Яковлева Вера Георгиевна. Статья «О весенних биоритмах ребёнка»

Статья «О весенних биоритмах ребёнка»Статья «О весенних биоритмах ребёнка»

ФИО: Яковлева Вера Георгиевна

Должность: педагог дополнительного образования

Название учреждения: МБУДО ДТДиМ ЦППРД «Орион»

Город: Оренбург

Работая врачом-педиатром в детской поликлинике, я и мои коллеги всегда ждали весну с тревогой – ведь весной всегда бывает самое большое количество болеющих детей. Сейчас я – педагог школы медицинских знаний, и на своих занятиях по написанной мной программе «Школа здоровья» я много и долго занимаюсь с детьми и их родителями, обучая их в том числе и профилактике весенней заболеваемости детей. Мне хотелось бы поделиться своими знаниями и опытом на эту тему с более широкой аудиторией и потому я написала эту статью.

 

Скачать: Статья «О весенних биоритмах ребёнка» (полный конспект)"

Итак, грядёт весна. А вместе с ней повышается острая заболеваемость детей, появляется весенняя «хандра», обостряются хронические заболевания. Биоритмы организма начинают меняться, организм начинает просыпаться, но не все органы и системы делают это синхронно, а чаще всего это происходит неслаженно, вразнобой. В организме наступает так называемая биологическая весна – когда в ответ на увеличение светового дня, солнечной активности, напряжения магнитного поля Земли – амплитуда биоритмов различных систем организма начинает просто «скакать». При этом у ребёнка повышается нервная возбудимость, увеличивается выброс всех гормонов, повышается секреция слизистых желудочно-кишечного тракта и т.д. Организм будто разлажен, иммунная система ослаблена, и, как следствие, он становится менее устойчивым к разным неблагоприятным воздействиям, даже к перепадам погоды. Именно по этим причинам весной наблюдается резкий подъём заболеваемости.

Весенняя гормональная перестройка, активизация обмена веществ и невозможность ослабевшего организма нормализовать, «успокоить» эти процессы приводят к рассогласованию биоритмов разных органов и систем, возникает весенняя «усталость».

И вот, что интересно. Оказывается, явления весенней «усталости» уменьшаются при переходе с зимнего на летний тип питания с большим количеством зелени. Потребляя зелень всё больше, человек быстрее выходит из состояния «весенней спячки». Чем же это объясняется? Вы ответите, что всё дело в витаминах, и будете правы, но лишь отчасти.

Весной, если питаться, в основном, продуктами животного происхождения и мало потреблять растительных, то возникает сдвиг кислотно-щелочного равновесия в сторону закисления, так как мясные продукты при обмене веществ образуют кислотные продукты. А закисление крови – это тоже причина весеннего утомления. И здесь на помощь приходит растительная пища, которая ощелачивает кровь и восстанавливает весенние биоритмы. Сейчас каждый имеет возможность покупать почти все фрукты и овощи в течение года, но лучше покупать сезонные продукты: помидоры в июле-сентябре, клубнику – в июле, огурцы – в июне-июле и т.д. Ведь продукция, выращенная в теплицах, очень сильно проигрывает и по вкусовым качествам и по содержанию в ней витаминов, микроэлементов и других полезных веществ. Так что же делать, спросите вы – когда ранней весной ещё лежит снег – какие сезонные овощи можно вырастить в такое время? И вот ответ – в это время начинают прорастать семена, а в проростках злаковых в это время появляется огромное количество биологически активных веществ. Оказывается, при проращивании зерна в нём резко активизируются ферменты, происходит большой выброс биологических стимуляторов, количество витаминов С, Е, группы В возрастает в несколько раз по сравнению со «спящим» зёрнышком. Увеличивается количество природных антиоксидантов, стимуляторов роста. Как показали исследования, проростки злаков являются ценнейшим поставщиком биологически активных веществ, и употребление их в пищу оказывает выраженное оздоровительное действие, особенно на детский организм. Проросшие зёрна пшеницы, гороха, овса, кукурузы стимулируют выносливость, повышают работоспособность не только при физических, но и при умственных нагрузках в школе.

Как же правильно прорастить зёрна в домашних условиях? Вот рецепт:

  1. Зерно моют.
  2. Расстилают вымытое зерно между двумя слоями хлопчатобумажной ткани или марли, намоченной в тёплой воде
  3. Выдержать 1-2 суток при комнатной температуре, периодически увлажняя ткань (не заливая, а именно увлажняя).
  4. Не упустите момент, когда начинают появляться проростки – они не должны быть больше 1 мм.

Есть проростки можно свежими, а можно их подсушить.

5. Если вы решили употребить засушенные проростки, то их можно перемолоть в кофемолке и хранить как муку – в прохладном месте – довольно долго. А употреблять такую «муку» можно как добавку к салатам, соусам, приправам, в любую выпечку.

Высушенные и перемолотые проростки можно заварить кипящим молоком – получится каша. Добавьте в неё 1 чайную ложку мёда и сливочного масла –получается ценнейший продукт питания.

Но вот наступает май, и на столе появляется первая зелень – лук, щавель. Не все знают, что многие из дикорастущих растений, известные всем больше как лекарственные, могут использоваться и на кухне при приготовлении пищи, являясь источником ценнейших микроэлементов, витаминов и других полезных веществ.

Начну свой рассказ с крапивы, ведь она появляется даже раньше другой зелени, но не всем известно, что её можно употреблять в пищу до самой осени. Но, обо всём по порядку.

Чем же так полезна крапива? Скорее всего, каждый из вас знает о большом содержании в ней витамина С (100-200 мг на 100 г крапивы – намного больше, чем во многих овощах). Но, оказывается, каротина – провитамина А в крапиве тоже много – даже больше, чем в моркови (в разных сортах – от 14 до 30 мг на 100 г крапивы)! Много в ней и витамина В2, В5 (пантотеновой кислоты). Интересно, что употребление крапивы в пищу повышает восприимчивость кожи к ультрафиолетовым лучам, т.е. способствует загару. А это очень важно, когда после долгой зимы организм «истосковался» по солнцу! В крапиве очень много других полезных веществ: фитонциды, хлорофилл, железо. Поэтому крапива использовалась при лечении анемии, как противовоспалительное средство. Давным-давно крапиву и её семена употребляли при выпечке хлеба. А по содержанию белков (17 %) она не уступает лучшим бобовым!

Как собирать крапиву? Её лучше срезать в перчатках, но через 20 мин она уже не обжигает и её можно брать незащищёнными руками. Листья не отделяют от черенков. Из собранной зелени можно варить «зеленые» супы, делать салаты. Молодые листья крапивы можно солить, а затем использовать как приправу к мясу, хлебу. Так делают на Кавказе. Более позднюю крапиву с уже грубыми стеблями можно порубить и заквасить как капусту, а можно истолочь побеги в кашицу, добавить немного растительного масла, соли, сбрызнуть уксусом и получится вкуснейшая грузинская приправа. Листья и стебли крапивы тоже можно мелко порубить и приправить любое блюдо, так как крапива намного полезнее обычной зелени – укропа, петрушки, сельдерея!

Крапива из-за содержания в ней витамина К широко используется в виде настоев и отваров из сушеных листьев или свежевыжатого крапивного сока как кровоостанавливающее средство. Для этой цели листья крапивы собирают в мае во время цветения растения. А ещё употребление крапивы в пищу укрепляет иммунитет, придаёт бодрость. Если кожа часто покрывается фурункулами, то крапива способна оказать противовоспалительное действие. Если вы свежевыжатый сок будете втирать в корни волос, при этом употребляя сок и внутрь, то волосы станут более пышными. Кстати, если у вас только что начали седеть волосы, то втирание свежевыжатого сока в корни волос вместе с употреблением сока внутрь приостановит этот процесс.

Весна – пора одуванчиков, и они тоже должны занимать достойное место на нашем столе. Молодые листья одуванчика содержат витамин С (50 мг на 100г зелёной массы), каротин, витамины группы В, соли железа, а по количеству фосфора и кальция они превосходят все другие листовые овощи. Небольшую горечь листьев можно убрать, положив их на полчаса в солёную воду, после чего хорошо их промыть. Листья сбрызгивают уксусом, приправляют растительным маслом, солью. Салат из листьев может быть и целебным при экземе, крапивнице, атеросклерозе. Но в фитотерапии чаще используют корень одуванчика, собранный осенью или ранней весной до цветения, в виде настоев. Настои из корня одуванчика обладают желчегонным, мочегонным, противовоспалительным, слабительным и успокаивающим действием. И всё-таки корень одуванчика используется и в кулинарии – высушенные и перемолотые корни одуванчика, как и цикория, используют для приготовления кофейного напитка.

Ещё несколько слов о траве, которая буйно разрастается в мае – о подорожнике. Многим это растение известно как лекарственное, обладающее кровоостанавливающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием, а также регулирующее нарушения пищеварения, обмен холестерина. Но лишь некоторые знают, что подорожник вкусен и полезен в салатах (мелкопорезанные листья приправляют сметано, солью). Лист подорожника используется при приготовлении бутербродов (на хлеб положить вымытый лист подорожника, намазать творогом, украсить ягодой).

Думаю, я немного смогла раскрыть причины весенней разбалансированности организма и показала один из методов профилактики снижения иммунитета весной, следствием чего является повышение заболеваемости, этот метод – употребление в пищу непривычных для многих растений, появляющихся ранней весной.

Просмотров: 562
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Редактор. Как можно украсить пасхальные яйца
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Гюзаль Равиловна Якупова. Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого направления «Чем можно порадовать маму?»
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Суханова Елена Павловна. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Светлана Садреева. Конспект НОД по окружающему миру «Весна- как это прекрасно!»
  • Аскерова Людмила Анатольевна Соломасова Тамара Николаевна. НОД по формированию математических представлений «Математическая игра» с элементами театрализованной деятельности как актуализация при «открытии» детьми нового знания для старшей группы
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь