А. С Полевая Факультет педагогики
Педагогический Институт Иркутского Государственного Университета, Иркутск
Психическое развитие ребёнка зависит от его эмоционального благополучия. Но, к сожалению, часто среди эмоций детей присутствуют не только положительные, но и отрицательные, негативно влияющие на общее психологическое состояние ребёнка. Одна из таких эмоций — тревожность.
Тревожность – один из сложнейших вопросов современной психологии. Многие авторы в своих трудах говорят о неопределённости, недостаточной разработке и о многогранности самого понятия тревожности.
З. Фрейд говорил о том, что тревожность является повторением ситуаций в своих фантазиях, связанных с полученными в прошлом опыте переживаниями из – за беспомощности. Oчень важно то, что дошкольников обязательно нужно учить преодолевать тревогу, необходимо передавать ребёнку опыт положительного взаимодействия с окружающим миром, при этом учитывать его возрастные oсoбенности.
По вопросу выявления, снижения уровня, а так же преодоления детской тревожности работали многие психологи. Например, Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен разработали тест на выявление тревожности у детей. А. М. Прихожан обозначил приёмы и методы психокоррекционной работы с тревожными детьми. Е. Савина и Н. Шанина обозначили рекомендации воспитателям детских садов и родителям, воспитывающим таких детей. Маргарита Ивановна Чистякова разработала упражнения на релаксацию, описанные в её книге «Психогимнастика».
Выяснение и выявление причин тревожности у детей дошкольного возраста является очень важной задачей, ведь знание причин является фундаментом для построения подходящей коррекционной работы. В чаще всего многое зависит от манеры и способов общения родителей с детьми. Активному развитию тревожности у ребёнка могут способствовать и такие факторы, как например, чрезмерно завышенные требования со стороны родителей, вызывающие чувство неуспешности, а так же частые упрёки, провоцирующие чувство вины, при которой ребёнок будет бояться провиниться перед ними. Наряду с этим тревожность может быть вызвана особенностями взаимодействия воспитателя с детьми, такими как- преобладание авторитарного стиля общения или же непоследовательных требований, предъявляемых им. Применяемые такими педагогами меры дисциплины, часто выражаются в порицаниях, окриках, отрицательных оценках, касающихся личности ребёнка, а так же наказаниях. Спровоцировать возникновение тревожности могут ситуации, подразумевающие конкуренцию, соперничество между сверстниками внутри группы. Дети в таких случаях, как правила будут стремиться стать первыми, любой ценой достигнуть лучших результатов, а в случаях неудачи, полученные негативные эмоции, отложившись в памяти, впоследствии будут провоцировать ребёнка испытывать чувство страха и тревоги в ситуациях такого характера, перед повторением неудачи. Ещё одна ситуация — это ситуация, в которой ребёнок испытывает повышенную ответственность. Попавший в неё ребёнок, будет испытывать тревогу, связанную со страхом не оправдать надежд взрослого. И в последствии быть, из — за этого отвергнутым им.
Помимо всех перечисленных выше факторов, тревожность может возникнуть из — за отложенных в эмоциональной памяти ребёнка сильных испугов, при встрече с тем, что представляет для него опасность и реально представляет угрозу его здоровью или даже жизни.
Перечислив факторы, способствующие возникновению и дальнейшему развитию тревожности, логично будет далее рассмотреть, как проявляется тревожность у старших дошкольников. Информацию о степени эмоционального благополучия детей даёт эмоциональный фон. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательный характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. В этих случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта, как со сверстниками, так и с взрослыми. Такой ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда даже без видимой на то причины. Как правила при обследовании такой ребёнок подавлен, не проявляет инициативу. Очевидно, что причиной такого эмоционального состояния может быть высокий или повышенный уровень тревожности. Тревожность чаще всего связана со значимыми социальными потребностями, соответствующими возрасту ребёнка. Но, тем не менее, у старших дошкольников тревожность не является устойчивой чертой личности и относительно корректируема при проведении подходящих психологических и психолого- педагогических мероприятий, а так же уровень тревожности ребёнка можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации, согласовывать стили воспитания и предъявляемые требования.
|