неправильно?
К Мишиной сестре пришла в гости подруга Аня. Миша дёргал Аню за косички и передразнивал. Девочка обиделась и ушла домой.
Почему Аня ушла домой?
Дети вместе с воспитателем ходили на экскурсию в «Музей Боевой Славы».
Все внимательно слушали экскурсовода и тихо разговаривали между собой. Вдруг Ваня увидел пушку, громко закричал: «Пушка!» и побежал к ней. Светлана Владимировна строго посмотрела на Ваню, покачала головой и взяла его за руку.
Почему Светлана Владимировна так поступила?
Саша ехал в автобусе и рассказывал маме о том, чем он был сегодня занят в детском саду. Свободных мест в автобусе не было. На следующей остановке вошёл седой дедушка, и мама предложила Саше уступить место дедушке. Но Саша ответил маме, что он ведь маленький, а дедушка взрослый, вот пусть и стоит. Отвернулся к окну и продолжал сидеть. Мама встала, извинилась перед дедушкой, взяла Сашу за руку и прошла на заднюю площадку автобуса.
Кто был прав в этой ситуации, почему?
Нарядная. Оживлённая женщина входит в автобус. Увидев её, девочка поднимается:
- Садитесь, пожалуйста!
- Ну что ты… Спасибо… Не надо…
- Садитесь, садитесь, бабушка!
Почему погасло оживление на лице женщины?
Костя сделал скворечник и позвал Вову.
- Посмотри, какой птичий домик я сделал!
Вова присел на корточки.
- Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, — робко сказал он, — сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
- Ладно, – согласился Костя. – Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.
В.Осеева.
Почему Костя не согласился делать скворечник в обмен на планер?
Вова пришел на день рождения к своим знакомым. Но среди гостей очень мало ребят, которых он знает. Всем весело, а он чувствует себя неловко. И за столом случается такое: Вова пил чай и случайно опрокинул на себя чашку. Чай пролился ему на брюки и на скатерть.
- Да, парень… — сказал осуждающе кто-то из гостей.
Подошёл хозяин:
- Как же это ты?
Мальчик вконец смутился и выбежал из комнаты.
Найдите ошибки в поведении хозяина и его гостей.
Вовлечённость семьи в тематический проект:
Анкетирование:
«Общение в семье»
«Моя воспитательная система»
Шпаргалки для родителей:
«Что такое этикет и откуда он взялся?»
«Манеры и этикет детей в доме»
Круглый стол:
«Расту культурным»
Консультации:
«Телефонный этикет»
«Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»
Образовательная
область Содержание
Социально-коммуникативное развитие Ситуация общения: «Почему нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми и как остаться вежливым?»
«Почему нельзя принимать угощения от незнакомых людей?»
Игровые ситуации: «Мы приходим в детский сад»
«На приёме у врача»;
«Моя модная причёска – я в салон красоты»
«У меня зазвонил телефон…»
«Случай в автобусе…».
с/р игры – «Семья», «Покупки в магазине», «Салон красоты»
Ситуация общения: (по иллюстрации) «Как нужно было поступить мальчику проходя мимо соседей?»;
Объяснение пословиц: «Вежливости открываются все двери»,
«Доброе слово лечит, а злое калечит»,
«Сперва подумай, а потом говори».
Самообслуживание: складывание одежды в шкафчиках, на стульчиках; определение вещей для просушки.
Трудовые поручения: сервировка стола (дежурство), уборка снега с участка.
Познавательное развитие Просмотр мультфильма о Лунтике.
н/и «Что такое хорошо, что такое плохо», «Лото вежливости», «Оцени поступок», «Азбука безопасности», «Этикет», Как правильно себя вести».
Рассматривание иллюстраций в «Азбуке вежливости», «Расту культурным».
ФЭМП: кол. и пор. Счет в пределах 10; сравнение рядом стоящих чисел; ориентировка во временных представлениях (сутки, неделя, времена года).
Речевое развитие Т.А. Шорыгина «Вежливые сказки».
В.Осеева «Волшебное слово», «До первого дождя»;
С.Я. Маршак «Ежели вы вежливы»;
А.Л. Барто «Любочка», «Шла вчера я по садовой»;
В.В. Маяковский «что такое хорошо и что такое плохо»;
Н.. Артюхова «Трудный вечер»; Л.Н. Толстой «Косточка», «Котёнок»; И. Пивоварова «Был ослик очень вежливый»; стихи А.Усачёва.
Художественно-
эстетическое развитие Лепка: «Дети на прогулке»;
Аппликация: «Узоры для коврика»;
Рисование: «Мы играем», «Мы рисуем вместе»
Конструирование: «Волшебный город»
Физическое развитие
Здоровье Утренняя гимнастика, физ. занятия, пальчиковая гимнастика, п/и, игры-соревнования, эстафеты
Закаливающие мероприятия: одежда по погоде, прогулки, употребление чеснока и лука.
|