Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте

Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте

А. С Полевая Факультет педагогики

Педагогический Институт Иркутского Государственного Университета, Иркутск

Психическое развитие ребёнка зависит от его эмоционального благополучия. Но, к сожалению, часто среди эмоций детей присутствуют не только положительные, но и отрицательные, негативно влияющие на общее психологическое состояние ребёнка. Одна из таких эмоций — тревожность.

Тревожность – один из сложнейших вопросов современной психологии. Многие авторы в своих трудах говорят о неопределённости, недостаточной разработке и о многогранности самого понятия тревожности.

 

З. Фрейд говорил о том, что тревожность является повторением ситуаций в своих фантазиях, связанных с полученными в прошлом опыте переживаниями из – за беспомощности. Oчень важно то, что дошкольников обязательно нужно учить преодолевать тревогу, необходимо передавать ребёнку опыт положительного взаимодействия с окружающим миром, при этом учитывать его возрастные oсoбенности.

По вопросу выявления, снижения уровня, а так же преодоления детской тревожности работали многие психологи. Например, Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен разработали тест на выявление тревожности у детей. А. М. Прихожан обозначил приёмы и методы психокоррекционной работы с тревожными детьми. Е. Савина и Н. Шанина обозначили рекомендации воспитателям детских садов и родителям, воспитывающим таких детей. Маргарита Ивановна Чистякова разработала упражнения на релаксацию, описанные в её книге «Психогимнастика».

Выяснение и выявление причин тревожности у детей дошкольного возраста является очень важной задачей, ведь знание причин является фундаментом для построения подходящей коррекционной работы. В чаще всего многое зависит от манеры и способов общения родителей с детьми. Активному развитию тревожности у ребёнка могут способствовать и такие факторы, как например, чрезмерно завышенные требования со стороны родителей, вызывающие чувство неуспешности, а так же частые упрёки, провоцирующие чувство вины, при которой ребёнок будет бояться провиниться перед ними. Наряду с этим тревожность может быть вызвана особенностями взаимодействия воспитателя с детьми, такими как- преобладание авторитарного стиля общения или же непоследовательных требований, предъявляемых им. Применяемые такими педагогами меры дисциплины, часто выражаются в порицаниях, окриках, отрицательных оценках, касающихся личности ребёнка, а так же наказаниях. Спровоцировать возникновение тревожности могут ситуации, подразумевающие конкуренцию, соперничество между сверстниками внутри группы. Дети в таких случаях, как правила будут стремиться стать первыми, любой ценой достигнуть лучших результатов, а в случаях неудачи, полученные негативные эмоции, отложившись в памяти, впоследствии будут провоцировать ребёнка испытывать чувство страха и тревоги в ситуациях такого характера, перед повторением неудачи. Ещё одна ситуация — это ситуация, в которой ребёнок испытывает повышенную ответственность. Попавший в неё ребёнок, будет испытывать тревогу, связанную со страхом не оправдать надежд взрослого. И в последствии быть, из — за этого отвергнутым им.

Помимо всех перечисленных выше факторов, тревожность может возникнуть из — за отложенных в эмоциональной памяти ребёнка сильных испугов, при встрече с тем, что представляет для него опасность и реально представляет угрозу его здоровью или даже жизни.

Перечислив факторы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию тревожности, логично будет далее рассмотреть, как проявляется тревожность у старших дошкольников. Информацию о степени эмоционального благополучия детей даёт эмоциональный фон. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательный характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. В этих случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта, как со сверстниками, так и с взрослыми. Такой ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда даже без видимой на то причины. Как правила при обследовании такой ребёнок подавлен, не проявляет инициативу. Очевидно, что причиной такого эмоционального состояния может быть высокий или повышенный уровень тревожности. Тревожность чаще всего связана со значимыми социальными потребностями, соответствующими возрасту ребёнка. Но, тем не менее, у старших дошкольников тревожность не является устойчивой чертой личности и относительно корректируема при проведении подходящих психологических и психолого- педагогических мероприятий, а так же уровень тревожности ребёнка можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации, согласовывать стили воспитания и предъявляемые требования.

Просмотров: 735
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Чуксина Екатерина Сергеевна. Сказкотерапия как метод коррекции школьной тревожности у старших дошкольников 6-7 лет
  • Сухорослова Анна Николаевна, Душкина Татьяна Евгеньевна. Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте.
  • Кузяшина Светлана Петровна. Рекомендации родителям по снижению тревожности в период карантина (самоизоляции)
  • Сухорослова Анна Николаевна. Коррекция тревожности в дошкольном возрасте
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Никонова Алина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Педагогические средства коррекции повышенной тревожности детей среднего дошкольного возраста»
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Светлана Клименко. Пропедевтика школьной тревожности
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе ребенком 5-6 лет с повышенным уровнем тревожности
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Филиппова Эльмира Равилевна. Консультация для родителей - 'Роль воображения в развитии современной личности ребёнка'
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Халикова Тамила Мирселимовна. Собственная методическая разработка «Адаптация ребёнка к ДОУ. Рекомендации для родителей»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Вера Анатольевна Овчинникова. Развитие личности ребёнка в процессе ознакомления с природой
  • Кузьмина Мария Александровна. Семейные спортивный праздник посвящённые «Дню ребёнка» для детей старшей группы и их родителей ШАР – АХ ШОУ
  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь