Семья для ребёнка является главным фактором личностного развития. Родительское отношение может как положительно, так и отрицательно влиять на личностное развитие ребёнка. Так же родительское отношение может способствовать развитию тревожности, а более характерно это для часто болеющих детей [2]. Например, если у ребёнка с матерью сложились симбиотические отношения, то тревожность матери легко передастся ребёнку. Из-за того, что ребёнок становится зависим от матери, он не самостоятелен, пассивен, там, где нет мамы, проявляет беспокойство. Так же, это может случиться с ребёнком, к которому проявляется нормальный уровень заботы, но ребёнок боится отца или мать из-за вспыльчивого характера [5].
Следует отметить, что в дошкольном возрасте мальчики тревожней, чем девочки. Мальчиков тревожат мысли о насилии в различных его проявлениях: физические травмы, наказания, несчастные случаи и т.д. В то время как девочки тревожатся из-за отношений с другими людьми: возможные ссоры, расставания.
Скачать конспект
В ДОО зачастую коррекцию тревожных состояний проводят только с ребёнком на индивидуальных занятиях. Мы предположили, что коррекционная программа в форме детско-родительских тренинговых занятий с использованием игровых упражнений и элементов арт-терапии, может снизить уровень тревожности и оптимизировать детско-родительские отношения, так как повысится педагогическая и психологическая грамотность родителей, у детей будут сняты мышечные и психологические зажимы, родитель и ребёнок в ходе тренингов смогут выстроить гармоничные отношения.
Программа реализовывалась на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Красноярска. Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком, оптимизация детско-родительских отношений. В программе использованы идеи А. Адлера, И.М. Марковской, Р. Дрейкуса и др. Предполагаемая программа рассчитана на 8 занятий по 25-30 мин., 2 раза в неделю.
Основные принципы коррекционно-развивающей программы:
- Принцип первый – единство коррекции и развития. Коррекционная работа проводится на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
- Принцип второй – принцип возрастного и индивидуального подхода к ребенку. Применяется индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с возрастным развитием.
- Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены.
- Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Это признание того, что активная деятельность ребенка – есть движущая сила его развития. Принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию различных видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.
- Пятый принцип – безусловное принятие ребенка. (Со стороны психолога и родителя.)
- Шестой принцип – принцип демократизма. Предполагает общение взрослого и ребенка в условиях соблюдения равноправия и безусловного принятия.
До и после проведения коррекционной программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений, проводилось исследование уровня тревожности мальчиков и типа родительского отношения к ним. В исследовании мы использовали методики:
- Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) позволяет изучить и выявить тип родительского отношения к ребёнку (Котова Е.В., 2003).
- Проективный тест «Определение уровня тревожности» (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена) позволяет в игровой форме выявить уровень тревожности ребёнка (Костина Л.М., 2003).
До проведения коррекционной программы выявлено следующее:
Рис. 1 Тип родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребёнком.
Рис 2. Уровень тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков старшего дошкольного возраста
По результатам нашего исследования можно сказать, что в группе здоровых мальчиков старшего дошкольного возраста при типах родительского отношения принятие-отвержение, инфантилизация прослеживается высокий уровень тревожности; при симбиозе – средний уровень тревожности; при кооперации — средний и низкий уровни тревожности.
В группе часто болеющих мальчиков старшего дошкольного возраста при типе родительского отношения контроль наблюдается высокий уровень тревожности; при инфантилизации и симбиозе — высокий и средний уровни тревожности; при принятии-отвержении — средний и низкий уровень тревожности; при кооперации — низкий уровень тревожности.
После реализации коррекционной программы мы проведи повторное исследование. Для оценки эффективности коррекционной программы нами были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Получены следующие результаты:
Рис. 3 Уровень тревожности здоровых и часто болеющих мальчиков старшего дошкольного возраста.
Так здоровых мальчиков с высоким уровнем тревожности стало на 20% меньше. Здоровые мальчики с низким и среднем уровнями тревожности составляют по 40% соответственно.
Число часто болеющих мальчиков с высоким уровнем тревожности понизилось на 13%. Число часто болеющих мальчиков с средним и низким уровнем тревожности повысилось на 8% и 5% соответственно.
Рис. 4 Тип родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребёнком.
В семьях с здоровыми мальчиками старшего дошкольного возраста остались предпочтительными типы родительского отношения кооперация (45%) и симбиоз (30%). Тип родительского отношения инфантилизация не выявлен не у одной семьи здоровых мальчиков.
Количество семей с часто болеющими детьми, в которых тип родительского отношения инфантилизация снизилось на 10% и составляет 15%, а в которых тип родительского отношения симбиоз начало составлять 30%. Семей с типом родительского отношения кооперация, где есть часто болеющий ребёнок, стало на 15% больше, их количество составляет 30%. Количество семей с такими типами родительского отношения как принятие-отвержение и контроль осталось таким же (15% и 10% соответственно).
Таким образом, тип родительского отношения имеет прямое влияние на тревожность мальчиков старшего дошкольного возраста, в частности часто болеющих, что доказывает наш эксперимент, а также с помощью коррекционной программы можно оптимизировать или изменить тип родительского отношения в сторону эффективного и снизить тревожность мальчиков старшего дошкольного возраста.
Список литературы
- Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребёнок: общение в контексте психосоматического подхода: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 304с.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 160с.
- Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: Учебное пособие по курсу «Психология семьи и семейное консультирование», — Красноярск: РИО КГПУ, 2003, — 176 с.
- Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж. — Урал. гос. ун-т, Фак. психологии. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
- Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие
|