|
Блаватская Елена Петровна » Статьи (1888 1896 Гг )В 1774 году он на самом деле случайно столкнулся с теургическим секретом прямой витальной передачи; и он был столь сильно заинтересован этим, что оставил все свои старые методы, посвятив себя целиком этому новому исследованию. С тех пор он гипнотизировал пристальным взглядом и движениями рук и перестал использовать естественные магниты. Таинственные действия таких манипуляций он назвал животным магнетизмом. Это привлекло к Месмеру множество последователей и учеников. Эксперименты с новой силой ставили во всех городах Европы, и повсюду ее признали как реальный факт. Около 1780 года Месмер обосновался в Париже, и в скором времени вся столица, от королевской семьи до последних истеричных буржуа, была у его ног. Духовенство было напугано и кричало є №дьявол¤! Дипломированные №вымогатели¤ почувствовали все возрастающее оскудение своих кошельков; и аристократия, и Двор почувствовали себя на краю безумия от возбуждения. Нет нужды повторять столь хорошо известные факты, но память читателя можно освежить некоторыми деталями, о которых он мог позабыть. Так случилось, что именно в это время академическая наука была очень горда собой. После многих столетий ментальной стагнации в области медицины и общего невежества, наконец, были сделаны некоторые шаги в направлении истинного знания. Естественные науки достигли решительного успеха, и химия и физика находились на правильном пути, ведущем к прогрессу. Поскольку ученые прошлого века не доросли до той высокой скромности, которой столь выгодно отличаются их современные последователи, они надувались тогда от собственного величия. Период похвальной скромности, сопровождаемый признанием относительной малозначимости знаний того времени є и даже современного знания в этом отношении є по сравнению с тем, что знали древние, так и не наступил. Это было время наивных хвастливых павлинов науки, выставляющих напоказ свои хвосты и требующих всеобщего признания и восхищения. Господа-оракулы были не столь многочисленны, как в наше время, но все же их количество было значительным. И поистине, не были ли Дулкамары публичных базаров подвергнуты остракизму? Не исчезли ли вскоре вымогатели, освободив место для дипломированных докторов с королевским разрешением убивать и хоронить a piacere ad libitum? Таим образом, клюющий носом №бессмертный¤ на своей академической кафедре рассматривался как единственный компетентный авторитет в решении вопросов, которых он никогда не изучал, и в вынесении вердиктов о том, о чем он никогда не слышал. Это было ЦАРСТВО РАЗУМА и науки є в своем детстве; начало великой и ужасной борьбы между Теологией и Фактом, Духовностью и Материализмом. В образованных классах общества одна вера слишком часто сменялась полным безверием. Период поклонения науке только что начался, с паломничествами в Академию,є на Олимп, где пребывали во всеобщем почтении №сорок бессмертных¤,є с нападками на каждого, кто отказывался проявлять шумное восхищение, эту разновидность младенческого энтузиазма, перед дверью в храм науки. Когда появился Месмер, Париж разделял свою преданность между церковью, которая приписывала дьяволу все феномены, за исключением своих собственных божественных тайн, и Академией, которая не верила ни в Бога, ни в дьявола, но лишь в собственную непогрешимую мудрость. Но были и такие умы, которых не удовлетворяло ни одно из этих верований. Поэтому после того, как Месмер заставил весь Париж столпиться у своих приемных, часами ожидая возможности получить место в кресле рядом с таинственным багетом, некоторые люди думали, что наступило то время, когда истина должна быть обнаружена. Они принесли свои верноподданические желания к королевским стопам, и король тут же приказал своей ученой Академии разобраться в этом. И тогда, пробудясь от своей постоянной дремоты, №бессмертные¤ учредили Исследовательский комитет, в который входил и Бенджамин Франклин, и выбрали некоторых наиболее старых, мудрых и облысевших среди своих №младенцев¤ для наблюдения за Комитетом. Это было в 1784 году. Каждый знает о том, каков был отчет последнего и окончательное решение Академии. Это дело в целом выглядит сегодня как генеральная репетиция пьесы, один из актов которой был сыгран №Диалектическим Обществом¤ Лондона и некоторыми крупнейшими английскими учеными почти восьмьюдесятью годами позже. На самом деле, невзирая на противоположный отчет д-ра Джусси, академика высшего ранга, и придворного лекаря д'Эслона, который, как очевидец наиболее поразительных феноменов, настаивал на проведении Медицинским Факультетом тщательного изучения терапевтического действия магнитного флюида,є их требования потерпели неудачу. Академия не поверила своим наиболее выдающимся членам. Даже сэр Б.Франклин, столь хорошо знакомый с космическим электричеством, не распознал его первоначальный источник, и вслед за Балли, Лавуазье, Магенди и другими провозгласил месмеризм обманом. Второе исследование, которое последовало за первым є в 1825 году є принесло не лучшие результаты. Отчет был еще в большей степени подавляющим (см. №Разоблаченную Изиду¤, том 1, стр. 171 є 176). Даже сегодня, когда эксперименты полностью продемонстрировали, что №месмеризм¤, или животный магнетизм, ныне известный под именем гипнотизма (поистине, несчастное следствие №Дыхания Кибелы¤) є это факт, все же мы видим большинство ученых, отрицающих его существование. Даже гипнотизм, эта мелкая рыбешка среди величественных экспериментальных психо-магнетических феноменов, кажется слишком невероятным, слишком загадочным для наших дарвинистов и геккелианцев. Вы видите, что необходима большая нравственная смелость, чтобы встретить лицом к лицу подозрения коллег, недоверие публики и хихиканье дураков. №Тайны и шарлатанство переходят из рук в руки¤,є говорят они; и №самоуважение и профессиональное достоинство¤,є как отмечает Магенди в своей №Физиологии человека¤,є №требуют того, чтобы хорошо образованный медик помнил, как легко тайны переходят в шарлатанство¤. К сожалению, №хорошо образованный медик¤ не помнит, что физиология среди всего прочего полна тайн є глубоких, необъяснимых тайн от А до Я є и спрашивает, не должен ли он, исходя из вышеприведенного трюизма, выбросить за борт биологию и физиологию как крупнейших представителей шарлатанства в современной науке. Тем не менее, некоторые из здравомыслящего меньшинства наших медиков предпринимают серьезные исследования гипнотизма. Но даже они, с неохотой вынуждаемые поверить в реальность его феноменов, все же настаивают на том, что они видят в таких проявлениях действие не большего фактора, чем материальная и физическая сила, и таким образом отрицают правомерность именования их животным магнетизмом. Но как только что сказал преподобный м-р Хевайс (о нем немного позднее) в №Daily Graphic¤... №Феномены Шарко, из всех подобных, являются во многих отношениях идентичными с месмерическими феноменами, и гипнотизм было бы наиболее правильно рассматривать как область месмеризма, чем нечто, отличное от него. Как бы то ни было, факты Месмера, ныне широко признанные, сперва безусловно отрицались¤. И их все еще отрицают. Но хотя они и отрицают месмеризм, они увлекаются гипнотизмом, несмотря на научно признанные сегодня опасности этой науки, в которой медики-практики во Франции опережают английских. И первые утверждают, что между двумя состояниями месмеризма (или магнетизма, как они называют его) и гипнотизма №существует пропасть¤. Что одно из них благотворно, а другое зловредно, как это, очевидно, должно быть; поскольку, в соответствии и с оккультизмом, и с современной психологией, гипнотизм вызывается посредством удаления нервного флюида из капилляров нервов, которые являются, так сказать, часовыми, которые держат двери наших чувств открытыми и впадают в состояние анестезии при гипнотических условиях, позволяя им закрыться. А.Х. Симонин открыл многие полезные истины в своей выдающейся работе №Solution de probleme de la suggestion hypnotique¤ (№Решение проблемы гипнотического внушения¤)<<1>>. Он показал, что в то время как №в магнетизме (месмеризме) в человеке происходит значительное развитие моральных способностей¤, и его мысли и чувства №становятся возвышенными, и чувства приобретают аномальную остроту¤,є в гипнотизме, напротив, №человек становится простым зеркалом¤. Внушение является истинным двигателем в различных процессах, происходящих в гипнотике; и если время от времени №совершаются действия, кажущиеся удивительными, это происходит благодаря гипнотизеру, а не самому человеку¤. И снова... №В гипнотизме инстинкт, то есть є животное, достигает своего наивысшего развития; поистине, столь большого, что афоризм №крайности сходятся¤ нигде не мог бы получить столь лучшего выражения, как в случае магнетизма и гипнотизма¤. Эти слова столь же истинны, как и различие между человеком, находящимся под воздействием месмеризма или гипноза. №В одном человеке, его идеальная природа, его моральное эго є отражение его божественной природы є подходит к своему крайнему пределу, и он становится полностью небесным существом (un ange). В другом же, его инстинкт развивается наиболее удивительным образом. Гипнотик низводит себя до уровня животного. С физиологической точки зрения, магнетизм (месмеризм) успокаивает и исцеляет, и гипнотизм, который является лишь результатом неуравновешенного состояния,є наиболее опасен¤. Таким образом, враждебно настроенный Отчет, написанный Бейли в конце прошлого столетия, повлек за собой ужасные последствия в этом веке,є но это лишь его карма. Направленный на то, чтобы уничтожить №месмерическое¤ безумие, он нанес смертельный удар доверию публики к научным утверждениям. В наши дни Non-Possumus (недоверие) королевских колледжей и академий котируется на фондовой бирже всеобщего мнения столь же низко по своей цене, как Non-Possumus Ватикана. Дни авторитетов, человеческих или божественных, утекли прочь; и мы уже видим мерцающий на горизонте будущего единственный трибунал, высший и окончательный, перед которым склонится человечество є Трибунал Факта и Истины. Да, этому трибуналу оказывают почтение даже либеральные церковники и знаменитые проповедники. Роли сегодня перешли из одних рук в другие, и во многих случаях это наследники тех, кто зубами и ногтями отстаивал реальность дьявола и его прямую взаимосвязь с психическими феноменами, кто долгие века печатно выступал с бранью в адрес науки. Заслуживающий внимания пример такого рода содержится в уже упоминавшемся письме преп. м-ра Хевайса в №Graphic¤. Ученый проповедник, кажется, разделяет наше негодование по поводу пристрастности современных ученых, замалчивания истины и неблагодарности к своим древним учителям. Его письмо столь интересно, что его лучшие моменты должны быть увековечены в нашем журнале. Вот его некоторые фрагменты. Он спрашивает: - Почему наши ученые не могут спросить: №Мы грубо ошибались в отношении месмеризма; он по своей сути истинен¤? Не потому, что они являются людьми науки, но просто потому, что они люди. Без сомнения, это унизительно, когда о том, что вы догматизировали во имя науки, вы же говорите: №Я был неправ¤. Но не более ли унизительно, когда твоя неправота бывает обнаружена; и не в высшей ли степени унизительно после бесполезного изворачивания в плотных сетях неумолимых фактов внезапно падать духом и называть ненавистную сеть №подходящей оградой¤, в которую вы отныне уже не возражаете быть пойманным? Именно это, как мне кажется, делают сегодня м-р Шарко, французские гипнотисты и их поклонники-медики в Англии. Даже после смерти Месмера в возрасте восьмидесяти лет, в 1815 году, французские и английские №Факультеты¤, за немногими достойными уважения исключениями, высмеивали и отрицали факты так же, как и теории Месмера,є но сегодня, в 1890 году, армия ученых внезапно признала их, хотя и стирая (так хорошо, насколько они это могут) имя Месмера, лишив его всех его феноменов, которые они тихо присвоили под именами №гипнотизма¤, №внушения¤, №терапевтического магнетизма¤, №психопатического массажа¤, и все остальное. Поистине, №Что есть имя?¤ Хотя я больше озабочен вещами, нежели именами, но я склоняюсь перед пионерами мысли, которые были изгнаны, попраны и распяты ортодоксами всех веков, и я думаю, что немногие ученые могли сделать столько для людей, как Месмер, Du Potet, Puysegur, или Майо и Элиотсон; теперь их нет, и следует №построить им гробницы¤. Но м-р Хевайс мог бы добавить, что вместо этого гипнотисты є любители от науки є роют своими собственными руками могилы для умов многих мужчин и женщин; они порабощают и парализуют свободную волю в этих №личностях¤, превращая бессмертных людей в бездушные, невменяемые автоматы, и расчленяют их души с тем же равнодушием, с каким они подвергают вивисекции тела кроликов и собак. Короче говоря, они легко превращаются в №колдунов¤ и поворачивают науку на безбрежное поле черной магии. Преподобный автор, однако, очень легко прощает преступников; и отмечая, что он признает №различие¤ [между месмеризмом и гипнотизмом], №не имея пристрастия к какой-либо теории¤, он добавляет: - Я занимаюсь главным образом фактами, и то, что я хотел бы узнать, так это почему об этих лечениях и аномальных состояниях возвещается как о современных открытиях, хотя №факультеты¤ до сих пор высмеивают или игнорируют своих великих предшественников, сами не имея никакой теории, о которой они могли бы договориться, или хотя бы одного-единственного факта, который они могли бы назвать новым. Истина состоит в том, что мы снова ощупью, с большим трудом, пытаемся разрабатывать старые неиспользованные рудники древних; повторное открытие таких оккультных наук точно соответствует возрождению скульптуры и живописи в современной Европе. Вот история оккультной науки в двух словах. (1) Когда-то известная. (2) Утраченная. (3) Вновь открытая. (4) Отрицаемая. (5) Вновь подтвержденная, и медленно, под новыми именами, победившая. Доказательства всего этого являются исчерпывающими и изобильными. Этого может быть достаточно для того, чтобы заметить, что Диодор Сицилийский упоминает о том, как египетские жрецы, за много веков до Христа, приписывали Изиде наделение ясновидением для терапевтических целей. Страбон приписывал то же самое Серапису, в то время как Гален упоминает об одном храме невдалеке от Мемфиса, знаменитом таким гипнотическим лечением. Пифагор, который добился доверия египетских жрецов, полностью поглощен этим вопросом. Аристофан в №Plutus¤ детально описывает месмерическое лечение є №и сперва он начал брать голову руками¤. Целиус Аврелианус описывает манипуляции (1569) для лечения болезни, состоящие в том, что №руками проводят от верхних частей тела к нижним¤; и была такая старая латинская поговорка є Ubi dolor ibi digitus, №Где больно, надо приложить руку¤. Но время не позволяет мне рассказать о Парацельсе (1462) <<2>> и его №глубокой тайне магнетизма¤; о Ван-Гельмонте (1644) <<3>> и его №вере в силу рук при заболевании¤. Многое в писаниях этих людей прояснилось для современной публики лишь благодаря экспериментам Месмера, и имея ввиду современных гипнотистов, становится ясно, что мы должны делать относительно его самого и его учеников. Он безусловно утверждал передачу животного магнетического флюида, которую, как я полагаю, гипнотисты отвергают. Да, они это делают. Но то же делали и ученые в отношении более чем одной истины. Отрицать №животный магнетический флюид¤ є это, без сомнения, не более абсурдно, чем отвергать циркуляцию крови, что они делали столь энергично. Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|