Подготовили и провели воспитатель – Салахова Людмила Николаевна и учитель-логопед Коваленко Ирина Михайловна. ГБ ДОУ №18 Кронштадтского района г. Санкт – Петербурга.
Логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Откуда хлеб пришёл?»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Формирование правильной артикуляции звука [Л] по средствам лексической темы «Откуда хлеб пришёл».
Задачи:
Обучающие
- Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии.
- Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике.
- Упражнять в развитии координации речи с движениями, умении согласовывать слова и действия.
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас.
Коррекционные
- Развивать слуховое внимание и фонематический слух.
- Формировать произносительные стороны речи.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Совершенствовать навыки звуко — буквенного анализа.
- Расширять словарный запас по средствам словоизменения и словообразования.
- Развивать связную диалогическую речь.
Воспитательные
- Воспитывать доброжелательное отношение к мнениям и высказываниям детей.
- Воспитывать уважение к хлебу и труду людей.
Предварительная работа:
- Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе.
- Знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий.
- Беседа о сборе урожая хлеба.
- Рассматривание иллюстраций колосьев пшеницы, хлебного поля, сельскохозяйственной техники.
- Чтение литературных произведений по теме.
- Заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе.
Оснащение:
Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация
Раздаточный материал: картинки, планшеты, симафорчики, зкуковая дорожка, фишки для счёта, колоски жёлтого и зелёного цвета, Большой колосок для игры.
Форма проведения: Открытое занятие.
Возрастная категория: 5- 6 лет.
Организационный момент:
Дети стоят в кругу на коврике.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Это хлеб.
Воспитатель: Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем продолжать говорить о хлебе.
Присаживайтесь. Спина касается спинки стула, ноги вместе на коврике.
Ход занятия.
И сейчас я прочту вам рассказ Якова Тайца «Все здесь»:
«Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много.
Надя спросила:
-Бабушка, а что тут растет?
-Хлеб, внученька.
-Хлеб. А булки где?
-И булки здесь. Все здесь, внученька.
-А баранки?
-И баранки здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?»
-Ребята, как вы думаете, почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники?
Потому, что они не растут в поле.
-Почему бабушка сказала, что все это здесь?
Потому, что вначале надо вырастить зерно.
А давайте поможем Наде разобраться, откуда же хлеб приходит к нам на стол?
- Вначале скажите, а кто выращивает хлеб?
Хлеб выращивают хлеборобы.
-Хлебороб — это слово, в котором соединены 2 слова — «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Кто мне расскажет?
На слайде пшеничное поле, а внизу картинки: трактор, комбайн, машина с зерном, хлебозавод, повар, продавец хлебобулочных изделий.
К доске выходит ребёнок, с помощью мышки подымает картинку с трактористом и рассказывает о последовательности выращивания хлеба:
Тракторист на тракторе пашет землю и сеет зёрна пшеницы;
Комбайнер на комбайне убирает зрелые пшеничные колоски.
Логопед.
Ребята, а я для вас приготовила чистоговорку о колоске:
Колосок стоял, стоял,
Опустил головку.
Мышка лапкой подхватила,
Унесла в коморку.
Какой звук произносится чаще всего?
Чаще всего слышится звук [Л]
Произнесите его самостоятельно.
Есть преграда во рту, когда мы его произносим?
Гласный, или согласный звук?
Когда произносится звук [Л] во рту есть преграда. Звук [Л]-согласный.
Предлагаю вам игру: «Симофорчик» (фонематическое восприятие на уровне слога и слова).
Воспитатель:
Комбайнёр на комбайне уже собрал колоски, а что же дальше?
К доске выходит ребёнок, с помощью мышки подымает картинку с водителем грузовика и говорит:
Водитель грузовика перевозит зерно на элеватор, где оно храниться. А затем, его везут на хлебозавод, где мукомол перемалывает зерно в муку.
А как мукомол перемалывает муку, давайте покажем, выходите на коврик:
Игра “Мукомол”
Мукомол, мукомол! Ты нам зерна молол!
(круговыми движениями рук перед собой показывает мельницу, где перемалывают зерна в муку.)
А теперь из муки
(“Сыплет” руками муку сверху вниз, быстро перебирая пальцами.)
Все, что хочешь пеки!
Мишке пышке;
(показывает руками пышную круглую булочку, “Пышка” — пышная высокая, сдобная булочка, меняя руки правая вверху, левая внизу, и наоборот.)
Зайке сайки;
(показывает перед собой длинные тонкие булочки округлой формы Сайки” — булочки, которые напоминают длинные ушки зайчика.)
Для ежа отличные бублики пшеничные
(педагог описывает в воздухе указательными пальцами круговые движения от кисти, изображая бублик.)
Логопед.
А сейчас я хочу с вами поиграть в игру. У меня в руках – колосок. Я буду называть разные виды муки, и передавать вам колосок, а вы должны взять колосок и ответить, какая мука получится.
Как называется мука из зёрен пшеницы? – пшеничная.
А из зерен ржи? – ржаная.
А из зерен овса? – овсяная.
А из гречихи? – гречишная.
А из ячменя? – ячменная.
Как называется мука из зёрен кукурузы? – кукурузная.
Молодцы, всё правильно!
Присаживайтесь за столы. Спина касается спинки стула. Ноги вместе на полу.
Воспитатель:
Муку мы получили, а кто хлеб печёт?
К доске выходит ребёнок, с помощью мышки подымает картинку с изображением пекаря и говорит:
Хлеб печёт пекарь.
Воспитатель:
А сейчас мы снова поиграем. Маша прочитает вам стихотворение И. Лопухиной «В булочной», а вы внимательно слушайте и считайте хлебобулочные изделия, откладывая фишки.
В булочной у нас баранки.
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетёнки, и ватрушки.
И пирог с начинкой сладкой...
Вы успели, сосчитайте?
И ответ быстрее дайте.
- Сколько всего пекарь испёк хлебобулочных изделий?
Он испёк 10 хлебобулочных изделий.
Ответ правильный!
Вот столько хлебобулочных изделий напёк пекарь. А куда отвозит водитель хлебобулочные изделия?
Хлеб везут в магазин, где продавец продаёт хлеб.
Логопед.
Вы молодцы, ребята! А сейчас мы будем работать с планшетами. Посмотрите и назовите, что нарисовано в большом прямоугольнике?
А что написано в столбике?
Ваша задача определить первый звук в словах большого прямоугольника и столбика. И правильно передвинуть фишки.
Хлеб (ф) – хорёк
Булка (б) — белка
Пышка – павлин
Ватрушка –
Сушка –
Каравай –
Воспитатель:
Вот сколько людей потрудилось, чтобы мы с вами, ели свежий, ароматный хлеб.
Ребята, если бы Надя, из рассказа Я. Тайца «Все здесь» была сегодня с нами на занятии, она бы не спрашивала у бабушки, где растёт хлеб и булки.
Ребята, а давайте напомним, друг другу правила бережного отношения к хлебу:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Итог занятия:
Логопед.
Спасибо за работу на занятии. Ребята, у каждого из вас на столе лежит зелёный и жёлтый колосок, если вам было интересно на занятии, и вы узнали много нового – возьмите жёлтый колосок, а если было трудно и не интересно – возьмите зелёный колосок.
Подводится итог занятия.
|