|
Блаватская Елена Петровна » Статьи (1877 1881 Гг )Мы лично, как уже было сказано ранее, не верим в действие №бестелесных духов¤ в физических медиумических феноменах, но это не дает нам права догматизировать это и пытаться заставить других отказаться от своих убеждений. Все, что мы можем сейчас сказать,є это то, что последнее слово об этих феноменах все еще не было сказано; и как теософы, то есть искатели истины, не претендующие на непогрешимость, мы говорим, что спиритуалисты в конце концов могут быть столь же правы на своем пути, как, по нашему мнению, мы правы на своем. То, что никто из спиритуалистов никогда не верил в чудеса и сверхъестественные воздействия, хорошо доказывает их многочисленная литература. Может ли №Перипатетик¤ сказать то же самое о христианской вере? Послушаем епископа Бомбея, публично провозглашающего свой символ веры: №Мы¤,є говорит он своему духовенству,є №те, кто благодаря своей профессиональной чести обязан утверждать и объяснять превосходство сверхъестественного над естественным... упрочили свое исключительное общественное положение реальностью и требованием сверхъестественного. Наше одеяние, наш статус, наша работа, все наше ежедневное окружение,є это постоянное заявление миру о важности духовных вещей, о том, что они превосходят, по крайней мере в наших глазах, агрессивные претензии всего, что является преходящим. Следовательно, мы обязаны для нашего собственного самоуважения подтверждать то, что мы ежедневно провозглашаем¤. И это обязан делать каждый верующий, во что бы он ни верил, если он просто честен. Но положение современной веры в целом отражается в этих иезуитских словах №Перипатетика¤. Вера в №сверхъестественное¤ не может внушать ему уважение, но он чувствует себя обязанным симпатизировать ей; ибо это вера тех, кто его окружает, и это считается заслуживающим уважения; короче говоря, это общепринятая государственная религия, и, возможно,є религия его собственных принципов и предпочтений. И все же к такой честной и искренней вере, как спиритуализм, у него есть №лишь презрение¤. Почему? Потому что она непопулярна; потому что люди из его общества, которые были вовлечены в такую веру благодаря очевидности фактов, скрывают это от остальных и подобно Никодемусу идут к ее профессорам лишь под покровом ночи. Это не модно. Религия и спиритуализм в обществе є это, соответственно, как бы питье коньяка с содовой или курение сигарет. Дама, которая не покраснеет, опустошив на виду у всех №двухколесную телегу¤ крепкого бренди с содовой, будет вытаращив глаза и в шоковом изумлении смотреть на представительницу ее пола, курящую невинную сигарету! Не потому ли автор статьи в газете, которому следовало бы назвать себя №Софистом¤, ставит подпись №Перипатетик¤. Очевидно, что он не является христианином, ибо если бы он был им, он никогда не отважился бы на lapsus calami (описку), которая заставляет его признать, что христианство №не всегда может заслуживать нашего уважения¤: и все-таки он считается таковым. И такова тенденция нашего девятнадцатого века: человек образованного, цивилизованного мира скорее выскажет самый нелогичный, абсурдный софизм, чем искренне признает свою веру того или иного рода! №Для ума человека естественно¤,є считает он,є №рассматривать учения, одобренные авторитетом прошедших поколений, как вероятные и естественные¤. Если это так, то мы приглашаем всех перипатетиков в прошлом, настоящем и будущем, указать нам какую-либо другую доктрину, хоть наполовину столь же живучую, или такую, в какую верили бы столь повсеместно бесчисленные №ушедшие поколения¤ во всем мире, чем вера в №привидения¤ и №духов¤. Поистине, и на самом деле, мы тысячу раз предпочтем искреннего, бранящегося, бескомпромиссного фанатика говорящему мягким голосом, глумливому лицемеру.
v№Теософист¤, апрель 1881 г.
Блаватская
~~~ДРЕВНИЕ ДОКТРИНЫ, ОПРАВДАННЫЕ СОВРЕМЕННЫМ ПРОРОЧЕСТВОМ
Немецкая пресса в последнее время пытается решить в бесчисленных редакционных статьях то, что кажется тайной для обычной, скептически настроенной публики. Их авторы чувствуют, что они преданы человеком из их собственного лагеря є материалистом, работающим в области точной науки. Подробно рассматривая новые теории д-ра Рудольфа Фальба,є редактора Лейпцигского "популярного астрономического журнала 'Сириус'",є они поражены абсолютной точностью его научных прогнозов, или точнее, его метеорологических и космологических предсказаний. Факт состоит в том, что последние были показаны посредством последовательности событий, являющихся скорее не научными догадками, а непогрешимыми пророчествами. Основываясь на некоторых тонких комбинациях и своем собственном методе, который, как он говорит, он разработал после долгих лет труда и исследований, д-р Фальб способен сейчас за месяцы и даже годы предсказать каждое землетрясение, сильную бурю или наводнение. Так, например, он предсказал прошлогоднее землетрясение в Загребе. В начале 1868 года он предсказал, что в Перу 13 августа произойдет землетрясение, и именно в этот день оно и случилось. В мае 1869 года он опубликовал научную работу, озаглавленную "Элементарная теория землетрясений и вулканических извержений", в которой, среди прочих пророчеств, он предсказал мощные землетрясения в Марселе, Юте, вдоль берегов австрийских владений в Адриатическом море, в Колумбии и Крыму, которые действительно имели место через пять месяцев, в октябре. В 1873 году он предсказал землетрясение в Северной Италии, в Беллуно; это и случилось в присутствии самого д-ра Фальба, который прибыл сюда, чтобы лично засвидетельствовать его,є настолько он был уверен, что оно произойдет. В 1874 году он оповестил мир о непредвиденном и неожиданном извержении Этны; и несмотря на подшучивания своих коллег по науке, говоривших ему, что нет никакого основания ожидать такого геологического события, он отправился на Сицилию и смог на месте сделать заметки об извержении, когда оно произошло. Он также предсказал мощные штормы и ветры в Италии между 23 и 26 февраля 1877 года, и это также было потверждено фактами. Вскоре после этого д-р Фальб отправился в Чили для наблюдения вулканического извержения в Андах, которое он ожидал и предсказал за два года до того,є и действительно он его увидел. В 1875 году появилась его наиболее выдающаяся работа "Мысли о причинах вулканических извержений и их исследования", которая была немедленно переведена на испанский и опубликована в Вальпараисо в 1877 году. После того, как предсказанное д-ром Фальбом землетрясение в Загребе действительно имело место, его сразу же пригласили прочитать лекции в этом городе, в которых он еще раз предупредил жителей о других более слабых землетрясениях, которые, как хорошо известно, действительно произошли. Факт состоит в том, как недавно отмечено в "Новом Времени", что он действительно "разработал нечто, знает что-то сверх того, что знают другие люди, и лучше знаком с этими загадочными феноменами нашей планеты, чем какой-либо другой специалист во всем мире". Что же представляет собой его удивительная теория и новые комбинации фактов? Чтобы дать адекватное представление об этом, потребовался бы целый том комментариев и объяснений. Все, что мы можем добавить, это то, что сам д-р Фальб сказал все, что мог сказать по этому вопросу в трех томах своей огромной работы "Die Umwaelrungen, im Welt All"("Перевороты во Вселенной"). В томе 1 он имеет дело с переворотами в звездном мире, во 2-ом є с переворотами в облаках, то есть с метеорологическими феноменами, и в 3-ем томе є с переворотами в глубине Земли, или землетрясениями. В соответствии с теорией д-ра Фальба, наша Вселенная не является ни безграничной, ни вечной: она ограничена некоторым временным промежутком и заключена внутри определенного пространства. Он видит механическую конструкцию нашей планетарной системы и ее проявления в совершенно другом свете, чем остальные ученые. "Он очень оригинален и весьма интересен (эксцентричен) во многих отношениях, хотя мы и не можем доверять ему полностью",є таково единодушное мнение прессы. Очевидно, что в докторе слишком много от человека науки, чтобы с ним можно было обращаться как с "визионером" или "галлюцинирующим энтузиастом"; поэтому над ним подсмеиваются с осторожностью. Другой, менее ученый, смертный конечно подвергался бы серьезным насмешкам, если бы он делал такие бесспорно оккультные и каббалистические заявления о Космосе, как д-р Фальк. Поэтому, проходя мимо его теорий, чтобы их не обвинили в распространении "еретических" взглядов, газеты обычно добавляют что-нибудь вроде следующего.є "Мы отсылаем читателя, которому интересно понять учения д-ра Рудольфа Фальба, к самой последней работе этого выдающегося человека и провидца". Некоторые добавляют к приведенной информации тот факт, что теория д-ра Фальба отодвигает "Вселенский" потоп к 4000 году до нашей эры и предсказывает другой потоп примерно в 6500 году нашей эры. Оказывается однако, что теории и доктрина д-ра Фалба є не новость в департаменте науки, как это было с теориями, предложенными двести лет назад перувианцем Jorie Baliri и сто лет назад є итальянцем по имени Тоалдо. Поэтому у нас есть некоторое право называть взгляды д-ра Фалба каббалистическими, или точнее є близкими к таковым средневековых христианских мистиков и "огненными философами" (и Baliri, и Toaldo были профессионами в "тайных науках"). В то же время, хотя нам не посчастливилось до сих пор прочесть книгу д-ра Фальба, сделанные им расчеты времен Ноевого потопа и периода, который должен пройти до повторения этого события (6500-й год н. э.), показывают нам с той ясностью, с какой умеют делать это цифры, что этот ученый принимает понятие великого "Солнечного" года, или цикла из шести сар, в конечные моменты которых наша планета всегда подвергается полному физическому перевороту. Это учение возникло в незапамятные времена и пришло к нам из Халдеи через посредство Берозуса є астролога в храме Вела в Вавилоне. Халдея, как это хорошо известно, была вселенским центром магии, из которого лучи оккультного знания распространялись во все прочие страны, где происходило обучение мистериям и их осуществление. В соответствии с этим учением (в которое верил Аристотель, если мы можем доверять Ценсоринусу), "великий год" состоит из 21000 лет или шести халдейских сар, состоящих из 3500 лет каждая. Эти двадцать тысяч лет естественно делятся на два периода: первый, продолжительностью 10500 лет, завершается на вершине всего цикла и сопровождается малым катаклизмом; второй период завершается ужасной глобальной катастрофой. В течение этих 21000 лет полярный и экваториальный климаты постепенно меняются местами, "при этом первый медленно движтся к экватору и тропической зоне:... перемещая ужасные ледяные пустыни. Эти изменения климата неизбежно сопровождаются катаклизмами, землетрясениями и другими космическими катастрофами. Когда ложе океана смещается, в конце каждого десятитысячного периода плюс один неро (600 лет), возникает полу-вселенский потоп, подобный легендарному библейскому потопу" (см. "Разоблаченную Изиду" т. 1, стр. 30-31). Теперь остается посмотреть, в какой степени согласуется теория д-ра Фальба и древнее допотопное учение, упомянутое автором "Разоблаченной Изиды". Поскольку, эта последняя книга появилась тремя годами раньше, чем "Перевороты во Вселенной", которые были опубликованы в 1881 году (лишь два месяца назад), теория, изложенная в ней, не была заимствована из работы лейпцигского астронома. Мы можем добавить, что постоянная проверка таких геологических и метеорологических предсказаний, помимо их научной ценности имеет величайшее философское значение для изучающего теософию. Ибо они показывают: а) что мало есть тайн в природе, которые были бы абсолютно недоступны для человеческих попыток вырвать их из ее лона; и б) что мастерская Природы є это огромный часовой механизм, руководимый неизменными законами, в котором нет места для какого-то особого провидения. Однако тот, кто проник в конечные тайны природы-Протея є которая изменяется, но постоянно остается той же самой,є может, не нарушая Закон, воспользоваться до сих пор не известными взаимоотношениями природной Силы, чтобы получить эффекты, которые могли бы показаться невозможными и чудесными, но только тем, кто не знаком с их причинами. "Закон, по которому возникает капля росы, управляет также и движением планет". Имеется множество химических сил, проявляющихся в теплоте, свете, электричестве и магнетизме, механические возможности которых очень далеки от того, чтобы быть понятными. Почему же теософ, верящий в естественный, хотя и оккультный, Закон, должен рассматриваться или как шарлатан, или как доверчивый дурак, когда он пытается понять его тайны? Не потому ли только, что его, следуя традициям древних людей науки, он выбрал методы, которые отличаются от принятых в современной науке. v"Теософ", май 1881 г.
Блаватская
~~~ЛАМЫ И ДРУЗЫ
Последняя работа м-ра Л. Олифанта №Страна Гилеад¤ привлекает весьма значительное внимание. Сообщения о ней появились уже некоторое время назад, но мы были вынуждены оставить этот вопрос в стороне до настоящего момента из-за недостатка места. Теперь же мы должны будем сказать кое-что, не о самой работе, є да и едва ли мы могли бы отдать всю дань справедливости этому даровитому автору, є но о том, что он сообщает относительно друзов, этих мистиков с горы Ливан, о которых известно столь немногое. Быть может, нам удастся пролить новый свет на этот вопрос. №Друз¤, є полагает м-р Олифант, є №имеет прочное убеждение, что приближается конец света. Недавние события столь сильно совпали с таинственными пророчествами священных книг, что он ожидает скорого воскресения Эль Хакема, основателя и божественного героя их секты. Для того, чтобы понять это, необходимо вспомнить о связи между китайской теологией и теологией друзов. Предполагается, что души всех благочестивых друзов должны собраться в большом количестве в некоторых городах на западе Китая. Конец света будет возвещен приближением могущественной армии с Востока против соперничающих христианства и ислама. Эта армия будет находиться под предводительством Универсального Разума и будет состоять из миллионов китайских унитариев. Христиане и мусульмане подчинятся им и выступят перед ними в Мекку. Тогда появится Эль Хакем; по его команде Кааба будет разрушена небесным огнем и произойдет воскресение мертвых. В том, что ныне Россия вступила в столкновение с Китаем, друзы видят осуществление своих священных пророчеств и с нетерпением ожидают Армагеддона, в котором, как он верят, им суждено сыграть некую важную роль¤. є (№Pioneer¤) По нашему мнению, м-р Лоуренс Олифант является одним из лучших английских писателей. Он также ближе знаком с внутренней жизнью Востока, чем большинство писателей и путешественников, которые писали на эту тему, є не исключая даже Кэптайна и г-жи Бартон. Но даже его тонкий и наблюдательный разум едва ли смог проникнуть в глубочайшие тайны верований друзов. Для начала: Эль Хакем не является основателем их секты. Их ритуалы и верования никогда не были открыты ни для кого, кроме принятых в их братство. Их происхождение практически неизвестно. Можно сказать несколько слов об их внешней религии, точнее о том, что становится известно о ней. Полагают, что друзы представляют собой результат смешения курдов, марди-арабов и некоторых других полу-цивилизованных племен. Мы же робко заявляем, что они являются потомками и результатом смешения ~всех наций~-мистиков, которые, перед лицом жестокого и безжалостного преследования ортодоксальной христианской церковью и ортодоксальным исламизмом, собирались вместе с самого начала распространения мусульманства и постепенно создали свои постоянные поселения в укреплениях Сирии и горы Ливан, где они сперва искали себе убежища. С тех пор они хранили полное молчание о своих верованиях и поистине оккультных ритуалах. Позднее, их воинственный характер, исключительная храбрость и единство целей вынудили равным образом и мусульман, и христиан, пребывать в страхе перед ними, и помогли им образовать независимую общину или, как мы называем это, imperium in imperio (государство в государстве). Они є это сикхи Малой Азии, и их государственное устройство сходно во многих отношениях с былым №содружеством¤ последователей Гуру Нанака є приближаясь даже к их мистицизму и безграничной храбрости. Но оба эти сообщества еще теснее связаны с третьим, и еще более таинственным союзом единоверцев, о котором ничего, или почти ничего неизвестно посторонним: мы имеем ввиду братство тибетских ламаистов, известное как братство Khe-lang, которое лишь в очень слабой степени поддерживает общение с остальными. Даже Чома де Кереш, который провел у лам несколько лет, вряд ли узнал о религии ~чакравартинов~ (вращающих колесо) больше, чем то, что они позволили ему узнать о своих экзотерических ритуалах, а о Khelangs он не узнал совершенно ничего. Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|