Берегись бед, пока их нет.
Головко Надежда Васильевна. Воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад «Рябинушка» г.Абакан, республика Хакасия
Введение курса «Основы безопасности детей дошкольного возраста» в д/садах поставило перед нами непростую задачу. Бытует мнение, что это второстепенный, не главный предмет. Но это не так. Знакомство с правилами личной безопасности дошкольников крайне важно в современных условиях, когда чрезвычайно обострены экологические, социальные, политические проблемы. Становятся актуальными вопросы социального, физического и психологического выживания человека.
Психологическая устойчивость, готовность к эффективному поведению в экстремальных ситуациях – необходимое условие обеспечения безопасности жизнедеятельности каждого из нас.
Сколько интересного предстоит увидеть нашим малышам в жизни. Учиться, заниматься спортом, осваивать компьютер, изучать иностранные языки и многое, многое другое. Но самое главное, чему должен научиться наш малыш – быть всегда здоровым, сильным, уметь в случае необходимости оказать помощь самому себе и другим.
Каждый человек, будь он взрослый или ребёнок, должен уметь противостоять трудностям и опасностям, которые встречаются в природе, порой неожиданно возникают рядом с ним, а иногда являются последствиями небрежности или детских шалостей.
Разобраться в том, что такое опасность и как её предупредить, как вести себя человеку, случайно попавшему в беду, как не допустить критических ситуаций, конечно же помогут нам беседы, занятия и другие виды деятельности по правилам личной безопасности. Все занятия, игры и другие виды деятельности в детском саду очень важны и нужны, но ОБЖ предмет особый. Всегда можно исправить ошибки на любом занятии, но невозможно исправить ошибку, которая оборвала жизнь человека. Вот почему изучать этот предмет мы должны особенно прилежно и внимательно.
В д/саду, дома, на улице ребёнок будет узнавать каждый день много нового о природе, людях, животных, машинах, их взаимодействии друг с другом. Мир вокруг нас очень интересен, но и достаточно сложен, а порой и опасен. Есть опасности, которые у всех на виду, а есть такие, о которых наши дети даже не подозревают.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением.
Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни на практике.
Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно только при одном условии: если взрослые будут целый день рядом с ним, ни на шаг не отойдут, да ещё станут держать его за руку. Пока ребёнок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребёнку, подстрахуют его, но наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка надо будет отпускать от себя одного. И от того, насколько готов ваш ребёнок к самостоятельным шагам, сможет ли защитить себя, избежать опасности, об этом надо думать и заботиться уже сейчас, начиная с дошкольного возраста, пока ребёнок рядом с нами, со взрослыми.
Основные задачи, которые необходимо поставить перед собой в работе над этой темой следующие:
- учить детей быть внимательными
- уметь видеть вокруг себя опасности, если такие имеются
- быть осторожными с огнём
- учить детей правильно переходить улицу
- закрепить знание детей о ядовитых грибах, растениях, ягодах, насекомых
- научить детей быть осторожными с животными
- уметь заботиться о своём здоровье
- уметь оказывать помощь себе и другим при небольших травмах.
Дети очень внимательны. Они понимают, что рядом с человеком всегда существуют природа, машины, животные, другие люди. Всё это можно назвать окружающей средой. Она может быть благоприятной для человека или наоборот опасной. И каждый человек прежде всего должен заботиться о своей безопасности. Но бывают случаи в жизни человека, когда он сам не может справиться с бедой. Тогда ему на помощь приходят люди, которые специально готовятся сразиться с опасностью. Они есть в каждом большом городе, посёлке, деревне.
В старшей группе дети знакомятся и запоминают номера телефонов срочного вызова. Учат домашний адрес.
На занятиях, прогулках, в вечернее время проводятся беседы с детьми о правилах личной безопасности в различных ситуациях.
Темы бесед:
«Ребёнок заблудился или потерялся» (что должен знать ребёнок, чтобы помочь себе).
«Какой бывает огонь» (что должны знать дети, чтоб не возник пожар).
«Об опасностях в природе» (встреча с животными, собирание плодов, ягод, грибов, насекомые).
Много внимания необходимо уделять правилам поведения на улицах и дорогах. Проводить вечера развлечений, целевые прогулки, рассматривать иллюстрации в книгах и обсуждать с детьми ситуации, в которых дети поступали правильно, а в каких – нет. Понимая, что дети в старшем возрасте не могут заучить только правила безопасности, нужно обращать внимание детей на всё, что может помочь им закрепить эти правила:
- Как люди переходят улицу. (Наблюдать на прогулке и отмечать, кто правильно, а кто — нет).
- Как обходят автобус.
Подойдя к строительной площадке, предложить детям сначала самим увидеть опасности и объяснить их, если затрудняются – помочь им. Обсуждать ситуации из жизни типа «Потерялся в парке», «Встреча с собакой». Предлагать детям самим придумать подобные ситуации, и как бы они себя вели, или вспомнить случай из их жизни. К концу года дети должны знать элементарные правила личной безопасности.
После летнего отдыха дети приходят в подготовительную группу окрепшими, повзрослевшими и было бы очень интересно узнать: пригодились ли им те знания, которые они получили в старшей группе. В ходе беседы выясняется, что ребята уже думают о безопасности своей и окружающих их людей.
В жизни порой случаются неприятности, от которых детей нужно уберечь. Особое беспокойство вызывают случаи насилия над детьми. Бывает, что ребёнок становится жертвой преступника, который пользуется его доверчивостью.
Но большинство подобных случаев можно предотвратить, если заранее обучить детей осторожности и предусмотрительности. Ради безопасности ребёнка, необходимо разъяснять, как следует себя вести в некоторых ситуациях:
- Взрослый уговаривает малыша пойти с ним, здесь недалеко у него есть замечательные щенки (или котята), и он хочет подарить ему, так как все дети любят животных.
- Приглашают покататься на машине.
Предложить детям придумать свои ситуации, подумать, как бы они поступили в том или ином случае.
Затем вспомнить сказки, в которых герои из-за своей доверчивости оказывались обманутыми: «Красная шапочка», «Белоснежка и семь гномов» и другие.
Предложить детям обыграть сценки из таких сказок со своими вариантами.
Побеседовать с детьми на тему: «Что ты сделаешь, если незнакомец на машине предложить тебе покататься и коробку конфет?». Предложить выбрать один ответ из трёх:
- Ничего не отвечу и убегу
- Подойду, возьму конфеты
- Сяду в машину, но с условием, что меня привезут домой.
Необходимо убеждать детей в том, чтобы о всевозможных таких ситуациях дети рассказывали дома родителям. Родители вместе с детьми должны обсудить такие ситуации, и убедиться в том, что ребёнок понял правильность своего поведения.
Оставаясь дома один, ребёнок должен знать, какие опасности его могут подстерегать (спички, газовая плита, электрические розетки, электроприборы и другое).
Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, иначе говоря здоровым. Поэтому необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни.
В доступной форме знакомим детей с тем, как устроено тело человека, его организм, используя иллюстрированный материал. Целью познания ребёнком своего тела и организма является не только ознакомление с их устройством и работой. Важно, чтобы дети умели прислушиваться к своему организму.
Во время проведения режимных моментов обращаем внимание детей на их самочувствие, внутренние ощущения (например: чувство голода, жажды, усталости и т. д.) и уточняем способы устранения этих ощущений (пообедать, попить воды, отдохнуть).
В своей работе необходимо использовать различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники и т. д. Физическое воспитание является важным средством развития личности ребёнка.
Важно беседовать с детьми о правилах личной гигиены (мыть руки, чистить зубы, причёсываться). Говорить о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих (например: чихая или кашляя прикрывать рот и нос платком). Рассказывать о болезнях, учить детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью.
Одной из причин, отрицательно влияющих на здоровье, являются травмы. Конечно, лечением должен заниматься врач. Но если рядом нет ни врача, ни взрослых, то простую первую помощь ребенок может оказать себе сам или своим друзьям. Вместе с детьми выяснить, при каких травмах дети могут сами оказать себе помощь. Это раны, ушибы, ожоги и обморожения.
Дети знают, что при ранах надо промыть чистой водой, смазать кожу вокруг ранки йодом или зеленкой, перевязать ранку чистым бинтиком или приклеить кусочек бинта пластырем.
Если это ушиб, надо приложить что-нибудь холодное (мокрую тряпочку, снег, лёд).
При ожогах надо сразу же полить обожженное место большим количеством воды, затем забинтовать сухим бинтом.
При обморожении нужно растирать эти места шарфом или варежкой, но нельзя растирать снегом, чтобы не внести инфекцию.
Использовать эти знания можно в играх: «Мишка поранил лапку», «Петька Невезухин обморозил нос и ухо», «Степашка обжог лапку» и т.д.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Они открывают для себя новый мир, стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если можно, попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, нужно стараться воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.
Дети должны любить и бережно относиться к природе. Поэтому в своей работе мы должны рассказывать детям о том, что нельзя разорять муравейники, птичьи гнезда, ломать ветки, жечь костры, нужно кормить птиц зимой и т.д. Природа очень красива, но в ней тоже есть свои опасности, связанные с растениями или при контакте с животными.
Рассказывая о ядовитых растениях, используем картинки, объясняем детям, что надо быть очень осторожными и нельзя пробовать все подряд (ягоды, траву и т.д.). Дети ходят в лес по грибы и тоже должны знать, что грибы бывают ядовитые и съедобные, есть в сыром виде их нельзя. В своей работе нужно использовать настольные игры: «Съедобные-несъедобные» (про грибы), «Знаешь ли ты эти растения?» (ягоды), «Что лишнее?», игры с мячом, викторины.
Выезжая с детьми на природу, объяснить им, что в лес надо вести себя осторожно. Надо беречь лес. Нельзя разводить костры и тем более оставлять их без присмотра, если развели. Прочитать детям рассказ В.Морозова «Беда». Побеседовать по содержанию рассказа, оценить поступки детей.
Дети очень любят животных. Им всегда хочется потрогать их, пообщаться поближе. Погладить, приласкать и поиграть с домашним котенком и собакой можно, но следует помнить, что игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Нужно напоминать детям о том, что нельзя дразнить и мучить животных.
Педагогов всегда волнует вопрос, как сделать, чтобы ребята чувствовали себя на улице в безопасности, как научить их правилам поведения на дороге. В своей работе необходимо использовать разные формы: знакомить дошкольников со светофором, дорожными знаками на занятиях, закреплять практические навыки поведения на улицах, во время экскурсий. Знания и навыки детей проверять в ходе проведения викторин, вечеров развлечений.
Мы понимаем, что научить ребят правильно вести себя на улице невозможно без участия родителей. Дети во всем берут пример со своих мам и пап, даже в тех поступках, которые не заслуживают подражания. Если мать будет перебегать дорогу на красный свет светофора, то и ребенок сделает точно так же.
Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах — соблюдать правила дорожного движения. Для начала, нужно выяснить с детьми, кого называют участником дорожного движения.
Пешеходы – люди, которые находятся вне транспортных средств, на дороге и не выполняющие на ней работы.
Водители – люди, которые управляют каким — либо транспортом.
Пассажиры – люди, которые пользуются для передвижения каким – либо транспортом.
Чтобы они не мешали друг другу, не попадали в опасные ситуации, были созданы специальные знаки и правила поведения участников движения.
Знаков очень много. Поэтому знакомить детей нужно сначала с часто встречающимися в городе знаками.
На прогулках наблюдать за водителями и пешеходами и обсуждать конкретные ситуации.
Предложить детям вопросы типа:
Села Баба Яга в ступу, пестом погоняет, помелом путь заметает.
Как ты думаешь, к кому из участников дорожного движения можно отнести Бабу Ягу: к пассажирам или водителям?
А к кому из участников дорожного движения можно отнести Емелю?
Рассматривать различные ситуации, изображенные на картинках, и обсуждать их.
В ходе работы над этой темой знакомим детей с работой государственной автомобильной инспекции (ГИБДД). Объяснить детям, что инспектора ГИБДД внимательно следят за движением на дорогах, затем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.
Данная тема в силу её особой значимости для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует следующих принципов, которых мы должны придерживаться в своей работе.
Принцип полноты.
В своей работе стараться реализовать программу ОБЖ по всем разделам, чтобы дети в меру своих возможностей оказались защищенными от разных источников опасности.
Принцип системности.
Работу стараться проводить в системе весь учебный год. Для этого проводить занятия, а вне занятий беседовать, рассматривать иллюстрации, играть в игры, читать художественную литературу, учить стихи.
Принцип сезонности.
Если в зимний период в своей работе мы чаще используем пособия, картинки, рассказы, то в летний период нужно стараться больше общаться с природой. Ходить в парк на экскурсию. Просить родителей брать детей в лес, поле, на речку, чтобы дети наглядно видели все опасности, которые таятся в природе.
Принцип учета условий городской и сельской местности.
У городских и сельских дошкольников разный опыт общения с окружающей средой. Поэтому в своей работе стараться подготовить детей к общению с окружающим миром в городе и сельской местности.
Принцип интеграции.
Отдельные моменты по ОБЖ стараться включать в занятия по изодеятельности, по ознакомлению с окружающим, по экологическому и физическому воспитанию, а так же в режимных моментах.
Принцип координации деятельности педагога.
Свои планы связать с планами узких специалистов, чтобы до конца и последовательно изучить ту или другую тему.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
В своей работе важно поддерживать постоянный контакт с родителями, которые помогают подготовить наших детей к защите себя и окружающих в различных опасны ситуациях.
Мы понимаем, что без помощи родителей работать над этой темой трудно, так как многие ситуации могут происходить вне детского сада. Поэтому всегда необходимо говорить с ними на родительских собраниях с целью повысить их интерес и желание как можно чаще обращать внимание детей на различные опасные ситуации.
Работу по ОБЖ с детьми продолжает школа. Занятия в первом классе по этой теме показывают, как дети подготовлены, знают ли как вести себя в различных опасных ситуациях и как их избежать. Необходимо искать новые подходы в своей работе и добиваться, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими и умеющими себя защитить.
Список литературы:
- Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –М.: АСТ, 1998.
- Вдовиченко Л. А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. –П. Детство-пресс, 2009.
- Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. –П. Детство-Пресс, 2010.
- Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
- Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
|