Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ СТЕПЕНИ ВОСХОЖДЕНИЯ К НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ Три степени



Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



СТЕПЕНИ ВОСХОЖДЕНИЯ К НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ


Три степени молитвы

Можно назначить три степени молитвы. На первой она бывает преимущественно внешняя: чтения, поклоны, бдения, и проч... С сего начинают, и иные довольно долго трудятся над собою, пока появятся начатки молитвы, или легкие движения молитвенного духа... Молитва, как высший дар, ниспосылается как бы по капле малой-малой, чтоб научить человека дорого ценить ее. На второй степени в ней телесное с духовным являются в равной силе. Здесь каждое слово молитвы сопровождается соответственным чувством, или внутренние молитвенные движения, внутренне движимые, изъясняют и изъявляют своим словом. Это повсюднейшая молитва, общая всем почти. Она обыкновенна в том, в ком жив дух благочестия. На третьей степени в молитве преобладает внутреннее, или духовное, – когда и без слов, и без поклонов, и даже без размышления, и без всякого образа, при некотором молчании или безмолвии, во глубине духа совершается действо молитвы. Эта молитва не ограничивается ни временем, ни местом, ни другим чем внешним и может никогда не прекращаться. Почему и называется действом молитвы, т.е. чем-то, пребывающим неизменно. Но, чтоб дойти до сей последней степени, необходимо пройти первые и, следовательно, поднять все труды телесного делания для молитвы, как то: посты, поклоны, чтения молитв, бдение, коленопреклонение. Кто пройдет это, вступит на вторую степень, когда, как говорит Макарий Великий, лишь поклонишься, и дух уже согревается в молитве. Как тому, кто не знает алфавита, нельзя начинать складов, потому что это будет бесполезною тратою времени, так и здесь: кто не умеет плавать по мелкой реке, как того пускать в глубокое море? Но и тогда, как кто взойдет до последней степени молитвы, внешнее моление не прекращается, а также участвует во внутреннем. Та только разница, что в первом случае внешнее предшествует внутреннему, а здесь – внутреннее внешнему. Как же можно браться за одно внутреннее, когда еще не научились трудом и опытом от внешнего переходить к внутреннему! (3, 360-361)

Умная молитва в силе, когда приходит влечение внутрь

Умная молитва есть, когда кто, утвердившись вниманием в сердце, оттуда возносит к Богу молитву. Умное же делание есть, когда кто, стоя вниманием в сердце с памятию о Господе, отревает всякую другую мысль, покушающуюся проникнуть в сердце. (7, 56)

Умная молитва состоит в том, чтобы умом в сердце предстоять пред Богом, или просто, или с изъявлением прошений, благодарения и славословия. Тут не время заниматься рассуждениями: всему свой черед. Когда приходит то влечение внутрь, тогда умная молитва является в силе и в настоящем своем виде, а до этой минуты она есть только искомая; здесь же имеется делом. Потому размышления, рефлексии и рассуждения, равно как и все другие самодействия, действительно, надобно оставлять и подавлять, если б они зарождались во время проявления влечения внутрь, но не умную молитву. Ее не только не должно оставлять, а всячески поддерживать, чтобы то состояние, доброе и многополезное, продлилось как можно долее. (15, 47-48)

Переход от умной к сердечной молитве –
когда сердце исполняется любовью к Богу

От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце исполняет, тогда такая молитва носит название сердечной. (10, 227)

Умная молитва переходит в умно-сердечную
с зарождением теплоты и влечения внутрь

Молитва умная переходит в молитву сердечную, или умно-сердечную. Появление ее современно зарождению сердечной теплоты. Другой молитвы уже нет в обычном течении духовной жизни. Умно-сердечная молитва может глубоко внедриться в сердце и быть в этом случае без слов и мыслей, состоя в одном предстоянии Богу и благоговейно-любовном к Нему припадании. Тут она то же, что влечение внутрь пред Бога на молитву или нахождение духа молитвенного. (15, 132)

Умная молитва, согревая сердце,
вводит его в умно-сердечную молитву

Сначала ум с напряжением молится, нудит себя на молитву силою воли. И это, конечно, есть умная молитва. Умная молитва понемногу согревает сердце и вводит его в другую молитву – умно-сердечную. Сердце, навыкнув молиться под действием ума, и, согревшись, само начинает подвигаться на молитву и увлекать в нее ум. Эта сердечная молитва – настоящая молитва, как ей следует быть, – молитва, объемлющая все существо человека, ибо где сердце, там весь человек. Это состояние обнаруживается тяготением внутрь, бывающим во время молитвы, чтения, размышления и даже без всего этого, так – за делом каким. Последнее – выше первого. (14, 483)

Самодвижная молитва сама собой стоит и действует

Умная молитва бывает в двух состояниях: она есть или трудовая, когда человек сам напрягается на нее, или самодвижная, когда она сама собою стоит и действует. (15, 49)

Чем более согревается сердце,
тем самодвижнее умно-сердечная молитва

Эта спасительная молитва [Иисусова] сначала обыкновенно бывает трудовая, делательная. Но, если не поленится кто потрудиться над нею, она станет и самодвижною, сама будет твориться, словно ручеек, журчащий в сердце. Это благо великое, и потрудиться стоит, чтоб достигнуть его... Лучше взяться за дело поревностнее и не отступать, пока не достигнешь желаемого, или пока молитва эта не начнет сама двигаться в сердце: после того только поддерживай. Та теплота сердечная, или горение духа, о коих прежде было говорено, приходят именно этим путем. Чем более внедряется в сердце молитва Иисусова, тем более согревается сердце и тем самодвижнее становится молитва, так что огнь жизни духовной в сердце возгорается, и горение ее становится непрестанным, вместе с тем, как молитва Иисусова займет все сердце и станет непрестанно движущеюся. (15, 129-130)

Два рода самодвижной молитвы – произвольный и несвободный

Такого рода суть только молитвы самодвижные, когда находит дух молитвенный. Но и они бывают двух видов: в одном; человек властен повелеваться ему или нет, содействовать ему или расстроить его; а в другом не властен ничего сделать, а восхищается в молитву и держим бывает в ней иною силою, не имея свободы действовать как-либо иначе. (15, 135).

Отличие умно-сердечной молитвы от духовной в самодействии

Св. отцы различают умно-сердечную молитву от духовной. Первая творится сознательною самодеятельностию молящегося, а вторая находит и хотя сознается, но движется сама помимо усилий молящегося. Эта молитва духодвижная. Последней нельзя предписывать; ибо она не в нашей власти. Ее можно желать, искать и благодарно принимать, а не совершать, когда ни захочешь. Впрочем, у людей очищенных молитва большею частою бывает духодвижною. Надо потому полагать, что Апостол предписывает умно-сердечную молитву, когда говорит: молитесь духом [Еф. 6, 18]. Можно прибавить: молитесь умно-сердечно, с желанием достигнуть и духодвижной молитвы. Такая молитва держит душу сознательно пред лицем Бога вездесущего. Привлекая к себе и отражая от себя луч Божеский, она разгоняет врагов. Можно наверное положить, что душа в таком состоянии неприступна для бесов. – Так только и можно молиться во всякое время и во всяком месте. (13, 487)

Умно-сердечная молитва переходит в непрестанную,
когда влечения внутрь делаются постоянными

Умно-сердечная молитва получает затем самостоятельность и является то делательною, напрягаемою своими усилиями, то самодвижною, находящею. В последнем виде она есть то же, что показанные влечения [внутрь]: бывает современна им и из них развивается. Когда потом состояние, в котором бывает душа во время тех влечений, станет постоянным, тогда умно-сердечная молитва становится непрестанно-действующею. (15, 43-44)

Главное условие восхождения к непрестанной молитве –
очищение сердца от страстей

Главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей и всякого пристрастия к чему-либо чувственному. Без сего молитва все будет оставаться на первой степени, или читательной. По мере очищения сердца молитва читательная будет переходить в умно-сердечную, а когда оно совсем очистится, тогда водрузится и непрестанная молитва. (7, 61)



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 886
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 8 ВЫИГРАТЬ СРАЖЕНИЕ: ВРАГ Наш мир 150 это
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 2 НЕОБУЗДАННЫЙ, ПО ОБРАЗУ КОТОРОГО МЫ СОЗДАНЫ Как
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 1 НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ Помыслы в сердце человека 150
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | Введение Знаю, знаю. Мне даже хочется извиниться перед
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 3 ВОПРОС, КОТОРЫЙ ВОЛНУЕТ ВСЕХ МУЖЧИН Трагедия жизни
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 4 РАНА Мама всегда объясняла маленькому Билли, чтоименно
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 5 БИТВА ЗА МУЖСКОЕ СЕРДЦЕ Теперь ты оказался
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 6 ГОЛОС ОТЦА Ни один человек в течение
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 7 ИСЦЕЛЕНИЕ РАНЫ Сорвиголова, почему ты никак не
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 9 ВЫИГРАТЬ СРАЖЕНИЕ: СТРАТЕГИЯ Она была права: реальность
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 10 СПАСТИ КРАСАВИЦУ ...Красота есть не только страшная,
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 11 ПЕРЕЖИТЬ ПРИКЛЮЧЕНИЕ Слабей дыханье холодов Из льда
  • Дж. Элдридж. НЕОБУЗДАННОЕ СЕРДЦЕ | 12 ПИШЕМ СЛЕДУЮЩУЮ ГЛАВУ Иногда меня ужасает высота
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ЕСТЬ НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА Молитва, которая сама
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА Молитва находящая и молитва созерцательная
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ КАК СОГЛАСОВАТЬ НЕПРЕСТАННУЮ МОЛИТВУ И ПОВСЕДНЕВНЫЕ ДЕЛА
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ 150 СОЕДИНЕНИЕ УМА
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА НЕПРЕСТАННУЮ МОЛИТВУ Правило
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПЛОДЫ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ И ИХ СВЯЗЬ С
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ ОБ УКЛОНЕНИЯХ ОТ ПРАВОГО ПУТИ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение КТО ПОЛУЧИЛ НЕПРЕСТАННУЮ МОЛИТВУ, ТОТ УЖЕ
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | Библиография Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.,
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Извольте все сие сообразить, и взять в
  • Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Аннотация Издание задумано как продолжение книги О
  • Р. Декарт. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ | ЧЕТВЕРТОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ Об истине и лжи За эти
  • Р. Декарт. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ | Ученейших и славнейших членов священного теологического факультета в
  • Р. Декарт. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ | Предисловие для читателя Вопросы о Боге и человеческом
  • Р. Декарт. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ | ПЕРВОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О том, что может быть подвергнуто
  • Р. Декарт. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ | ВТОРОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О природе человеческого ума: о том,
  • Р. Декарт. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ | ТРЕТЬЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О Боге 150 что он существует



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь