|
Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЫ СОЕДИНЕНИЕ УМА С СЕРДЦЕМ Главное надо стать умом в сердце пред Господом и
стоять пред Ним неотходно и день, и ночь до конца жизни. (5, 58)
Как понимать выражение "сосредоточить ум в сердце?" Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни. (9, 61-62) Не забывайте главного того, чтоб вниманием и умом
сочетаться с сердцем и неисходно быть там пред лицем
Господа. Все молитвенные труды на это должны быть
направлены. Молите Господа, чтоб Он даровал вам это благо.
Это сокровище, сокрытое на селе; это бисер
многоценный. (4, 359)
Существо жизни христианской состоит в том, чтобы стать
умом в сердце пред Богом в Господе Иисусе Христе,
благодатию Святаго Духа, и, оттуда управляя всеми
движениями внутренними и всеми действиями внешними, всё в
себе, и малое, и великое, обращать в служение Богу
Триипостасному, пожершись Ему всецело сознанием и свободою.
(15, 21-22)
Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела... Сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею внимание порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание. Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу, всегда будешь в памяти Божией. (7, 64-65) Глава дела чтобы внимание не отходило от Господа, это то же, что утверждение в сердце памяти Божией. (9, 70) Желающим установиться в едином помышлении о Боге
заповедуется оставить голову и низойти умом своим в сердце,
и там стоять вниманием неисходно. Только тогда, как ум
сочетается с сердцем, можно ожидать успеха в памяти Божией.
(4, 326)
Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо
смиренно и благодушно переносить этот труд ради истинного
блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во
свое ему время, когда Бог Своею благодатию положит пределы
нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божиею в
сердце. Когда подобное стояние ума сделается как нечто
естественное и постоянное, оно носит у отцов название
"соединение ума с сердцем"; при таком устроении уму уже не
бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по
каким-либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет
он вне сердечного внимания, то у него бывает неудержимое
желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовною
жаждою и с новым усердием опять заняться созиданием своего
внутреннего дома. (10, 227-228)
Долго или коротко бывает так зависит от благодати
Божией: иной годы, иной десятки годов проводит трудясь,
пока успеет стать в сердце и получит искомое, потому что,
при всем труде и искании, строй тот производится не одними
нашими усилиями. Его подает Господь, но без искания и
усилия не подает. Видит искание усердное, и труд
болезненный, и томление жаждущего сердца сжаливается
и подает чаемое благо. Почему Он так делает Ему
Единому ведомо: только без этого болезненного искания никто
не доходит до того нормального строя. Это секрет духовной
жизни... В сокровищницу Божию нельзя вводить, не испытав
верности вводимого. (15, 22-23)
Брат сказал: "Что же должно мне делать, отче, чтоб ум мой мог непрестанно быть занят Богом?" Старец отвечал: "Не может ум непрестанно быть занят Богом, если наперед не стяжет следующих трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Любовь укрощает гнев, воздержание погашает похоть, а молитва отрешает ум от всех земных помышлений и, обнаженным от всего, представляет его Богу. Сии три добродетели объемлют все другие, и без них невозможно непрестанно пребывать в Боге". (17, 72-73) На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме предзрение Господа пред собою, в сердце жажда Бога, или общения с Господом. Когда все сие будет постоянно, тогда Господь, видя, как нудите себя, подаст просимое. (12, 94) Суть дела сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовию. Это настроение возможно и без слов. Его и надобно восстановлять в сердце прежде всего. Слова же потом будут идти, чтоб удержать на этом одном внимание и углубить те чувства и расположения. (7, 194-195) Я вам указываю всеобъемлющий рецепт. Сокращение его в памяти Божией, памяти смертной и в страхе Божием. Когда сии укоренятся в сердце, и молитва, и все прочее пойдет добре. (11, 29) Страх Божий главное. Когда он приходит, то, как добрый хозяин, все по-своему устрояет в душе... От страха Божия первое чадо дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно... Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и суде... К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит, и самое сокровенное. Сие сознание с памятию смертною неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. (8, 251-252) <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Религия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|