Актуальность темы
Рассмотрим актуальность темы с нескольких позиций: нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дошкольного образовательного учреждения, а также педагога, анализ состояния здоровья детей, гендерный вопрос в воспитании дошкольников.
На современном этапе вопросы сохранения и укрепления здоровья остаются приоритетными и актуальными в образовании. Это направление отражают следующие нормативно — правовые документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования, Концепция непрерывного образования. Данные документы определяют основные направления, такие как: охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, приобретение опыта в двигательной деятельности, повышение удельного веса и качества занятий физической культурой, осуществление индивидуального и дифференцированного подходов на занятиях физической культурой.
Термин «здоровье» человека представлен как состояние полного физического духовного и социального благополучия. Однако, мы наблюдаем на протяжении многих лет, что исходное состояние здоровья дошкольников ухудшается. Эта тенденция отчётлива видна из качественного и количественного анализа состояния здоровья на примере моих воспитанников. Анализ ситуации в городе за 2007 год показывает также уменьшение количества детей с первой группой здоровья, рост заболеваемости. Поэтому нам необходимо в первую очередь сохранить и укрепить здоровье детей с тем исходным актуальным состоянием, которое мы имеем.
Среди факторов физического здоровья подразумевается уровень физической подготовленности. Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств и степенью сформированности двигательных навыков. На протяжении нескольких лет был проанализирован мониторинг развития физических качеств в детском саду. Выявлены определённые тенденции, а именно снижения показателей таких качеств как «статическая сила рук и плечевого пояса», а также «общая выносливость организма».
Последний плюс актуальности данной темы — гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек. Важным и самым стабильным фактором, в кавычках остаётся «феминизация» в образовании в целом, а дошкольном тем более. Феминизация предполагает перевод на основу женского стиля, женских методов обучения и воспитания, женского мироощущения. По данным публичного доклада начальника Управления образования Л. И. Лысак «О результатах деятельности системы образования Ангарского муниципального образования за 2013-14 годы». Гендерный состав педагогов определяется следующим образом: женщины составляют 96%, мужчины4%. Мы с вами понимаем, что в дошкольных учреждениях, если этот процент и присутствует, то он приходится на обслуживающий персонал. А ведь психологи утверждают, что основы мужественности и женственности закладываются в дошкольном возрасте. Поэтому вопрос гендерного воспитания не теряет, а наоборот приобретает свою актуальность и значимость.
Мальчики девочки-два разных мира, поэтому и потребности в двигательной деятельности будут разные. Исследования учёных С. Ярнесакс, Э. С. Вильчковского говорят о различии интересов мальчиков и девочек в двигательной деятельности. В частности, у мальчиков в процессе игр занимают большую часть времени движения скоростно-силового характера (бег, метание, лазанье, борьба, игры на преодоление препятствий). Учитывая данные интересы и потребности мальчиков, физкультурно-оздоровительная деятельность осуществлялась за счёт использования разнообразного оборудования, а также использования разных типов физкультурных занятий.
Всё выше сказанное доказывает актуальность выбранной мною темы «Физическая подготовленность мальчиков старшего дошкольного возраста»
Цель: Формирование физической подготовленности мальчиков старшего дошкольного возраста средствами физкультурных занятий с использованием простейших тренажёров, спортивного оборудования и инвентаря.
Блок образовательных задач:
Развитие физических качеств — силы, общей выносливости у мальчиков старшего дошкольного возраста.
Формирование знаний, представлений об основном выполнении двигательных упражнений с предложенным спортивным инвентарём и оборудованием.
Формирование осознанной потребности к занятиям физической культурой у мальчиков старшего дошкольного возраста.
Блок оздоровительных задач:
Сохранение и укрепление здоровья мальчиков старшего дошкольного возраста.
Обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья мальчиков.
Блок воспитательных задач:
Воспитание нравственно-волевых качеств у мальчиков — решительности, выдержки, находчивости, смелости (качеств соответствующих «мужской сущности»)
Выявление интересов, склонностей и способностей мальчиков в двигательной деятельности на физкультурных занятиях.
Развитие самостоятельности, инициативности у мальчиков при использовании спортивного инвентаря в самостоятельной деятельности.
Приступив к практической деятельности обозначила педагогические принципы: систематичности, индивидуально-дифференцированного подхода к детям, рациональности физических нагрузок, всестороннего физического развития, постепенности, сознательности и активности, а также врачебного контроля за самочувствием детей.
Педагогические принципы
1. Принцип систематичности.
Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями, использование их в зависимости от времени года, проведение занятий по определённой системе.
2. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Выбор занятия учитывается в зависимости от интересов мальчиков, занятия проводятся с учётом состояния здоровья детей.
3. Принцип рациональности физических нагрузок.
Соблюдение этого принципа предусматривает постепенное увеличение физических нагрузок, применение нагрузок, повышающих различные механизмы энергосбережения организма, оптимальное сочетание нагрузок с отдыхом.
4. Принцип всестороннего физического развития.
На занятиях целенаправленно развиваются физические качества- ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, а также совершенствуются освоенные детьми основные движения
5. Принцип постепенности.
Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному». Постепенность обеспечивается усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузок и отдыха.
6. Принцип сознательности и активности.
Принцип сознательности и активности предполагает формирование у мальчиков старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к освоению нового двигательного материала, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества. Данный принцип находит своё отражение через реализацию приёма «телесной рефлексии», где мальчики в словесной форме выражают свои ощущения от выполнения тех или иных упражнений, движений.
7. Принцип врачебного контроля за самочувствием детей.
Данный принцип предусматривает систематический контроль медицинского персонала детского сада (врача, старшей медсестры) за самочувствием детей, внешними признакам утомления, а также определением физической нагрузки детей в течении занятия и отслеживание динамики физического развития и здоровья детей.
Основной формой физкультурно-оздоровительной работы стало физкультурное занятие, систематичность занятия 1 раз в неделю с подгруппой мальчиков. Материально-техническая база была оснащена мини — тренажёрным залом, в котором размещалось стационарное оборудование — гимнастические стенки, скамейки модульное оборудование. А также в детском саду присутствуют простейшие тренажёры, такие как, гантели, эспандеры, резиновые кольца, мячи – фитболлы. Дополнительными формами являются следующие типы занятий: занятие, построенное на играх-эстафетах, контрольно-проверочное занятие, показательное занятие
Выражаясь современным языком, «фишкой» данных занятий стало использование разнообразного оборудования и инвентаря с учётом гендерного подхода. Гендерный подход потребовал к себе повышенного внимания, так как в целом необходимо было изучить достаточное количество теоретической литературы, проанализировать её, вычленить, что возможно использовать именно в физическом воспитании, так как на мой взгляд эта специфическая область развития детей, и второе –исходя из особенностей мальчиков, найти именно те приёмы, которые будут «работать» на мальчиков. Этот момент был очень важен, нелегко давался. В результате были выделены приёмы, которые можно было использовать в практической деятельности, исходя из особенностей мальчиков.
Методы, приёмы, подходы к организации физкультурных занятий с мальчиками старшего дошкольного возраста: использование наглядных методов и приёмов на занятиях, использование всего пространства зала, использование зрительных ориентиров, планов, схем, совместное проектирование зала, оценка результатов деятельности (конкретная), экспериментирование со спортивным оборудованием, инвентарём, экспериментирование с собственным телом, двигательные задачи, проблемные ситуации, поисковые вопросы, рефлексия, персональные обращения, чёткие, краткие объяснения, нацеленность на результат, поддержка результата деятельности, поощрение, создание личной мотивации.
Этапы работы.
Первый этап- этап первоначального разучивания. Основными задачами первого этапа являются:
- самодиагностика, самопознание собственных возможностей при использовании спортивного инвентаря.
- формирование представлений о предложенном спортивном инвентаре.
- освоение навыка при использовании спортивного инвентаря
Второй этап-этап углублённого разучивания.
Основными задачами второго этапа являются:
- освоение навыка выполнения комплекса двигательных упражнений с предложенным спортивным инвентарём.
- формирование устойчивого интереса к освоению двигательного материала.
- уточнение техники выполнения, правильности выполнения деталей движения, качественное выполнение комплекса упражнений.
Третий этап-этап закрепления и совершенствования двигательного навыка.
Основными задачами являются:
- совершенствование двигательных умений и навыков при выполнении движений.
- самостоятельное выполнение движений, творческое применение в собственной самостоятельной двигательной деятельности
Результат физкультурно-оздоровительной работы с детьми по теме: «Физическая подготовленность мальчиков старшего дошкольного возраста» определился в следующих качественных показателях: положительная динамика в развитии физических качеств (статическая сила рук и плечевого пояса, общая выносливость). Улучшение показателей индивидуальных индексов здоровья мальчиков подготовительной группы. Проявление волевых качеств: настойчивости, выдержки, решительности.
В результате своей практической деятельности был наработан следующий материал: методические рекомендации по организации физкультурных занятий с использованием простейших тренажёров (гантели, эспандеры, резиновые кольца), методические рекомендации по использованию модульного оборудования на физкультурных занятиях с мальчиками старшего дошкольного возраста, методические рекомендации по использованию мячей-фитболлов на физкультурных занятиях, перспективное планирование физкультурных занятий с маликами старшего дошкольного возраста с использованием спортивного оборудования и инвентаря, комплексная диагностика, комплексы общеразвивающих упражнений с использованием простейших тренажёров, комплексы общеразвивающих упражнений с использованием мячей-фитболлов, картотеки –упражнений с использованием мяча-фитболла, упражнений с использованием гимнастической скамейки, лестницы, турника, упражнений на расслабление, комплексы общеразвивающих упражнений с использованием гимнастических палок, картотека игр-эстафет.
|