Новикова М.В., инструктор по физической культуре (плавание) высшей категории ГБОУ Школа № 2051, ЮВАО, г. Москва.
Задачи занятия: изучение свойств воды экспериментальным путем.
Персонаж: «Капелька»
Пособия: прозрачные одноразовые стаканчики, трубочки от коктейля, листок бумаги или салфетки, блюдца, чашка, детские ведёрки, детские кораблики, ложки, чашки из детского набора, пластмассовые мельнички, два небольших тазика.
Место проведения: в помещении бассейна (в тёплую погоду возможно на улице).
Дети заходят в помещение бассейна, где их встречает персонаж Капелька. Перед ним на столе разложены различные пособия.
Капелька: — Здравствуйте, дети. Меня зовут Капелька. Я умею делать вот так. (Дует в соломинку на блюдечко с водой — получается бульканье. Хотите тоже так попробовать?
(Дети дуют в соломинку, булькают.) У вас здорово получается, ребята.
А сейчас я вас познакомлю со своей лабораторией. Я здесь работаю
И провожу разные опыты по выявлению свойств воды.
Скажите мне, какая бывает вода? (Ответы детей)
Вот для того, чтобы получше познакомиться со свойствами воды, я предлагаю вам поучаствовать в моих изысканиях, хотите?
Дети с радостью соглашаются.
Опыт 1.
Чтобы узнать, имеет ли вода вкус, её надо попробовать. (Предлагает отпить из стакана свеже налитой воды одному из детей.)
Какая она на вкус?
Дети: Без вкуса.
Капелька: — Правильно, пресная. А может ли она иметь вкус? Например сладкой или кислой сладкой или кислой? (Ответы: — да, если положить туда сахар или лимон.)
Опыт 2.
Капелька: — Скажите мне, а какая вода на ощупь? (Трогают в блюдце. Можно помочить лоскут или бумагу. Что с ними стало? Промокли.)
Значит вода мокрая.
Опыт 3.
Капелька: — Давайте теперь нальем воду в разные ёмкости. (Наливают в блюдце, чашку, ведерко, стакан.)
Какая же сейчас форма у воды? (Ответы: форма блюдца, чашки, стакана, ведёрка.)
Капелька: — Правильно. Куда хочу, туда и налью. И форма будет такая же, как у того предмета. А проще говоря, у воды нет своей формы, она бесформенная.
Ребята, а если воду нагревать, какая она будет? (Ответы: горячая, теплая.)
А если я воду на холод поставлю в ведёрке? (Ответы: она замёрзнет и превратится в лёд.)
Правильно, и будет уже не жидкой, а твёрдой.
Ребята, а вы видели, как мама кипятит воду в кастрюле, а кастрюлю накрывает крышкой. Что из-под крышки появляется? (Ответы: пар.)
Правильно. Вода превращается в пар и как в сказке «Снегурочка» облачком улетает в небеса.
Мы с вами сегодня уточнили, что у воды может быть три состояния,
Это – жидкое (сама вода), твердое (лёд) и парообразное (пар).
Опыт 4.
Капелька: — У меня есть баночки и краски. Я хочу вам показать, что вода меняет цвет. (Вместе с детьми экспериментирует.)
Опыт 5.
Капелька: — Вода пропускает воздух. (Предлагает взять трубочки от коктейля и побулькать в стаканчиках.) Ребята, куда поднимаются пузырьки? (Ответы: наверх.)
Опыт 6.
Вода плотная, держит лодки, корабли. (Предлагает взять кораблики и положить на воду. Дети убеждаются, что корабли не тонут).
Опыт 7.
Воду можно заставить работать. (Предлагает поливать на водяную мельницу).
Ребята, смотрите, колёса у мельницы крутятся. Так вода может вырабатывать электрический ток.
А теперь давайте поиграем.
Проводится игра «Кто быстрее».
Дети делятся на две команды. Каждой команде выдается по одинаковому тазику. Одна команда заполняет свой тазик небольшими чашками, другая ложками.
Цель: показать, что скорость заполнения таза напрямую зависит от объёма используемого предмета.
Капелька: Ну вот, ребята, теперь вы знаете многое о свойствах воды.
Вода нужна нам всегда и везде
Вода – основа всей жизни на земле. Утром, встав с постели, куда мы идем в первую очередь? Правильно – умываться и чистить зубы. Мы открываем кран, и из него льется вода. Чтобы вскипятить чайник и приготовить практически любую еду, нам тоже нужна вода, и чтобы помыть посуду и постирать белье – тоже. А еще вода нужна, чтобы работали фабрики и заводы, чтобы ездил транспорт, чтобы росли цветы и деревья, чтобы могли жить животные и, конечно же, мы люди. Без воды невозможна жизнь на земле вообще.
- Вода занимает 3/4 поверхности земли, но вся беда в том, что человек не может использовать воду океанов и морей для своих нужд. А как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Правильно, потому что вода в море и океане соленая. А запасы пресной воды на земном шаре занимают весьма скромное место. В связи с бурным развитием промышленности, во многих местах воды даже не хватает. В России речь идет не об опасности недостатка воды вообще. Все острее встает вопрос о недостатке чистой воды. К воде нужно относиться бережно и не тратить ее попусту.
Так давайте же беречь её, разумно ей пользоваться и не расходовать больше, чем нужно.
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком.
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Так что давайте, ребята, смотреть чтобы у нас с вами зря не текла вода ни в детском саду ни дома. А если взрослые забыли закрыть кран – напомните им об этом. А в память о нашей встрече позвольте вручить вам сувениры – плавающие игрушки.
Детям вручаются сувениры и все покидают бассейн.
|