Сухорослова Анна Николаевна. Коррекция тревожности в дошкольном возрасте

Коррекция тревожности в дошкольном возрасте

Автор: Сухорослова А.Н. Педагог- психолог МБДОУ «Детский сад «Ромашка»

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Современному ребёнку приходится сталкиваться с такими проблемами, как ритм современной жизни, всегда занятые родители, изменение требований, изменение социального статуса ребёнка (прием в школу, переход из начальной школы в среднюю и пр.), изменение социального окружения и многое другое.

Возникновение тревожности детей связано с неудовлетворением их возрастных потребностей. Среди детских эмоций нередко существенное место занимают не только, положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Тревожный ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах, это приводит к формированию заниженной самооценки. Дети более чувствительны, чем взрослые, они оказываются незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство. Такие дети постоянно находится в подавленном настроении, у них затруднены контакты с окружающим миром. Мир им кажется враждебным.

 

Тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста.

Актуальность темы определяется широкой распространённостью эмоциональных комплексов, среди дошкольников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является сказкотерапия. В последнее время термин звучит чаще и чаще. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания.

Проблемой тревожности у детей и снижением ее уровня занимались многие психологи и педагоги, это А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов, Н. Е. Лысенко, Р. В. Овчарова и др.

Проведённая исследовательская работа и анализ литературы по теме исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема тревожности у детей остаётся актуальной.

Среди негативных переживаний детей тревожность занимает особое место. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности ребёнка.

Таким образом, вопросы изучения детской тревожности занимают значительное место в современной психологии.

Результаты диагностики уровня тревожности показали, что значительная часть дошкольников нуждается в коррекционной работе по снижению уровня тревожности.

Была подобрана система занятий, основанная на методе сказкотерапии.

Сказкотерапия — коррекция и лечение через прослушивание, чтение, анализ сюжетов сказок. Это средство коррекции помогает не только детям, но и взрослым. Ко всему прочему сказка дает потрясающий эффект уже на начальных этапах работы. К тому же это очень интересный способ коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста. Существует огромное количество видов и типов сказок, что лишь способствует быстрой коррекции нарушений детей.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как А. Адлер, Э. Берн, В. П. Аникин и другие.

Популярность сказки объясняется тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях: сознательном и подсознательном.

Эффективность использования сказки в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Психокоррекция с помощью сказки связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Это процесс воспитания внутреннего мира ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру.

Результаты данного исследования позволяют дать рекомендацию о необходимости активного использования комплекса коррекционных занятий по сказкотерапии, так как происходящие личностные изменения можно назвать положительными.

Литература

  1. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / — М.: НПО «МОДЭК», 2006. — 304с.
  2. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л. Венгер. — М.: Генезис, 2001. — Ч.1. — 160с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. [Текст] / СПб.: Речь, 2008 — 240с.
Просмотров: 634
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухорослова Анна Николаевна, Душкина Татьяна Евгеньевна. Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте.
  • Никонова Алина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Педагогические средства коррекции повышенной тревожности детей среднего дошкольного возраста»
  • Чуксина Екатерина Сергеевна. Сказкотерапия как метод коррекции школьной тревожности у старших дошкольников 6-7 лет
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Кузяшина Светлана Петровна. Рекомендации родителям по снижению тревожности в период карантина (самоизоляции)
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе ребенком 5-6 лет с повышенным уровнем тревожности
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Светлана Клименко. Пропедевтика школьной тревожности
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Кунаковская Екатерина Владимировна. Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников.
  • Орлова Марина Вячеславовна. Коррекция эмоциональных комплексов у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Главный Редактор. Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет
  • Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «В гостях у сказки»
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Цобехия Анна Юрьевна. Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Горохова Елена Амиралиевна, Медвецкая Ольга Александровна,. Логопедическая сказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
  • Шеина Людмила Ивановна. Организация системы работы в ДОУ по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Лукичёва Я.Н. Шиян И.С.. Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь