|
Блаватская Елена Петровна » Статьи (1888 1896 Гг )"Эзотерический буддизм" проделал предварительную работу, популяризируя эзотерические истины в экзотерической форме, смешанной с чистой метафизикой, которую сам автор отрицает (см. с. 46), и распространяя теософические идеи по всему миру; он доказал популярность этих идей тем, что его книга уже выдержала шесть изданий, и вскоре должно появиться седьмое. Однако, эта книга недостаточно свободна от небольших ошибок, чтобы ее можно было рассматривать как непогрешимое Писание, а ее скромного автора є как провозвестника божественного Откровения, как это представляют себе некоторые глупые энтузиасты, ищущие новых идолов. На вопрос корреспондента о том, "как в действительности возникли современные учения оккультной науки", очень просто ответить. Кризис достиг той стадии, когда стало абсолютно необходимым сделать доступным нашему поколению эзотерическое Учение о вечных циклах. Религия, и на Западе, и на Востоке, давно уже задохнулась под нагромождением разнообразных сект и освобожденной науки. Из-за отсутствия какой-либо научно-религиозной концепции, наука нанесла религии смертельный удар (coup-de grace) железной кувалдой материализма. Завершая этот кризис, фантомный мир Гадеса( или Кама-лока) преобразовался в мутный поток в десятках тысяч комнат для спиритических сеансов, и создал безусловно ошибочные представления о состоянии человека после смерти. Ничего, кроме нескольких фундаментальных идей эзотерической философии, популярно изложенных таким ясным и замечательным писателем, каким является м-р Синнетт, может предотвратить гибель человечества в море неведения. Таким образом, вновь открылись Ворота Дворца Истины, и м-р Синнетт и многие другие добровольные работники уловили каждый свой луч. Но так же как весь свет может быть получен только объединением всех лучей спектра, так и старая философия в целом может быть понята объединением всех отдельных отблесков, прошедших через многие интеллектуальные призмы нашего и прошлых поколений. v"Люцифер", октябрь 1888. блаватская
~~~"ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ" И "ТАЙНАЯ ДОКТРИНА".
~~~ПИСЬМО
Касаясь различных замечаний относительно "Эзотерического буддизма", которые, вероятно, возникают в ходе работы над Вашей новой книгой "Тайная Доктрина", я хотел бы привлечь Ваше внимание к некоторым высказываниям по тому же вопросу, появившимся ранее в "Теософисте", в то время, когда Вы были редактором этого журнала. В "Тайной Доктрине" вы говорите об "Эзотерическом буддизме" как о "книге с очень несчастливым названием", и, ссылаясь на высказывание в моем предисловии, в котором подчеркивается новизна излагаемых здесь учений для европейского читателя, Вы говорите, что в него вкралась ошибка, вызванная моей небрежностью. В последнем номере "Люцифера" Вы обсуждаете этот вопрос в заметке, следующей за письмом корреспондента. Позвольте мне напомнить Вам редакционную заметку в февральском номере "Теософиста" за 1884 год, очевидно, вышедшую из-под Вашего пера. Она была написана в ответ на возражение м-ра Джаджа о том, что почти все руководящие идеи учения, содержащегося в "Эзотерическом буддизме", могут быть найдены в Бхагават-Гите. Вы писали:
"Мы не уверены в справедливости замечаний нашего американского брата. Знание, данное в "Эзотерическом буддизме", несомненно, дано в первый раз, поскольку аллегории, рассеянные в священной индийской литературе впервые оказались теперь объясненными миру непосвященных(1). С самого появления Теософического общества и публикации "Изиды", ежедневно повторяется, что вся эзотерическая мудрость прошлого содержится в скрытом виде в Ведах, Упанишадах и Бхагават-Гите; и все же до появления "Эзотерического буддизма", так же, как и в течение многих предшествующих столетий, эти учения оставались письмом, запечатанным для всех, кроме нескольких посвященных браминов, которые всегда хранили внутри себя дух этих учений.
___________________________________________ (1). Автор "Тайной Доктрины" осмеливается заявить, что она никогда не отказывала учениям, изложенным м-ром Синнеттом в том, что они впервые понятным образом "ОБЪЯСНЕНЫ" в печатной форме, в "Эзот. буддизме". Все, на чем она настаивает, состоит в утверждении, что не в первый раз они были даны некоему европейцу, и, посредством него, другим европейцам. Имеется несомненная разница между "публикацией" ("publishing") и "открытием" ("giving out"),є прекрасная зацепка, используемая нашими общими врагами. Более того, автор "Тайной Доктрины" не была первой, давшей естественное объяснение того самого предложения, которое использовал наш высокочтимый друг и корреспондент; это было сделано многими критиками как вне, так и внутри Теософического общества. Речь идет здесь не о разногласиях между м-ром Синнеттом и Е. П. Блаватской, но между ними обоими, с одной стороны, и их критиками, с другой; причем, оба они связаны друг с другом (как теософы, верующие в эзотерические учения) обязательством защищать Священное Учение от нападений с любых сторон є посредством его разъяснения.є (Ред.) ____________________________________________ Таким образом, если я ошибался в своем утверждении, что это учение ранее не было известно европейцам,є то делал я это в хорошей компании, с Вами вместе. Ваша заметка заставляет сказать далее, что учения "Эзотерического буддизма" конечно находятся в скрытом виде в Бхагават-Гите, "но", говорите Вы: "Что же из этого? Что же хорошего для м-ра Джаджа и любого другого человека может быть в алмазе, который лежит глубоко под землей? Конечно, каждый знает, что нет ни одного драгоценного камня, сверкающего сегодня в ювелирной лавке, который не лежал бы в скрытом виде в течение многих веков в недрах Земли. Но, конечно, тот, кто впервые его нашел, расколол и отполировал, вероятно имеет право сказать, что он впервые открыл миру этот алмаз". (2) ________________________________________________________ (2). Это доказывает, во-первых, что желание защитить в печати друга и со-работника как такового, даже если он неполностью прав,все же (quand meme) не всегда разумно; и, во-вторых, что всякий опыт приходит с возрастом. "Хороший адвокат не только слушает, но и исследует каждый случай, и если он опасается проиграть дело, он отказывается от него",є говорит Фуллер. Я не оказалась "хорошим адвокатом", и несу за это свою Карму; из "адвоката" я стала "обвиняемым".є (Ред.) ____________________________________________ Что касается моего "несчастного названия", которое было одобрено (как Вы это знаете, я думаю), будучи предложенным впервые, без какого-либо вопроса о двух "д" є Вы пишете в "Тайной Доктрине":
"Это позволило нашим врагам найти хорошее оружие против Теософии, поскольку, как это резко выразил известный исс ледователь пали, в книге, названной "Эзотерический буддизм", нет ни эзотерицизма, ни буддизма".
Таким образом, Вы повторяете ту же критику, что и в статье, опубликованной в "Теософисте" в ноябре 1883 года. Ваш текст по этому вопросу был основан на публикации в St. James' Gazette, которую Вы приписываете д-ру Рис-Дэвидс. Вы пишете:
"Но, прежде чем востоковеды смогут доказать, что учения, излагаемые м-ром Синнеттом не являются "буддизмом, эзо- или экзотерическим", они должны будут разделаться с тысячами текстов браминской Адвайты и других Ведантистов, в особенности с работами Шанкарачарьи,є на основании которых можно доказать, что в этих трудах эзотерически даются те же самые учения".
В той статье Вы говорили о том же замечании, которое Вы сейчас считаете "очень важным"(3) и приписываете перу крупного исследователя пали, как о "злобной и бесполезной критике". ____________________________________________ (3). Так мы говорим теперь. Ни от одного слова, сказанного тогда, мы здесь не откажемся; и "Тайная Доктрина" подтверждает это. Но это вовсе не противоречит тому факту, что любое учение, всказанное когда-либо публично, не может далее рассматриваться как "эзотерическое". Эзотерические идеи, высказанные в "Эзотерическом буддизме" и "Тайной Доктрине", стали те перь экзотерическими. Замечание о "злобной" критике не исключает того, что оно было "очень важное"; таковы, например, большинство замечаний Карлейля. Несколько лет назад, в то время, когда наши доктрины были едва очерчены и востоковеды ничего о них не знали, всякая дискуссия и критика такого рода была "бесполезной". Но сейчас, когда эти учения распространились по всему миру, пока мы не назовем вещи своими именами и не признаем наши ошибки, наши критики будут иметь бесспорное право обвинять нас в том, что мы плывем под парусами не того цвета (например, говорить Buddhism вместо Budhism є это ошибка, за которую несем ответственность мы все, "Теософы Индии", а вовсе не м-р Синнетт,є см стр. xyiii в томе 1 "Тайной Доктрины"). Ничего более фатального, чем это, не может быть для нашего дела. Если мы хотим, чтобы на нас смотрели как на теософов, мы должны защищать теософию; мы должны защищать цвет нашего знамени, прежде чем мы будем думать о защите нашей собственной незначительной личности и самолюбия (amour propre), и должны быть готовы к тому, чтобы принести себя в жертву. Именно это я и пыталась сделать во введении к "Тайной Доктрине". Жалок тот знаменосец, который закрывает свое тело от вражеских пуль священным знаменем, которое ему доверили! (Ред.). ------------------------------------------- Уместность заголовка, данного моей книге, обсуждалась в статье в "Теософисте" за июнь 1884 года, к которой были добавлены замечания редактора. Автор говорил в ней:
"Название, данное книге м-ра Синнетта, не будет ошибочным или спорным, когда будет отчетливо понята полная идентичность между изложенными в ней доктринами и учениями древ них индийских риши". (4)
-------------------------------------------- (4). Поскольку "риши" не имеют никакого отношения к "Buddhism" є религии Гаутамы Будды,є это высказывание несомненно свидетельствует о том, что ошибка, связанная с двойным "д", в то время не казалась пишущему столь существенной, как это стало потом.є (Ред.) -------------------------------------------- Эти цитаты показывают, что неблагоприятное мнение об "Эзотерическом Буддизме", высказываемое сейчас читателям "Тайной Доктрины", возникло у ее автора, повидимому, лишь в самое последнее время (5). Будучи удовлетворен заявлением, переданным мне от почтенного учителя, благодаря которому и была создана самая суть книги (как я объяснил это в предисловии к шестому изданию),є о том, что книга представляет собой разумное и истинное изложение его учений как единого целого, которое не нуждается в каком-либо последующем изменении или апологизации (6), я до последнего времени оставлял без ответа всякую критику, высказываемую в ее адрес. Я знал с самого начала, что в ней содержатся ошибки, которые может обнаружить посвященный, но к тому времени, когда человек, изучающий книгу, сумеет оценить эти ошибки, он уже будет находиться в независимой позиции к этой книге, а до тех пор они не будут его смущать (7). Однако сейчас я жалею, что "Тайная Доктрина" посвящена не только распространению и развитию учения (то есть задаче, которая никем не может быть сделана лучше, чем Вами, что я с удовольствием первым признаю), но она прокладывает свой путь с помощью замечаний об "Эзотерическом буддизме", и эти замечания касаются не только новых мыслей по поводу многих бесспорных недостатков моей книги, но и содержат в себе пренебрежительное отношение (8), высказываемое Вами по всякому поводу и упреки другим за то, что они идут вперед. ___________________________________________ (5). Это ошибка. То, что мы говорим сейчас в "Тайной Доктрине", это то, что мы уже знали раньше, но о чем молчали, с первого года после публикации "Эзотерической Доктрины"; однако мы признаем, что с самого начала мы не понимали важности этой ошибки так хорошо, как понимаем это сейчас. Большое количество критических замечаний, содержащихся в частных письмах и в письмах, присланных в "Люцифер", как от друзей, так и от недругов, заставило нас увидеть этот вопрос в его истинном свете. Если бы эта критика была направлена только против нас (м-ра Синнетта и Е. П. Блаватской) персонально, ее можно было бы полностью проигнорировать. Но поскольку она имела прямое отношение к исповедуемой нами доктрине (некоторые настаивали на том, что это буддизм в чистом виде, а другие считали, что это учение, изобретенное нами и приписываемое буддизму),є то опасность стала совершенно очевидной, и без публичного объяснения уже никак нельзя было обойтись. Более того, впечатление, что это учение является очень материалистичным ("Эзотерический буддизм" был осуждаем за поддержку гипотезы Дарвина), распространилось от индуистов и ведантистов до почти всех европейских теософов. Это мнение следовало бы опровергнуть, что мы и делаем в "Тайной Доктрине".є (Ред.) (6). Никто никогда и не думал о том, чтобы отрицать, что "Эзотерический буддизм" является "заслуживающим доверия изложением" учения Мастера в целом. Утверждается лишь то, что некоторые личные спекуляции автора были неверны и приводили к ошибочным заключениям, (а) по причине их неполноты, (б) из-за того, что они были ближе к современной физической науке, чем к метафизической философии. Весьма вероятно, что ошибки, проистекающие из моего диаметрально противоположного желания, будут найдены и в "Тайной Доктрине". Как же каждый из нас, в том числе и наиболее сведущих в оккультном учении среди теософов, может претендовать на непогрешимость? Давайте скромно признаем вместе с Сократом, что "все, что мы знаем, это то, что мы ничего не знаем"; во всяком случае ничего, в сравнении с тем, что мы должны узнать.є (Ред). (7). Не "смущать", а "вводить в заблуждение",є именно это и случилось.є (Ред). (8). Мы возражаем против этого выражения. Не "пренебрежительное отношение", но просто попытка прояснить некоторые идеи, излагаемые в наших работах. Без таких объяснений, утверждения, делаемые обоими авторами, неизбежно могли бы быть отвергнуты как противоречащие друг другу. Широкая публика редко достигает глубины в анализе таких трудных метафизических вопросов, но судит по внешности. Мы должны прежде всего познакомить читателя со всеми сторонами учения, прежде чем позволить ему принять или даже увидеть ему в одной из этих сторон некую догму.є (Ред.) ______________________________________________________ Вы говорите, возражая против названия моей книги, что "эзотерические истины, представленные в книге м-ра Синнетта, перестали быть эзотерическими с момента их опубликования". Не должно ли то же самое странное возражение появиться на первой странице книги, названной "ТАЙНАЯ Доктрина"? Не утратила ли доктрина права на это определение с того времени, как появилась Ваша книга? (9). _______________________________________________________ (9). Бесспорно, это так, если следовать логике. Наш корреспондент вряд ли задал бы этот вопрос, звучащий как сарказм, если бы он обратил внимание на то, что сказано на страницах xvii-xviii Введения к "Тайной Доктрине": "Эзотерический буддизм" є это прекрасная работа с очень неудачным названием, хотя оно означает не более, чем название этой книги, "ТАЙНАЯ Доктрина"; другими словами, "ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ буддизм", также как и те части "ТАЙНОЙ Доктрины", перестали быть "тайными", после того, как они были разглашены. Мы призываем логиков и литературных критиков разрешить этот вопрос.є (Ред). ___________________________________________________________ Эти вопросы имеют совсем небольшое значение, хотя они и усложняют мое понимание того, почему Ваши взгляды на них столь диаметрально изменились за последние годы. (10). Я вряд ли смог бы написать все это письмо, если бы не пассаж из "Тайной Доктрины", относящийся к "Эзотерическому буддизму", который содержится на странице 169. Вы считаете, что моя попытка объяснить планетарную эволюцию неудачна из-за своей недостаточной метафизичности, цитируя при этом мое высказывание, что "чистая метафизика такого рода меня не привлекает",є в связи с фразой из одного инструктивного письма, которое я получил во время работы над книгой. "В таком случае",є говорите Вы,є "как отмечает Учитель в письме: почему проповедь наших доктрин є это такая тяжелая работа, как будто идешь в гору или плывешь in adversum flumen (против течения)". Любой читатель вообразит, что цитата из этого письма имеет отношение к выражению, цитируемому из книги (11). На самом деле, ничего подобного далее нет. Мое замечание о "чистой метафизике" имеет ограниченную и специфическую сферу приложения, и на следующей странице я имею дело с периодом, предшествующим самым ранним проявлениям природы в сфере чувств, когда эволюция работала с "элементарными силами, лежащими в основе явлений природы, столь очевидных и воспринимаемых человеческими чувствами теперь". Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|