|
Феофан Затворник. О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕИзвольте все сие сообразить,
Свт. Феофан Затворник
Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней... Непрестанная молитва есть дар благодати... и о сем молиться надо: "Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться!" Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его возгревать. (10, 111)* * Номер источника и страницы (см. Библиографию
на с. 102).
Говорят: "Стяжи молитву Иисусову", т.е. молитву внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге... При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо:
иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя
Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и
даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все
зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и
труда держать себя в этом с рассуждением. (6, 19)
Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в
сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: "Господи Иисусе
Христе Сыне Божий, помилуй мя!" Дело не в словах, а в вере,
сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно
предстоять Господу и без слов... и это будет молитва. (6, 224)
Навык молитвенный не вдруг образуется... а требует
долгого труда и претруждения себя. Вот в сем-то труде
образования молитвенного навыка лучше всего помогают
Иисусова молитва и сопровождающая ее теплота. Заметь, отец,
что они есть средства, а не самое дело. Возможно, и молитва
Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. Как
это ни странно, а бывает так! (7, 63)
Велика сила этой молитвы, по изображению св. отцов; а
между тем на деле видим, что не все, имеющие навык к ней,
причастны этой силе, не все вкушают от плодов ее. От чего
это? От того, что сами хотят забрать в свое владение то,
что принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати
Господней. Начать повторять эту молитву утром, вечером,
ходя и лежа, за делом и на досуге есть наше дело: на это не
требуется особой помощи Божией. Трудясь все в том же
порядке, можно самому дойти до того, что язык и без нашего
сознания все будет повторять эту молитву. Может последовать
за этим и некое умирение помыслов, и даже своего рода
сердечная теплота: но все это будет, как замечает в
"Добротолюбии" инок Никифор, дело и плод наших усилий.
Остановиться на этом значит то же, что удовольствоваться
уменьем попугая произносить известные слова, даже такие,
как "Господи, помилуй". Плод от этого такой: будешь думать,
что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь. Это и
случается с теми, у кого во время навыкновения этой
молитве, поколику то зависит от нас, не раскрывается
сознание того, в чем существо ее. (14, 167)
Существо дела в том, чтоб "установиться в памяти Божией, или ходить в присутствии Божием". Можно всякому сказать: "Как хочешь, только добейся до этого... Иисусову ли молитву творить... поклоны ли класть, в церковь ли ходить... что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией". Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: "Никаких приемов не употреблял я и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!" Это что Бог дал или даст иметь надо в
цели, чтобы не смешать самодельщины с даром благодати. (6,
17-18)
Навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык,
но всегда с мыслию о Господе. Если при сем ко Господу
воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не
слова молитвы Иисусовой. (7, 58)
Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца... Вся забота у них о словах и положении тела, и, отчитав в
сем положении известное число молитв Иисусовых с поклонами,
опочивают на сем с некиим самомнением и осуждением ходящих
в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так
проживают и пусты бывают от благодати. (10, 189-190)
Молитва Иисусова не талисман какой. Сила ее от веры в Господа и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При таких расположениях призываемое имя Господа оказывается многодейственным. Одно повторение слов ничего не значит. (15, 133) <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Религия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|