Данилова Инга Валерьевна. ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ 'БУДЕМ ЗДОРОВЫ' (профилактика ОРЗ)

ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ БУДЕМ ЗДОРОВЫ (профилактика ОРЗ)ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ "БУДЕМ ЗДОРОВЫ" (профилактика ОРЗ)
Составила: ДАНИЛОВА  И.В. Воспитатель  МДОУ Детский сад № 37

«…забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя.
Во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспита-
тельную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребёнка».
В.А.Сухомлинский.
ВВЕДЕНИЕ
Тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Сегодня объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей, поскольку именно здоровье является условием успешного роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры. На этапе дошкольного развития у ребёнка 3 – 7 лет все механизмы адаптации находятся в крайнем напряжении, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым последствиям.

 

Скачать: ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ "БУДЕМ ЗДОРОВЫ" (профилактика ОРЗ) (материалы к проекту)

Значительная доля ответственности за это лежит на родителях, которые в стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои амбиции не учитывают возрастные и индивидуальные возможности детей, что приводит к неблагоприятным для детского организма последствиям.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов. Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункциональ-ного и психологического развития ребёнка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надёжно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления деятельности в различной обстановке.
В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей начиная с дошкольного возраста.

ПРОБЛЕМА
Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Снижение высокой заболеваемости дошкольников острыми респираторными инфекциями является наиболее трудно решаемой проблемой в детских коллективах. Эпидемический процесс при ОРЗ характеризуется почти ежегодными сезонными вспышками. Проблема усугубляется тем, что большая часть дошкольников болеют почти ежегодно.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
В.А.Сухомлинский писал: «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание…»
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном укрепляют и сохраняют здоровье ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, излишний вес, задержка в развитии координации движений. Из-за неблагоприятной экологической ситуации в городе и постоянных температурных перепадов многие из них переболели до поступления в детский сад 6-7 раз ОРВИ, ОРЗ, гриппом.
Анализ анкет, полученные в нашем ДОУ, приводит к выводу, что уровень знаний и умений в области воспитания привычки к здоровому образу жизни у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
Это означает, что сотрудникам ДОУ необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая оказание помощи в приобретении практических навыков и теоретических знаний, а также в распространении положительного семейного опыта в физическом воспитании детей.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Актуальность выбранной темы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране: по данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.

ЦЕЛИ
– Организация работы по сохранению и укреплению психического, физического и социального здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
– Ориентирование родителей на профилактику рецидивов ОРЗ и улучшение здоровья детей.
– Формирование знания о том, что человек – живой организм, и для жизни ему нужны вода, солнечная энергия и витамины.
ЗАДАЧИ
– Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ и семье;
– Разработать мероприятия для детей дошкольного возраста и их родителей с применением здоровьесберегающих технологий;
– Создать памятки для педагогов ДОУ «Здоровый образ жизни» для повышения педагогической компетентности в вопросе здоровьесбережения;
– Повышать родительскую компетентность в вопросе сохранения и укрепления здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ и семьи.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического и психического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в процессе воспитательно-образовательной и лечебно-оздоровительной работы – главное, чем должен руководствоваться каждый воспитатель.
Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребёнка воспитателями групп ведётся и анализируется разработанная для этих целей документация: лист здоровья; назначения врача; рекомендации психолога; лист педагогических наблюдений на занятиях физическими упражнениями и после них, где фиксируется реакция ребёнка на физические нагрузки и степень его утомляемости; психологическая анкета, отражающая состояние психического здоровья детей.
В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный в «Программе воспитания и обучения в детском саду», а главным фактором является учёт состояния физического здоровья детей и их потенциала.
Воспитательно-образовательный процесс строится следующим образом.
1.    Длительность занятий гибко варьируется  в зависимости от уровня умственной способности детей; если воспитатель видит, что дети утомлены, не внимательны, то на занятии даёт основу, а закрепление материала проходит в подгрупповой и индивидуальной работе.
2.    Режим жизни должен быть «подвижно-адаптивным» в зависимости от уровня психического развития детей и их состояния здоровья; он предусматривает:
– увеличение периода приёма детей в утренние часы (до 9:00);
– увеличение продолжительности дневного и ночного сна, с достаточным доступом свежего воздуха;
– строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе;
– творческий подход к содержанию и методике проведения занятий;
– использование кабинетов для психологической разгрузки детей и проведения занятий, досугов и развлечений;
– чередование умственной и физической деятельности.
Задачи профилактики заболеваний, физического, психического, интеллектуального развития, коррекции интегрируются в работе всего педагогического коллектива.
3.    Воспитатель по физической культуре, учитывая специфику нашего ДОУ, большое внимание уделяет использованию на занятиях элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в лёгких. Воспитателем разработана система дыхательных упражнений, утренней гимнастики и физкультурных пауз для детей дошкольного возраста, которая успешно применяется всеми педагогами детского сада.
4.    Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы нашего учреждения, поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психоэмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций. Разные виды музыкальной деятельности воздействуют на различные функции организма, поэтому при нарушении дыхательной функции можно использовать, например, духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные, а при нарушении психоэмоциональной сферы – разыгрывание специальных этюдов и упражнений.
Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия дыхательные и музыкально-ритмические упражнения, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания, и использует этюды и упражнения, способствующие развитию и коррекции психоэмоциональной сферы.

В нашем ДОУ задачи воспитания, обучения и оздоровления взаимосвязаны и ориентированы на каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья и уровня развития.


Мероприятия:

Занятия по физкультуре:
– традиционные;
– интегрированные с другими видами деятельности;
– праздники и развлечения.

Комплекс психогигиенических мероприятий:
– элементы релаксации;
– элементы музыкотерапии;
– обеспечение благоприятного психологического климата в саду.

Система эффективных закаливающих процедур:
– полоскание полости рта травами и водой комнатной температуры;
– умывание и мытьё рук до локтя проточной водой;
– воздушное закаливание;
– хождение по «дорожкам здоровья» (профилактика плоскостопия);
– максимальное пребывание детей на свежем воздухе;
– соблюдение двигательного режима и режима дня, игр с движениями в свободной деятельности.

Использование оздоравливающих технологий на занятиях и вне:
– точечный массаж;
– пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
– дыхательная и звуковая гимнастика;
– контроль дыхания на занятиях физкультурой;
– профилактический приём элеутерококка;
– витаминотерапия;
– кварцевание;
– сбалансированное питание;
– вакцинация против гриппа;
– употребление свежего чеснока, лука;
– приём кислородного коктейля;
– употребление соков и фруктов (в витаминный час – употребление фруктов);
– ингаляции, УВЧ;
– гимнастика в постели;
– комплекс гимнастических упражнений или подвижные игры;
– упражнения на пуговичных ковриках.

Игры-эстафеты:
– «Кто быстрее забинтует руку»;
– «Съешь яблоко».

Беседы на темы:
– «О здоровье»;
– «Здоровые зубы»;
– «Закаливание»;
– «Откуда берутся витамины»;
– «Польза витаминов»;
– «Собери овощи и фрукты».

Экскурсия в медицинский кабинет
Встреча со старшей медсестрой и врачами.

Чтение литературы:
– С.Михалков. «Про мимозу», «Прививка», «Чудесные таблетки»;
– К.Чуковский. «Мойдодыр»;
– М.Карим. «Мой кот».


Комплексная диагностика:
– осмотр детей специалистами местной поликлиники;
– осмотр дважды в неделю фтизиатром;
– ежедневный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;
– определение группы здоровья;
– выявление нарушений двигательной активности, координации  движений в беседах с родителями, воспитателями, психологом, инструктором по физической культуре.

РАБОТА с РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями строится на основе анкетирования и бесед с родителями, которые позволяют определить социальный статус семьи, тактику работы с различными категориями. Родители подключаются к педагогическому процессу, обучаются специалистами ДОУ для педагогического просвещения.
Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребёнка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.
С этой целью в уголках для родителей в каждой группе выставляется обширная информация от медицинского и педагогического персонала: рекомендации по профилактике гриппа в период эпидемии, одежде детей в группе и на воздухе, правильной организации выходных и праздничных дней, закаливанию дошкольников в домашних условиях и др.
День открытых дверей – эффективная форма вовлечения родителей в педагогический процесс. Родители присутствуют на занятиях с последующей беседой и определением путей оказания помощи ребёнку. Как и во многих дошкольных учреждениях, мы организуем мероприятия с совместным участием родителей и детей: праздники (спортивные и музыкальные), субботники, творческие задания и т.д. А вот обучение родителей лечебно-оздоровительной работе с ребёнком в условиях семьи проводят специалисты ДОУ: врач, старшая медсестра, медсестра ЛФК, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог. Организуются консультации, индивидуальные беседы, даются практические советы, рекомендуется медицинская и педагогическая литература.

Мероприятия:
1.    Беседы врача на темы: «Поговорим об ОРЗ», «Профилактика простудных заболеваний»;
2.    «Разговор о правильном питании».

Консультации:
1.    «Если ребёнок заболел»;
2.    «Как одевать ребёнка»;
3.    «Закаливание детей дошкольного возраста»;
4.    «Солнце, воздух и вода – для здоровья вашего ребёнка»;
5.    «Формирование культуры здоровья».

Оформление библиотечки для родителей по теме: «Здоровье дошкольника»
– С.Зайцев. «Первая помощь ребёнку»
– Н.Нищева. «О здоровье дошкольников»
– Л.Кочеткова. «Оздоровление детей в условиях детского сада»
– Л.Голубева. «Закаливание малыша»
– Н.Голицына. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей»
– Т.Богина. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях»

(иллюстрация: вложенный файл: bibl.jpg)

Просмотров: 827
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Смирнова Екатерина Валерьевна. ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Гончарова Ольга Николаевна. Конспект занятия по физической культуре для старшей группы «Укрепление физического здоровья детей»
  • Чернова Татьяна Анатольевна. Мастер-класс «Кинезиология – уникальный способ сохранения и укрепления психического и физического здоровья»
  • Морковкина Наталья Александровна. «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
  • Баутина Елена Александровна. Здоровьесберегающие технологии как основа укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
  • Ковалёва Светлана Михайловна. Доклад «Создание комфортных условий для сохранения психического здоровья дошкольника – задача здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
  • Пузанова Светлана Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Черняк Екатерина Евгеньевна. Презентация - Тема «Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство стимулирования и сохранения здоровья детей»
  • Потовая Елена Сергеевна. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ
  • Таскаева Светлана Михайловна. Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ
  • Лях Евгения Михайловна и Евстафьева Елена Борисовна. Формирования основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста — использование дорожек здоровья.
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Данилова Лариса Владимировна. Конспект образовательной деятельности по физической культуре детей подготовительной к школе группы «Путешествие на остров Здоровья»
  • Гумарова Фания Жамсатиновна. Сценарий мероприятия для детей и родителей. День здоровья 'Здравствуй, осень золотая'.
  • Шабанова Ирина Васильевна. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • Луцкая Татьяна Викторовна. Взаимодействие с семьей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей 1 младшей группы
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Макарова Татьяна Владимировна. Развитие мотивации обучающихся и их родителей в укреплении физического и духовного здоровья в образовательной и культурно-досуговой деятельности в рамках авторской программы «Говорушечка»
  • Ефремова Татьяна Ивановна. Развитие вариативно образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Герасимова Марина Ивановна. Бизиборд «Музыкальные инструменты» дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Лезжова Ольга Владимировна. Рекомендации по применению тактильных книг (рельефно-контурных) для детей с особыми возможностями здоровья для педагогов и родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь