Автор: Сухорослова А.Н. Педагог- психолог МБДОУ «Детский сад «Ромашка»
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Современному ребёнку приходится сталкиваться с такими проблемами, как ритм современной жизни, всегда занятые родители, изменение требований, изменение социального статуса ребёнка (прием в школу, переход из начальной школы в среднюю и пр.), изменение социального окружения и многое другое.
Возникновение тревожности детей связано с неудовлетворением их возрастных потребностей. Среди детских эмоций нередко существенное место занимают не только, положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Тревожный ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах, это приводит к формированию заниженной самооценки. Дети более чувствительны, чем взрослые, они оказываются незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство. Такие дети постоянно находится в подавленном настроении, у них затруднены контакты с окружающим миром. Мир им кажется враждебным.
Тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.
Актуальность темы определяется широкой распространённостью эмоциональных комплексов, среди дошкольников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является сказкотерапия. В последнее время термин звучит чаще и чаще. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания.
Проблемой тревожности у детей и снижением ее уровня занимались многие психологи и педагоги, это А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов, Н. Е. Лысенко, Р. В. Овчарова и др.
Проведённая исследовательская работа и анализ литературы по теме исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема тревожности у детей остаётся актуальной.
Среди негативных переживаний детей тревожность занимает особое место. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности ребёнка.
Таким образом, вопросы изучения детской тревожности занимают значительное место в современной психологии.
Результаты диагностики уровня тревожности показали, что значительная часть дошкольников нуждается в коррекционной работе по снижению уровня тревожности.
Была подобрана система занятий, основанная на методе сказкотерапии.
Сказкотерапия — коррекция и лечение через прослушивание, чтение, анализ сюжетов сказок. Это средство коррекции помогает не только детям, но и взрослым. Ко всему прочему сказка дает потрясающий эффект уже на начальных этапах работы. К тому же это очень интересный способ коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста. Существует огромное количество видов и типов сказок, что лишь способствует быстрой коррекции нарушений детей.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как А. Адлер, Э. Берн, В. П. Аникин и другие.
Популярность сказки объясняется тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях: сознательном и подсознательном.
Эффективность использования сказки в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Психокоррекция с помощью сказки связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Это процесс воспитания внутреннего мира ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру.
Результаты данного исследования позволяют дать рекомендацию о необходимости активного использования комплекса коррекционных занятий по сказкотерапии, так как происходящие личностные изменения можно назвать положительными.
Литература
- Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / — М.: НПО «МОДЭК», 2006. — 304с.
- Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л. Венгер. — М.: Генезис, 2001. — Ч.1. — 160с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. [Текст] / СПб.: Речь, 2008 — 240с.
|