Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Юсупова Галима Курмановна, Горшенина Мария Антоновна, Скударнова Екатерина Валерьевна, Ахмадеева Минигуль Максютовна. Педагогическая статья «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, исп



Юсупова Галима Курмановна, Горшенина Мария Антоновна, Скударнова Екатерина Валерьевна, Ахмадеева Минигуль Максютовна. Педагогическая статья «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, исп

Педагогическая статья «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС»Педагогическая статья «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС»

Авторы:

  • Юсупова Галима Курмановна Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида «Родничок» Г.Лянтор Сургутский район Тюменская область ХМАО-Югра
  • Горшенина Мария Антоновна Учитель-логопед МБДОУ детский сад «Улыбка» Г.Лянтор Сургутский район Тюменская область ХМАО-Югра
  • Скударнова Екатерина Валерьевна Педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида «Родничок» Г.Лянтор Сургутский район Тюменская область ХМАО-Югра
  • Ахмадеева Минигуль Максютовна воспитатель МДОУ ЦРР — детский сад Сибирячок Г.Лянтор Сургутский район Тюменская область ХМАО-Югра

Аннотация: В современном мире выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. В статье приведены наиболее актуальные технологии коррекционно-логопедического воздействия в работе логопеда с детьми с нарушениями речи.

 

Человек — высший продукт земной природы.
Но для того чтобы наслаждаться сокровищами природы,
человек должен быть здоровым, сильным и умным.
И. П. Павлов

Среди всех проблем, которые ставит перед нами современная жизнь, самой важной является на сегодняшний день-сохранение здоровья ребенка. От этого зависит благополучие общества. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня-это полноценный потенциал всей страны в будущем.

Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должно быть приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. На сегодняшний день усилия детских образовательных учреждений как никогда должны быть направлены на оздоровление ребенка, на культивирование здорового образа жизни.

Средством решения этих задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, направленные на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Дети с речевыми нарушениями отличаются от своих сверстников по показателям нервно-психического и физического развития. Педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психические и физические функции ребенка.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимание, мышления;
  • улучшение общего эмоционального состояния:
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • снижается напряжение, активирует познавательный интерес;
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируются речевая функция и навыки;
  • укрепляет здоровье детей, как ведущего фактора позволяющего полноценно усваивать коммуникативные навыки.

В связи с этим актуальным становится внедрение в коррекционную работу здоровьесберегающих технологий, целью которой является — обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в жизни. Эта цель достигается решением многих задач в ходе коррекционной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям, предусматривающий «ситуацию успеха» их в своих силах.

Оздоровительно – коррекционные мероприятия включают в себя:

1. Пальчиковая гимнастика:

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направление. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей.

2. Массаж и самомассаж.

Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибание и разгибании пальцев рук малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок, выполняется на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

3. Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Это выработка правильных движений и нужных положений органов речи для четкого произношения звуков. Существуют два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамические. Статические направлены на то, чтобы ребенок научился удержать артикуляционную позу. Динамические упражнение вырабатывают подвижность и переключаемость языка и губ.

Комплексы этих упражнений желательно проводить с ребенком с самого раннего возраста как в профилактических целях, для предупреждения дефектного произношения, так и для коррекции уже имеющих нарушений.

Специально подобранные упражнения помогут выработать у ребенка правильный артикуляционный уклад для тех фонетических групп, которые наиболее часто входят в группу риска. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука.

Логопедическая гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений и детей более старшего возраста для коррекции нарушений речи. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простого к более сложным.

4. Дыхательная гимнастика.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая артикуляция. У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания. Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.

4. Логоритмика.

Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.

В логоритмику могут входить разные виды упражнений: общеразвивающие, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. Кроме того могут использоваться нетрадиционные подходы, имевшие различные цели: развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), активизация деятельности клеток головного мозга, улучшение общего самочувствия ребёнка.

Если заниматься логоритмикой в системе можно добиться заметных успехов в развитие правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.

5. Релаксация.

Релаксация направлена на устранение мышечного напряжения, избавления от нервного раздражения путем применения специальных техник. Овладевая способами расслабления, дети учатся управлять силой своих мышц и их группами. В условиях логопедической работы релаксирующие методики используются в течение всего занятия, особенно если движения дошкольников беспокойны и скованны. Желательно, что бы занятия сопровождались музыкой.

6. Физкультминутки.

Термином «физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

  • уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
  • активизацию внимания и повышение способности к восприятию учебного материала;
  • эмоциональную «встряску», возможность сбросить накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

7. Аромотерапия.

Доказано, что различные ароматы определённым образом влияют на развитие ребёнка, на его здоровье и настроение (Б. В. Шеврыгин). Разные запахи влияют на детей по-разному: приятные ароматы способны действовать как хорошие лекарств, могут вызывать аппетит, нормализуют деятельности нервной системы, улучшают зрение в сумерках и цветоощущение; и, наоборот, неприятные запахи могут угнетать и раздражать ребёнка.

Практическое применение аромотерапии и аромопрофилактики преследует следующие цели:

  • предупреждение и снижение заболеваемости острыми респираторными и вирусными инфекциями;
  • коррекция психофизиологического состояния, повышение умственной и физической работоспособности, повышение устойчивости к стрессу, улучшение сна;
  • профилактика вегето-сосудистой дистонии, функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы;
  • расширение комплекса реабилитационных мероприятий у больных с хроническими и неспецифическими заболеваниями лёгких.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитие речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Список используемой литературы:

  1. В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», издательство Лань, С-Пб 1996;
  2. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. Автор составитель Белов Н.В, издательство Харвест, Минск 2011;
  3. М.А. Поваляева. Дидактический материал по логопедии «Сказка о веселом язычке». Ростов-на-Дону, издательство Феникс 2003
  4. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
Просмотров: 877
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Масловская З. Н., Сенченко И.Н., Суркова Т.А.. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Володина Светлана Александровна. Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Статья 'Развитие речи детей по средствам дидактических игр и упражнений'.
  • Баутина Елена Александровна. Здоровьесберегающие технологии как основа укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста
  • Сысуева Наталья Владимировна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии как средство коррекции в работе с детьми с индивидуальной траекторией развития»
  • Попретинская Светлана Евгеньевна. Здоровье сберегающие / коррекционные технологии в группе для детей с нарушениями речи
  • Кузнецова Вера Николаевна. Укрепление здоровья и развитие речи у дошкольников при использовании здоровьесберегающих технологий
  • Дмитриева Екатерина Владимировна. Развитие двигательной активности через здоровьесберегающие технологии детей раннего возраста
  • Горшенина Мария Антоновна, Соваторы: Юсупова Галима Курмановна, Михайлова Ольга Андреевна. Конспект логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим нарушением речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по озеру»
  • Соколова Светлана Евгеньевна, Волчкова Марина Васильевна. Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика»)
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Притуляк Галина Петровна. Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Ковалева Тамара Владимировна, Кузнецова Ольга Васильевна. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через здоровьесберегающие технологии.
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Царева Эльвира Ивановна. «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью графических упражнений».
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Камашева Нафиса Имамовна. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь