|
Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕСОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА Молитва находящая и молитва созерцательная В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно. У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух. Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным.
Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся
можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего! (9, 240-241)
Деятельная и созерцательная жизнь так идут: устанавливаются в делах и деланиях и вырабатывают в себе созерцание. Но деятельность и после сего не прекращается, только уступает первенство созерцанию... Созерцание выше, ибо оно есть предначатие будущего блаженства, а мы и живем здесь для того, чтобы приготовиться к будущей жизни. (7, 147) Созерцательная молитва есть высшее состояние
молитвенное, по временам являющееся в избранных Божиих.
(15, 132)
Созерцание есть пленение ума и всего сознания каким-либо
духовным предметом столь сильное, что все внешнее
забывается, выходит из сознания: ум и сознание уходят в
предмет созерцаемый, так что их уже будто нет в нас. Вот
пример: беседовал старец с учениками и остановился, стал
как бы забывшись. Когда потом он пришел в себя, ученики
спросили его, где он был. "Я был, сказал он,
на Голгофе, пред распятым Господом, там, где
была у ног Его Мария Магдалина". Но это созерцание
было только умовое. Созерцательная молитва походит на это
по забвению всего и пленению в невидимый мир. Еще пример:
старец приготовил себе трапезу в обычный час и стал
помолиться; но восхищен был в созерцательную молитву и
простоял в ней до следующего дня, когда пришел в себя.
Отличительною чертою созерцательной молитвы св. Исаак
Сирианин поставляет именно выпадение из сознания всего
окружающего и пленение в горний мир. По свидетельству его,
ум до сего времени владеет собою, а когда вступит в
созерцание или в созерцательную молитву, тогда уже никакой
власти над собою не имеет. (15, 44-45)
Только одна черта из высказанных Сперанским* кажется неистинною или неистинно выраженною. "Форма, говорит он, созерцания моего всегда была пустотою, отсутствием всякого образа и всякой мысли". Такое совершенное безмыслие чуждо святым отцам. Они внушали все оставить, но за тем, чтоб быть соединенными с Господом. Они стояли во время умной молитвы и всем советовали стоять в том убеждении, что Господь близ и внимает, то есть предстоять умно Господу и взывать к Нему: взыска Тебе лице мое, как поет Пророк, лица Твоего, Господи, взыщу. Когда говорили они, что надобно прогонять всякую мысль, то всегда прибавляли: гнать всякую стороннюю мысль. (15, 228) * Речь идет о книге святителя Феофана "Письма о
духовной жизни", составленной по поводу писем графа М.М.
Сперанского. Прим. сост.
Что касается до созерцания, то ни у одного из отцов не
находим, чтобы в него можно было вступать самим и,
следовательно, делать что-либо и со своей стороны для
вступления в него. Созерцание, по словам их, давалось
именно тем, которые успевали уже очистить сердце свое
совершенно и глубоко соединились с Господом. Из тысячи один
успевает стяжать чистую молитву; а молитву духовную, или,
что то же, созерцательную, в родех и родех едва один
оказывается имеющим. (15, 215)
Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге. Это потому, что во всех их и человек сам, и всякая тварь исчезают из мысли, а созерцается один Бог... Ходящий пред Богом посвящается в ведение совершенств Божиих и всего все-совершенства и навыкает Богохвалению. Восшедший до сего еще глубже входит в Божество и стяжевает благоговейный страх. Кто же после сего возносится за все, различаемое в Боге, тот вкушает изумление. Это предел, за который уже и заходить нельзя. Кто прошел все сии степени, тот находится в блаженнейшем состоянии и прежде оного века живет в нем, переходя от изумления к благоговению, а от сего к Богохвалению, ходя, или духовно движась, как в доме каком, в Божественном лицезрении, исполненном света и чистоты пренебесной. Вот и жизнь в Боге! (3, 344-345) <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Религия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|