Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семья для ребёнка является главным фактором личностного развития. Родительское отношение может как положительно, так и отрицательно влиять на личностное развитие ребёнка. Так же родительское отношение может способствовать развитию тревожности, а более характерно это для часто болеющих детей [2]. Например, если у ребёнка с матерью сложились симбиотические отношения, то тревожность матери легко передастся ребёнку. Из-за того, что ребёнок становится зависим от матери, он не самостоятелен, пассивен, там, где нет мамы, проявляет беспокойство. Так же, это может случиться с ребёнком, к которому проявляется нормальный уровень заботы, но ребёнок боится отца или мать из-за вспыльчивого характера [5].

Следует отметить, что в дошкольном возрасте мальчики тревожней, чем девочки. Мальчиков тревожат мысли о насилии в различных его проявлениях: физические травмы, наказания, несчастные случаи и т.д. В то время как девочки тревожатся из-за отношений с другими людьми: возможные ссоры, расставания.

 

Скачать конспект

В ДОО зачастую коррекцию тревожных состояний проводят только с ребёнком на индивидуальных занятиях. Мы предположили, что коррекционная программа в форме детско-родительских тренинговых занятий с использованием игровых упражнений и элементов арт-терапии, может снизить уровень тревожности и оптимизировать детско-родительские отношения, так как повысится педагогическая и психологическая грамотность родителей, у детей будут сняты мышечные и психологические зажимы, родитель и ребёнок в ходе тренингов смогут выстроить гармоничные отношения.

Программа реализовывалась на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Красноярска. Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком, оптимизация детско-родительских отношений. В программе использованы идеи А. Адлера, И.М. Марковской, Р. Дрейкуса и др. Предполагаемая программа рассчитана на 8 занятий по 25-30 мин., 2 раза в неделю.

Основные принципы коррекционно-развивающей программы:

  • Принцип первый – единство коррекции и развития. Коррекционная работа проводится на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
  • Принцип второй – принцип возрастного и индивидуального подхода к ребенку. Применяется индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с возрастным развитием.
  • Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены.
  • Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Это признание того, что активная деятельность ребенка – есть движущая сила его развития. Принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию различных видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.
  • Пятый принцип – безусловное принятие ребенка. (Со стороны психолога и родителя.)
  • Шестой принцип – принцип демократизма. Предполагает общение взрослого и ребенка в условиях соблюдения равноправия и безусловного принятия.

До и после проведения коррекционной программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений, проводилось исследование уровня тревожности мальчиков и типа родительского отношения к ним. В исследовании мы использовали методики:

  1. Опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.) позволяет изучить и выявить тип родительского отношения к ребёнку (Котова Е.В., 2003).
  2. Проективный тест «Определение уровня тревожности» (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена) позволяет в игровой форме выявить уровень тревожности ребёнка (Костина Л.М., 2003).

До проведения коррекционной программы выявлено следующее:

Рис. 1 Тип родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребёнком.

Рис 2. Уровень тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков старшего дошкольного возраста

По результатам нашего исследования можно сказать, что в группе здоровых мальчиков старшего дошкольного возраста при типах родительского отношения принятие-отвержение, инфантилизация прослеживается высокий уровень тревожности; при симбиозе – средний уровень тревожности; при кооперации — средний и низкий уровни тревожности.

В группе часто болеющих мальчиков старшего дошкольного возраста при типе родительского отношения контроль наблюдается высокий уровень тревожности; при инфантилизации и симбиозе — высокий и средний уровни тревожности; при принятии-отвержении — средний и низкий уровень тревожности; при кооперации — низкий уровень тревожности.

После реализации коррекционной программы мы проведи повторное исследование. Для оценки эффективности коррекционной программы нами были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Получены следующие результаты:

Рис. 3 Уровень тревожности здоровых и часто болеющих мальчиков старшего дошкольного возраста.

Так здоровых мальчиков с высоким уровнем тревожности стало на 20% меньше. Здоровые мальчики с низким и среднем уровнями тревожности составляют по 40% соответственно.

Число часто болеющих мальчиков с высоким уровнем тревожности понизилось на 13%. Число часто болеющих мальчиков с средним и низким уровнем тревожности повысилось на 8% и 5% соответственно.

Рис. 4 Тип родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребёнком.

В семьях с здоровыми мальчиками старшего дошкольного возраста остались предпочтительными типы родительского отношения кооперация (45%) и симбиоз (30%). Тип родительского отношения инфантилизация не выявлен не у одной семьи здоровых мальчиков.

Количество семей с часто болеющими детьми, в которых тип родительского отношения инфантилизация снизилось на 10% и составляет 15%, а в которых тип родительского отношения симбиоз начало составлять 30%. Семей с типом родительского отношения кооперация, где есть часто болеющий ребёнок, стало на 15% больше, их количество составляет 30%. Количество семей с такими типами родительского отношения как принятие-отвержение и контроль осталось таким же (15% и 10% соответственно).

Таким образом, тип родительского отношения имеет прямое влияние на тревожность мальчиков старшего дошкольного возраста, в частности часто болеющих, что доказывает наш эксперимент, а также с помощью коррекционной программы можно оптимизировать или изменить тип родительского отношения в сторону эффективного и снизить тревожность мальчиков старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Доманецкая Л.В. Родители и часто болеющий ребёнок: общение в контексте психосоматического подхода: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 304с.
  2. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 160с.
  3. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: Учебное пособие по курсу «Психология семьи и семейное консультирование», — Красноярск: РИО КГПУ, 2003, — 176 с.
  4. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений: монография / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж. — Урал. гос. ун-т, Фак. психологии. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 91 с.
  5. Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие
Просмотров: 809
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Елена Александровна Давыдова. Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, часто болеющих простудными заболеваниями
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Петухова Ольга Владимировна. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему здоровью, способствующего его сбережения и укрепления
  • Никонова Алина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Педагогические средства коррекции повышенной тревожности детей среднего дошкольного возраста»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Сорокина Ольга Борисовна. Сценарий детско-родительского социо-игрового досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Федоры».
  • Елтышева Наталья Валерьевна. «Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС)»
  • Врублевская Раиса Ивановна. Оздоровление часто болеющих детей
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе ребенком 5-6 лет с повышенным уровнем тревожности
  • Чуксина Екатерина Сергеевна. Сказкотерапия как метод коррекции школьной тревожности у старших дошкольников 6-7 лет
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Барышникова Анастасия Николаевна. «Развитие мужских качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста через детский туризм»
  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Сухорослова Анна Николаевна. Коррекция тревожности в дошкольном возрасте
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»
  • Рябова Илона Геннадьевна. План-конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
  • Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
  • Сухорослова Анна Николаевна, Душкина Татьяна Евгеньевна. Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте.
  • Андреева Ирина Анатольевна. Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
  • Боровых Олеся Михайловна. Физическая подготовленность мальчиков старшего дошкольного возраста
  • Боровых Олеся Михайловна. Тема «Физическая подготовленность мальчиков старшего дошкольного возраста»
  • Светлана Клименко. Пропедевтика школьной тревожности
  • Голубева Валентина Петровна. Конспект НОД с детьми младшей группы на развитие «Пространственные отношения»
  • Кузяшина Светлана Петровна. Рекомендации родителям по снижению тревожности в период карантина (самоизоляции)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь