КОНСПЕКТ ООД по ФЭМП «Космический полёт» (интегрированное с познанием – природное окружение) в подготовительной группе.
Цель: Выявить качество знаний детей по разным разделам программы.
Обучающие задачи:
- Закрепить умение решать простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
- Закрепить умение измерять с помощью условной мерки.
- Закрепить умение делить фигуры на 4 части и определить что больше целая или часть.
- Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
- Упражнять в умении называть «соседей» числа, на один больше, меньше.
- Закрепить знания детей о геометрических фигурах, телах, о ширине полосок, высоте лесенок.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
- Закрепить умение рисовать по линиям на бумагах в клетку под диктовку воспитателя, знать ориентировку на листе бумаги.
- Совершенствовать представление о составе числа из двух меньших в пределах 10.
- Совершенствовать представление об отношении между числами и использование знаков для их обозначения.
- Закреплять умение отыскивать и называть заданные двузначные числа.
- Закрепить умение конструировать из счётных палочек, гимнастических палок
- Развивать знания о космосе, метеоритах, инопланетянах.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умениепониматьучебнуюзадачуивыполнятьеёсамостоятельно.
- Воспитывать интерескматематическимзанятиям.
Предварительная работасдетьми: отгадываниезагадок, решениелогическихзадач, решениепростыхарифметическихзадач, наблюдениезакалендарём, индивидуальные занятия
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризныхмоментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальныеответыдетей).
- Поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал: палки, картинкис планетами, знаки+, =; полоски 5 шт. отширокогоксамомуузкому, столбики 5 шт. отвысокогоксамомунизкому, объёмные геометрическиетела, письмо; музыкавовремяполёта, шумдождя, лезгинка.
Раздаточный материал: математическиенаборы: цифры, геометрическиефигурыдляделенияна 4 части, полоскидляизмерения, мерныепалочки, счётныепалочки, простые карандаши, ножницы, клетчатыебумаги; медицинские шапочки «Шарлотта».
Ход занятия:
Дети здороваютсясгостямиивстаютвкруг.
Здравствуй, Небо!
(Руки поднятьвверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками надголовойописатьбольшойкруг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить рукинаковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собралисьвседетивкруг,
Я–твойдругиты–мойдруг.
Вместезарукивозьмемся
Идругдругуулыбнемся! (Взятьсязарукиипосмотретьдругнадругасулыбкой).
В.: Дети, мы получили письмо из космоса. Инопланетяне нашли новую планету, планету-математики. Они, оказывается, сразу поняли, что это очень нужное и важное открытие. Но они пока не знают все секреты математики. Поэтому отправили нам письмо, чтобы мы им помогли все узнать про математику. Хотите, дети, им помочь? (Ответы детей).
В.: Давайте скажем, для чего нужна нам математика?
Вариантыответа:
- Если знаешь математические цифры можно узнать номер своего дома или телефона.
- Время можно узнать.
- Если умеешь считать, то сможешь стол починить.
- Узнаешь, сколько у тебя осталось конфет после того ка угостишь друга.
В.: А нужно ли знать геометрические фигуры? Как вы думаете?
Вариантыответа:
- Если не знаешь фигуры не сможешь построить дом.
- Не было бы круглых часов.
- Окон, прямоугольной формы.
- Тарелок.
- Вокруг нас не было бы столов и стульев геометрической формы.
- Лампочки, очки.
В.: И что мы поняли из всего этого, дети?
Д.: Если нет математических знаний нам будет трудно жить на свете.
В.: И на чьём же можно полететь в космос, чтобы помочь инопланетянам все это узнать и понять?
Д.: Наракете.
В.: Правильно. А где мы достанем ракету? Его мы сделаем из палочек.
Конструированиеракетыизгимнастическихпалок.
В.: Ну вот, наша ракета готова! Сейчас мы оденем скафандры, форму космонавтов.
Игра-воображение «Оденемскафандры»
Дети встают и имитируют с воспитателем одевание скафандра.
В.: Вот мы и готовы. Осталось вам взять билеты и занять своё место в ракете.
(Детиберутцифрыот 1 до 12 изанимаютсвоиместа, называякакойонпосчёту).
- Все мы теперь готовы к полёту. У нас имеется настоящая команда. А я буду капитаном. Всегда, перед взлётом, космонавты делают записи в специальном журнале. Мы тоже должны его заполнить. Чтобы мне было легче его заполнять вы постарайтесь отвечать на мои вопросы:
- Назовите дни недели.
- Сколько их?
- Сегодня среда, а завтра…?
- Какое время года сейчас на улице?
- Сколько всего месяцев в году?
- А сейчас какой месяц?
- Какой месяц был перед ним?
- Какой месяц является первым в году?
- сколько всего времён суток?
- А сейчас какое время сутки?
- Ну вот, с вашей помощью мы заполнили журнал Теперь будем нажимать кнопки от 1 до 20 и полетим!1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 Пуск! Полетели! (Подмузыкуимитируютполёт).
- Вот мы и прилетели на планету математики. Посмотрите, дети, знаете ли вы эти метеориты?
Д.: Солнце, Луна, Звёзы, Марс, Юпитер…
В.: А здесь почему-то никого нет. А, вот они нам письмо оставили. Давайте прочтём. «Здравствуйте, дети! Пишут вам инопланетяне, которые живут на планете математики. У нас были здесь дома, ходили мы друг к другу в гости, но сильный ветер разрушил наши дома. Нам негде было жить, и мы ушли на другую планету. Но мы вас видим и очень хорошо слышим. Просим вас, чтобы вы починили наши дома и рассказали нам всё про математику. До свидания!»
- Из какой планеты они на нас смотрят, интересно. А давайте мы им ручкой помашем!
Конструированиедомиковизсчётныхпалочек
- Посмотрите, а вот и дома иноплянетян, которые разрушил ветер. (Детиконструируютизсчётныхпалочекразныедома).
- Из скольких палочек ты построил дом? А ты, из каких фигур построил? По сравнению с чьим домиком твой домик выше (ниже)? У кого ещё есть такой же домик как у тебя?
- А сейчас мы поиграем в игру «Покажу, нонескажу».
Я дам вам задание, а ответ вы молча покажете цифрой:
Покажите соседей цифр 8 и 15;
Покажите цифры больше на один 3 и 12;
Покажите цифры меньше на один 9 и 14;
Задание «Расставьзнаки»
- Наши друзья очень любят изучать звёзды. Но они не знают, какая цифра больше, меньше или поровну. Мы им поможем расставить эти знаки. (Надоскепарыцифр: 5и9, 3и3, 16и12. Детирасставляютзнаки, =.)
Задание «Измерениеполоскимернойпалочкой»
- Ещё они не умеют измерять расстояние между звёздами. Чем можно измерять, дети?
Д.: Линейкой, сантиметровой лентой, палочкой…
В.: А сегодня мы будем измерять палочкой. (Детиизмеряютполоскубумагинакраяхкоторыхприкрепленызвёзды. Уоднихпалочкачутьбольше, удругихменьше. Двоедетейработаютудоски).
- А почему у вас результат получился разный?
Д.: Потому что палочки были разного размера: длинные и короткие.
Физминутка: «Вышлимышкикак-тораз…»
Задачи.
- Дети, а инопланетяне оставили для нас и задачи, давайте попробуем их решить.
Нанебесияло 9 звезд, 3 звездыупалоназемлю
Вопрос: сколькозвездосталосьнанебе:
Решение: 9-3=6
Ответ: 6 звездосталосьнанебе
Накосмодромебыло 5 ракет, прилетелоеще 2. Вопрос: сколькоракетнакосмодромевсего?
Решение: 5+2=7
- Сейчас мы откро ем для наших новых друзей тайну образования чисел.
- «Раскройтайнучисла»:
Как можно получит число 10 из меньших чисел.
Д.: 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
В.: Посмотрите, дети, кажется это задание инопланетяне совсем не поняли. (Настолеобъёмныегеометрическиефигуры, столбики, длялесенкиотнизкогоксамомувысокому иполоскиотширокогоксамомуузкому. Детистроятдомизгеометрических тел, делаютлесенку, иизполосокдорожкукдомику).
В.: А какие ещё объёмные геометрические фигуры мы знаем?
Д.: шар, призма, конус, цилиндр…
В.: Ой, кажется, в космосе начинается дождь метеоритов. Мы должны быстро оставить это место. Давайте попробуем убежать от дождя.
Физминутка: всталивкруг, побежали, а теперь приставным шагом пошли, 3 раза вперёд попрыгали и ходьба большими. Вот мы и оставили дождь позади. Давайте отдохнём теперь. Дыхательнаягимнастика. Дышим носом, выдыхаем изо рта.
В.: Оказывается наши новые друзья не умеют то что у них делить поровну между собой, и поэтому поводу часто возникают споры. Мы и этому их научим. Перед вами лежат геометрические фигуры. Назовите их.
Д.: Круг, квадрат, прямоугольник, овал.
В.: А какие ещё мы знаем геометрические фигуры?
Д.: Треугольник, трапеция, ромб…
В.: Теперь вы должны разделить эти фигуры на 4 равные части. (Детивыполняютзадание). Целая фигура больше или её четвёртая часть.
Д.: Целаяфигура.
В.: Вторая часть меньше или целая фигура?
Д.: Вторая часть.
В.: Этому мы тоже их научили. Может, хоть сейчас, они придут на свою планету?
Сюрпризныймомент: Приходинопланетянинасошкатулкойвруках. Онприветствуетгостей, благодаритдетейзапомощь.
И.: Дети, за вашу помощь, я принёс вам подарки, но ключ от этой шкатулки по дороге я потерял
В.: Вы не беспокойтесь инопланетянин. Сейчас наши дети тебе нарисуют ключ. (Поуказаниямвоспитателядетирисуютнаклетчатыхбумагах).
- 3 — вверх, 3 — направо, 3 — вниз, 1 — налево, 3 — вниз, 1 — направо, 1 — вниз, 1 — направо, 1- вниз, 2 — влево, 1 — вниз, 1 — влево, 6 — вверх, 1 — влево. И что у нас получился?
Д.: Ключ. (Ониотдаютихинопланетянину, тототкрываетшкатулкуидаётдетямзвёздысцифрой 5).
И.: Спасибо вам всем большое.
В.: Теперь нам пора возвращаться домой. Ведь в народе говорят: «В гостях хорошо, но дома ещё лучше!» Очень понравилось нам на вашей планете математики.
- Взяли опять билеты. По номерам займите места в ракете. Ноги поставьте вместе, спину держим прямо. На обратном пути мы должны нажимать кнопки от 12 обратно. 12,11,10,9,8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Пуск! Полетели!
- Пока мы летим давайте вспомним какое дело мы сегодня сделали? Что именно сделали? В чём вы затруднились? Что удалось легче всего? А что больше всего понравилось? Какие планеты мы сегодня увидели? (Детиотвечают, рассказывают, дополняютдругдруга).
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории Гаджимагомедова Загра З. РД, Казбекосвский район, с Дылым.
|