|
Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕКАК СОГЛАСОВАТЬ НЕПРЕСТАННУЮ МОЛИТВУ И ПОВСЕДНЕВНЫЕ ДЕЛА К невозможному Бог не обязывает Спаситель заповедал: войти в клеть свою и молиться там
Богу Отцу своему втайне. Клеть эта, как толкует святитель
Димитрий Ростовский, означает сердце. Следовательно,
заповедь Господня обязывает тайно в сердце
умом молиться Богу. Заповедь эта на всех христиан
простирается. Вот и апостол Павел что заповедует, когда
говорит, что должно всякою молитвою и молением
молиться на всяко время духом (Еф. 6, 18)?
Заповедует умную молитву духовную и
заповедует всем христианам без различия. Он же всем
христианам заповедует непрестанно молиться (1 Сол. 5, 17).
А непрестанно молиться иначе нельзя, как умною молитвою в
сердце. Таким образом, нельзя спорить, что умная молитва
для всех христиан обязательна; а если обязательна, то
нельзя уже говорить, что едва ли возможна, ибо к
невозможному Бог не обязывает. Что она трудна, это правда;
а чтоб была невозможна, это несправедливо. Но ведь и вообще
все доброе трудно; тем паче таковою должна быть молитва
источник для нас всего доброго и верная того опора.
(4, 382)
Брат сказал: "Как ум может непрестанно молиться, когда,
поя псалмы, читая, беседуя с другими, исправляя свои нужды,
мы развлекаем его разными помышлениями?" Старец
отвечал: "Св. Писание не заповедует ничего невозможного. И
сам Апостол, написавший сию заповедь, пел, читал, учил,
работал и страдал, гонимый, а между тем непрестанно
молился. Непрестанная молитва состоит в том, чтоб ум
содержать в великом благоволении и горячем устремлении к
Богу, о Нем Едином мыслить, Им Единым заниматься, Его
Единого зреть, к Нему припадать в сердечном молении, всегда
висеть на непоколебимом уповании на Него и в надежде на
Него быть дерзновенным во всех делах и приключениях". (3,
76)
Коснулись вы работ. Как у вас работы не по послушанию, а
по своей воле, то вам можно распоряжаться ими так, чтоб они
нисколько не отвлекали вас от внутренних деланий. Следуйте
в сем св. Исааку Сирианину. Он не благоволит к работе и
позволяет ее только в случае нужды, изредка. Ибо она
отвлекает на себя ум. Надо особый навык приобресть, чтоб не
отвлекала. Не работать нельзя. Есть естественная в ней
потребность; однако ж и увлекаться ею не должно. Египетские
монахи целый день работывали; но умом не отходили от Бога.
(4, 407-408)
Труд телесный смиряет, промежутки наполняет, а мыслям
бродить не дает. Заменить его поклонами хорошо это
лучший труд. Но всегда ли это можно? Египетские старцы с
утра до вечера за работою сиживали, в молитве умной и
богомыслии. Правило молитвенное справляли ночью. А св.
Исаак Сирианин не благоволит к труду: отклоняет, говорит,
от Бога. Это правда, когда мудреный труд, а простенький
ничего. (7, 147)
Когда внимание к Богу живо и внутренно молитва идет,
тогда лучше ничего не начинать делать (дома-то), а сидеть,
или ходить, или, лучше, стоять пред иконами и молиться;
когда начнет слабеть, подогреть его чтением или
размышлением. (7, 176)
Надо и дело делать, и умом от Бога не отступать, т.е.
быть так, как бы стояли на молитве. Это закон: руками дело
делать, а умом и сердцем с Богом быть. Пишите, а умом от
Бога не отступайте и теплоте не позволяйте умаляться и
трезвенности ослабевать. Как в этом успеть, дело научит. И
вот, приобретете опытность новую и еще более
окрепнете во внутрь пребывании. (9, 229-230)
Будто только и дела, что молитва? Молитвословие есть
одно из дел и всех дел заменить не может. И молитесь, и
другие свои дела исправляйте, все как следует. Умом и
сердцем надо привыкнуть непрестанно молиться. Это долг
всех, это то же, что память Божию иметь. (7, 80)
Без дел и занятий нам быть нельзя. Бог дал нам
деятельные силы, которые и требуют упражнения. У всякого
потому есть свои дела и занятия. Они требуют внимания; но,
с другой стороны, нравственное преспеяние, важнейшее всего
другого, требует, чтоб внимание всегда было в Боге.
Как согласить то и другое? Надо все дела и занятия делать
как дела Божий, Богом на нас наложенные и посвящать их
Богу. Тогда, делая их, не будем упускать из внимания Бога;
ибо при сем неизбежна забота, как бы все делаемое сделать
благоугодно Богу. (4, 450)
Помню, у Василия Великого вопрос о том, как Апостолы могли непрестанно молиться, решается так: они при всех своих делах о Боге помышляли и жили в непрестанной преданности Богу. Это настроение духа было их непрестанною молитвою. Вот вам и пример. Я вам, кажется, уже писал, что от деятельных людей, к коим вы принадлежите, нельзя того же требовать, что от людей сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтоб не допускать неправых чувств при делании дел и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву. (23, 8-9) К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы... Вопль из сердца, краткий и сильный, вот что доходно!.. А это можно походя делать... А следовательно, и молиться непрестанно. О сем и заботьтесь и сюда все направляйте. У святого Епифания спрашивали: "Как нам править часы?" Часы?! Для молитвы нет часов особых: она должна быть всечасна и
всеминутна. У св. Василия Великого спрашивали: "Как
непрестанно молиться?" Он отвечал: "Имей в сердце
молитвенное расположение и будешь непрестанно молиться.
Руками работай, а ум к Богу возноси". Апостолы всю землю
обошли, сколько трудов?! А между тем непрестанно молились.
И заповедь эту они написали. Дух веры, упования и
преданности в волю Божию вот что надо возгревать в
сердце. (7, 78-79)
Спрашивается, как же Господа при сем иметь во внимании? Так: какое бы дело, большое или малое, вы ни делали, держите в уме, что его вам повелевает делать Сам Господь Вездесущий и смотрит, как вы его сделаете. Так себя держа, вы и дело всякое будете делать со вниманием, и Господа будете помнить. В этом весь секрет успешного для главной цели действования в вашем положении. Извольте в это вникнуть и так наладиться. Когда так наладитесь, тогда и мысли перестанут блуждать туда и сюда... У вас теперь отчего все не ладится? Думаю, от того, что вы хотите помнить Господа, забывая о делах житейских. Но житейские дела лезут в сознание и память о Господе вытесняют. А вам следует, наоборот, о житейских делах хлопотать, но как о Господнем поручении и как пред Господом. Там у вас ни того, ни другого не выходит... а здесь то и другое будет исправно. (9, 7) <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Религия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|