|
Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕПЛОДЫ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ И ИХ СВЯЗЬ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ ПЛОДАМИ Естественные плоды Иисусовой молитвы Художное делание молитвы Иисусовой*..., творение ее простое со вниманием в сердце или хождение в памяти Божией суть наш труд, и сами по себе имеют свой естественный не благодатный плод. Плод сей есть собрание мыслей, благоговение и страх Божий, память смертная, умирение помыслов и некоторая теплота сердечная. Все сие суть естественные плоды внутренней молитвы. Надо это хорошо затвердить, чтоб пред собою не трубить и пред другими не выситься. * Речь идет об искусственном делании Иисусовой молитвы по преп. Симеону Новому Богослову Прим. сост. Пока в нас только естественные плоды, до тех пор мы гроша не стоим и по существу дела, и по суду Божию. Цена нам, когда благодать придет. Ибо когда она придет, это и будет значить, что Бог воззрел на нас милостивым оком. А пока не придет, то, что бы мы ни делали, каких бы подвигов ни несли, значит, что мы плевые личности, на которые Бог и взглянуть не хочет. В чем именно обнаруживается это действие благодати, я [здесь] не имею вам сказать [см. далее]; но то несомненно, что она не может придти прежде, чем покажутся все указанные выше плоды внутренней молитвы. (6, 18) Плод молитвы главный не теплота и
сладость, а страх Божий и сокрушение. Их постоянно надо
возгревать, и с ними жить, и ими дышать. (10, 176)
Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности в полном значении сего слова, без всяких ограничений. (9, 172) Путь к совершенству есть путь к сознанию, что я и слеп, и нищ, и наг, в непрерывной связи с которым стоит сокрушение духа, или болезнь и печаль о нечистоте своей, изливаемая пред Богом, или, что то же, непрестанное покаяние. Покаянные чувства суть отличительные признаки истинного подвижничества. Кто уклоняется от них и избегает, тот уклонился от пути. В положении начала новой жизни было покаяние; оно же и в возрастании должно быть и зреть вместе с ним. Зреющий созревает в познании своей порчи и греховности и углубляется в сокрушенные чувства покаяния. Слезы мера преуспеяния, а непрестанные слезы признак скорого очищения. (1, 199-200) Вам дал Бог слезы. Это добре. Но временные слезы не всё еще. Надо, чтоб постоянные были. Есть слезы в сердце, которые лучше текущих из глаз. Из глаз текущие питают червь тщеславия, а те, сердечные, Богу Единому ведомы. На людях лучше удерживать слезы, оставаясь с сердечным сокрушением. (7, 177) Дух сокрушен, покаянные чувства и слезы не сокращают
силы, а придают их, ибо поставляют душу в отрадное
состояние... Бывают и радования духовные вперемежку с
сокрушением... Настоящее сокрушение умеет не мешать чистому
радованию духовному и с ними дружески уживаться,
скрываясь некако под ним. (9, 154-155)
Все дело в том, чтоб навыкнуть внимание держать всегда
на Господе вездесущем, и все видящем, и всем спастися
желающем, и готовом способствовать к тому. Этот навык не
даст скорбеть внутренняя ли, или внешняя скорбь
беспокоит, ибо он доставляет душе полное удовлетворение,
которое, насыщая душу, не даст места никакому чувству
скудости и недостаточества, повергая себя и все свое в руки
Господа и порождая чувство Его непрестанного заступления и
помощи. (10, 197-198)
Плод молитвы сосредоточение внимания в сердце и
теплота. Это естественное действие. Достигать сего всякому
можно. И молитву сию [Иисусову] творить всякому, не
монаху только, но и мирянину. (7, 193)
Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую...
Труд постоянный скоро сделает это. Тут ничего нет
особенного. Это натуральное дело (то, что болячка
болезнование покажется). Но и от этого собранности более
будет. А главное то, что Господь, видя труд, дарует помощь
и Свою благодатную молитву. Тогда пойдут в сердце свои
порядки. (7, 199)
При таком сердечном устроении [соединении ума с сердцем]
у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда
как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и,
что он ни делает, ни говорит, ни помышляет; все делается с
полным сознанием и вниманием. Он может ясно видеть тогда,
какие приходят к нему помыслы, намерения и желания и охотно
понуждает ум, сердце и волю на послушание Христово, на
исполнение всякой Божией и отеческой заповеди; всякое же
уклонение от них заглаждает чувством сердечного покаяния и
сокрушения с непритворным жалением и с приболезненным
смиренным припаданием к Богу, прося и ожидая свыше помощи к
своей немощи. И Бог, смотря на такое его смирение, не
лишает его Своей благодати. (10, 228)
По мере нашего усердия и смиренного тщания в молитве
дарует Бог первое дарование уму нашему собранность и
сосредоточенность в молитве. Когда внимание к Господу
делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а
наше собственное внимание всегда бывает принужденное. (10,
227)
Правильце то [умное], если вы станете продолжать его как
следует, заведет болячку в сердце, а болячка эта мысли
прикует к Единому и блужданию мыслей конец. С этого
момента, когда Господь сподобит вас улучить его, начнется
новый перестрой всего внутреннего и хождение пред
Богом станет неотступное. (4, 368-369)
Теплота настоящая дар Божий; но есть и
натуральная теплота, плод собственных усилий и свободных
настроений. Они отстоят друг от друга, как небо от земли...
Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и
устремление их к Богу неотходное. Тут бывает то же, что с
кровоточивою. У той ста ток крове... а тут
останавливается ток помыслов. (7, 181)
Спрашиваете: "Не то ли огонек, когда стоишь на молитве с
благоговением и чувством своего ничтожества?" Это
связано с огоньком; но при нем оно неотходно. Огонек
приходит без усмотрения. И всегда почти чрез таинства
Исповеди и св. Причастия. (10, 193)
Настоящая сердечная молитва дар благодати, подаемый чрез таинства Исповеди или Причащения. И по послании такого дара подогревается он теми же Таинствами. Отличительная черта сего дара непрерывность молитвы, которая выражается чувством к Богу, иногда при словах молитвенных, а иногда без слов. Что дает благодать, того свой труд никак не может дать.
Он только приготовляет к принятию дара и по
получении его подогревает его вместе с Таинствами.
(10, 195-196)
Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она
начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спеется.
Развивать ее надобно, не жалея труда. Бог, видя труд, дает
искомое. (7, 93)
Когда углубится в сердце молитва и осенит его теплотою,
тогда ум всегда бывает собран и присущ в себе, от того
быстропонятлив и сообразителен. С этого времени все истины
откровения начинают входить в сердце, каждая в свое время,
будто внезапно, в виде озарения. (15, 228)
Отличительная черта состояния, когда раскрывается Царствие Божие внутрь, или, что то же, когда затепливается неотходный духовный огнь в сердце из отношения к Богу, есть внутрь-пребывание. Сознание все сосредоточивается в сердце и стоит пред лицем Господа, изливая пред Ним свои чувства, более же всего болезненно припадая к Нему в смиренных чувствах покаяния, с соприсущею готовностию весь живот свой посвящать на служение Ему Единому. Такой строй устанавливается каждодневно, с минуты пробуждения от сна, держится весь день, при всех трудах и занятиях, и не отходит, пока сон не смежит очи. Вместе с образованием такого строя прекращается все нестроение, которое качествовало внутри до этого момента, в период искания, в это переходное состояние томления, как называет его Сперанский. Неудержимое брожение мыслей прекращается; атмосфера души становится чистою и безоблачною: стоит одна мысль и память о Господе. Отсюда светлость во всем внутреннем. Все там ясно; всякое движение замечается и достойно оценивается при умном свете, исходящем от лица Господа созерцаемого. Вследствие сего всякий недобрый помысл и недоброе чувство, приражающиеся к сердцу, в самом зародыше встречают сопротивление и прогоняются. Тут исполняется то, что советует Филофей Синайский: "От утра стань у входа сердца и именем Иисусовым поражай подступающих врагов". Это прогнание недоброго может быть мгновенно, но может длиться часы, дни, месяцы и годы; между тем, существо дела всегда одно, именно то, что ничто недоброе не допускается в сердце, а встречает решительный отпор с минуты сознания недоброты его, и гнание его не прекращается, пока совершенно не упразднится от него сердце. Вслед за сим, что ни думается, что ни чувствуется, что ни желается, что ни говорится и ни делается, думается, чувствуется, желается, говорится и делается по точному сознанию, что все такое не оскорбляет неотступно созерцаемого Господа, благоугодно Ему и сообразно с Его волею. Если же против воли и проскользнет что-либо противное, тотчас смиренно исповедуется Господу и очищается внутренним покаянием или внешним исповеданием, так что совесть всегда хранится чистою пред Господом. В награду за весь такой внутренний труд подается дерзновение к Богу в молитве, которая и теплится непрестанно в сердце. Теплота молитвы непрестанная есть дух этой жизни, так что с прекращением сего тепления прекращается и движение духовной жизни, как с прекращением дыхания прекращается жизнь телесная. Этими немногими словами сказано все, что приносит с
собою водворение внутрь Царствия, или, другими словами,
блаженный огнь, возгорающийся наконец в сердце; этим же
определяется и существо истинной духовной жизни, или ее
существенные отправления. (15, 80-83)
Благодать Божия внимание ума и сердца к Богу обращает и
на Нем держит Как ум без действия не стоит, то, будучи к
Богу обращаем, о Боге и думает. Отсюда память Божия
присная спутница благодатного состояния... Память Божия
праздной не бывает, но непременно вводит в созерцание
совершенств Божиих и Божиих дел: благости, правды,
творения, промышления, искупления, суда и воздаяния. Все
сие в совокупности есть мир Божий, или область духовная.
Ревнующий неисходно пребывает в сей области. Таково уж
свойство ревности. Отсюда обратно пребывание в сей
области поддерживает и живит ревность. Желаете соблюсти
ревность? Держите все прописанное настроение... По частям
это дрова духовные. Имейте всегда под руками такие
дрова и как только заметите, что огнь ревности слабеет,
берите какое-либо полено из своих духовных дров и
подновляйте огонь духовный. И все добре пойдет. Из
совокупности таких духовных движений исходит страх Божий,
благоговейное стояние пред Богом в сердце. Се страж и
охрана благодатного состояния. (8, 25)
Любовь к Богу сродна естеству нашему. Полагаю, что она не совсем угасает даже в грешниках, действует в них, призывая их к покаянию, пока они не ожесточатся и не отчаятся. Но собственно любовь зачинается с той минуты, когда вследствие покаяния зарождается решимость работать Господу, не щадя живота своего. Начинающиеся вслед за тем труды богоугождения развивают ее все сильнее и сильнее, пока она не обратится в пламень и не обымет всего естества его. В этих степенях любви столько оттенков, что и перечислить их невозможно. Иной любит Бога, потому что имеет от Него много добра; иной любит Бога ради того, что чает от Него какого-либо добра; иной любит Бога ради того, что чает от Него всякого добра; иной любит Бога, потому что Он Бог. Делом обнаруживается любовь так, что иной делает только частою для Бога, оставляя часть и для себя; другой все делает для Бога; а иной и себя, и все свое приносит в жертву Богу безусловно. Любить Бога как Бога, с полным самопожертвованием, без всяких видов есть чистая любовь. Лествичник говорит о себе, что хотя бы и в ад послал его Бог, он и там так же неизменно будет любит Его всею душою. Очевидно, что чистая любовь есть венец совершенства в богоугождении и является в силе только в конце трудов, на сем пути подъемлемых. В начале, при первых проявлениях Царствия Божия в нас, ее и требовать нельзя: она может быть в цели, но не на деле; она воцаряется тогда, когда уже Бог поглощает все наше. (15, 46-47) <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Религия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|