Аксенова Наталья Евгеньевна МБДОУ г. Иркутска детский сад №155, воспитатель 1 кв. к.
педагогический стаж 18 лет
Актуальность: статья направлена на повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах гендерного воспитания детей; рекомендации в статье способствуют благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
В последнее время ученые предлагают в воспитании детей обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол.
Под гендерным воспитанием понимается развитие у детей определенных понятий, норм поведения ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Но мы отлично понимаем, как по-разному происходит половая идентификация, затрагивая как биологические, так и социальные факторы. Учеными накоплен ряд интересных фактов различия мальчиков и девочек в формировании и развитии моторики, зрительно восприятия, речи.
И именно гендерное направление в воспитании детей дает возможность формировать в детях качество мужественности и женственности. Готовность к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей, воспитывает культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
В настоящее время в дошкольных и школьных образовательных учреждениях обучение и воспитание строится по принципу равенства полов. В итоге это способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Это замечательно.
Большинство тех, с кем ребенок сталкивается в процессе своего воспитания — женщины (воспитатели детского сада, врачи, учителя). Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем мужской половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не участвовать в женских видах деятельности, не быть похожим на девочек, и т. п. Взрослые не столько поощряют «мужское» поведение, сколько осуждают «немужское» ( «тебе плакать стыдно, ты не девочка»). Это объясняет, почему у девочек полоролевая идентификация является непрерывным и менее конфликтным процессом, чем у мальчиков. Таким образом, в дальнейшем своем развитии мальчику предстоит трудная задача: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую.
Поэтому именно семья является для ребенка первым и наиглавнейшим социальным фактором влияния.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:
- От отношения родителей к ребенку,
- От характера родительских установок,
- От привязанности матери к ребенку,
- От привязанности ребенка к матери,
- От роли отца в воспитании ребенка,
Несомненно, для развития личности и успешной социализации ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т.е. присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.
По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола.
Дети не приемлют в своём обществе других детей, чье поведение не соответствует полоролевой идентификации. Так женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а эмоциональный дефицит. То есть ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола. У мальчиков, независимо от их будущей сексуальной ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще:
- для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идёт по женскому типу;
- давление на мальчиков при проявлении женских качеств сильнее, чем на девочек с проявлением мужских качеств; (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается спокойно и даже положительно);
- в раннем детстве мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, так как нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин, независимо от их сексуальной ориентации, множество отрицательных последствий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит довольно проблематично и поэтому в семейном воспитании необходимо учитывать и применять дифференцированные формы воспитания девочек и мальчиков с учетом их различий.
Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития.
Проблема гендерной социализации, включает в себя следующие вопросы:
- формирование психического пола ребенка;
- формирование психических гендерных различий;
- формирование гендерной дифференциации
Эта проблема, лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.), — одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к формированию личности детей разного пола для развития у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Для успешной социализации ребенка необходимо учитывать множество факторов: возраст, психологические особенности, а так же пол ребенка. В настоящее время в педагогике проблема различий в воспитании мальчиков и девочек довольно актуальна. В специальной педагогической литературе возникли понятия «гендер» (от англ. «род») и «гендерное воспитание».
Термин «гендер» в педагогике позволяет избавиться от характерного биологического понятия слова «пол». В результате педагоги активно начали рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек с учетом их индивидуальных способностей. В советское время подобная проблема не ставилась во главе угла, апеллируя понятием «дети», деление велось на возрастные периоды: дети-младенцы, дети- дошкольники, дети-школьники, и т.д. Однако, в той семье, где есть и мальчики, и девочки, знают, что воспитывать и обучать их нужно по-разному. Ведь скоро они вырастут и превратятся в мужчин и женщин, будут жить в обществе и взаимодействовать с социумом.
Имея возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, мы будем получать в результате активных, развитых, умеющих интегрироваться в общество детей. Следует также учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка. Современное общество требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь, заботиться о близких. Исторически гендерная социализация осуществлялась, прежде всего, в системе «ребенок — взрослый. Однако половозрастные объединения системы «ребенок — ребенок», значительно позже включающиеся в этот процесс, являются также важнейшим институтом гендерной социализации. Детское сообщество, как носитель собственной субкультуры, обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка: в совместной деятельности и общении «на равных» уточняется и отрабатывается поведение ребенка в соответствии с его гендерной позицией, устанавливаются психологические отличия гендерного поведения мальчиков и девочек. В результате наблюдений и изучения психологической литературы, нами была составлена памятка для родителей и педагогов, которая облегчит работу по социализации дошкольников
Памятка для родителей «Психологические отличия мальчиков и девочек»
Мальчики
|
Девочки
|
больше хотят отличиться
|
более послушны, чем мальчики
|
более изобретательны, чем девочки
|
более работоспособны, чем мальчики
|
большую часть информации воспринимают зрением
|
Большую часть информации воспринимают на слух
|
Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;
|
Одеваясь, девочки сначала наденут низ, потом верх
|
снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову;
|
раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;
|
Зевая, прикрывают рот кулаком;
|
Зевая, прикрывают рот ладонью
|
Оборачиваясь на зов, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;
|
Оборачиваясь на зов, поворачивают только голову
|
в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;
|
дышат грудью;
|
Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;
|
Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;
|
Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;
|
Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;
|
Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.
|
Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;
|
Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди;
|
Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину
|
Пояс на халате завязывают ниже пупка;
|
Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;
|
Уши затыкают ладонями;
|
Уши затыкают пальцами;
|
Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;
|
Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;
|
Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;
|
Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;
|
Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины.
|
Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок
|
В заключение хочется сказать, что нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.
Список литературы.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
- Берн Ш. Гендерная психология.-СПб.; прайм-ЕВРОЗНАК,2004.
- Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. –СПб.;Питер,2008.
- Викулина М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребёнка(старшего дошкольного возраста). Нижний Новгород,1997.
- Венгер Л. А. Сюжетно - ролевая игра и психическое развитие ребёнка.// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. С.32-36.
|