ПОЗНАВАТЕЛЬНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Песочные сказочки, мокрые загадочки» с детьми 2-3 лет
МАДОУ "Центр развития ребёнка- детский сад "Солнышко" п.Чернянка Белгородской области"
Составил: воспитатель Волошина Г.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность проекта:
Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности. Создание условий «Песок – вода» – одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную пси-хическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Тема проекта: «Песочные сказочки, мокрые загадочки»
Вид проекта: краткосрочный (2 недели, открытый, коллективный, с участием детей и родителей).
Цель проекта: Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе продуктивно-конструктивной деятельности
Задачи проекта:
- Познакомить детей со свойствами песка и воды, учить находить их проявления в повседневной жизни (сочетание экспериментов и наблюдений на прогулках).
- Развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей.
- Развивать фантазию, творчество, воображение.
- Закреплять правила безопасности во время игры в песочнице, а также во время проведения экспериментов.
- Развивать навыки общения и соотносить свои действия с действиями других.
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Срок реализации: май 2018
Место события: МАДОУ "Центр развития ребёнка -детский сад "Сол-нышко" п.Чернянка Белгородской области", группа раннего возраста «Карапузики»
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта:
- 1 этап. Подготовительный (аналитический)
Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий и атрибутов.
- 2 этап. Основной (реализация намеченных планов)
Практическая работа (создание условий для продуктивной деятельности: беседы, опыты, наблюдения, игры и др.)
- 3 этап. Заключительный (презентация, продукт деятельности). Обобщение результатов работы
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Выявление первоначальных знаний детей об играх с песком и водой.
- Информация родителям о предстоящем проекте.
- Подбор литературы, оборудования.
- Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.
Основной этап: — работа с детьми:
- Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки).
- Проведение игр с песком, водой.
- Проведение игровых занятий.
- Пополнение предметно — развивающей среды группы;
- Опытно – экспериментальная деятельность
- работа с родителями:
- Подбор художественной литературы;
- Выполнение творческих заданий;
- Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
- Консультации для родителей
Проектная деятельность с воспитанниками
Заключительный этап.
Итоговое мероприятие «Песочные фантазии».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Организация совместной деятельности воспитателя и детей (через виды детской деятельности)
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЕЖЕДНЕВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Утренняя гимнастика
Прогулки
Водные процедуры
Подвижные игры «Песчинки», «Тень»,
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Какой сегодня песок в песочнице (сырой или сухой); трогаем песок в тени и на солнце (где теплый, а где холодный, из какого песка лучше получаются фигурки из формочек.
Экспериментальная деятельность
«Рассматривание песчинок под лупой», «Путешествие пес-ка» (раздувание песка через трубочку, «Свойства мокрого песка», «Следы на песке». (сухого или сырого)
Опыты с водой и песком.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Стихи, потешки.
СОЦИАЛЬНО — КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
Тематические беседы:
«Правила безопасного поведения в песочнице», «Что такое песок?»
«Печём пироги».
Коммуникативные игры «Знакомство с правилами игры с песком, «Назови ласково», «Я пеку, пеку, пеку»
Рассматривание картин «Дети в песочнице».
ХУДОЖЕСТВЕННО _ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Рисование на песке
«Узоры на песке».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
- Подбор художественной литературы;
- Выполнение творческих заданий;
- Совместная опытно – экспериментальная деятельность;
- Консультации для родителей: «Игры детей с песком и водой в домашних условиях»
- Наглядная агитация.
Прогнозируемый результат:
Компетенции:
- дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький – большой, знают цвета
- владеют действиями с предметами, предполагают разнообразные способы их использования
- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности
Коммуникативные навыки:
- получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми
- получают положительные эмоции от праздников и развлечений
Литература
- Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников». О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия». А. И. Иванова — М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Маханаева М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». М., Сфера, 2010.
- «Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста». Материалы Московского городского конкурса 2001-2002.
- Поддьяков А. Н. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом — «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990.
- Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников». Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Рыжова П. «Игры с водой и песком». Обруч, 1997, № 2.
- Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». Обруч, 1998, № 2.
- Рыжова Н. А. «Волшебница – вода». — М.: Линка-Пресс, 1997.
- Саморукова П. Г. «Методика ознакомления с природой в детском саду». — М.: Просвещение, 1991.
- Соляник Е. Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста». СПб, Детство-Пресс, 2010.
- Тихеева Е. И. «Ребенок — дошкольник и воспитывающая его среда».
|