Методическая разработка музыкального руководителя МБДОУ №89 г. Екатеринбурга, Никулёнок Е.В.
Никулёнок Е.В. 22. 07. 2020
Использование эластичной резинки «Elastoblast» в практике музыкального руководителя.
Музыкально-двигательное творчество детей дошкольного возраста, является одним из стержневых видов деятельности. Не секрет, что дети любят двигаться под музыку, а музыкально-ритмические коммуникативные игры с использованием атрибутов — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества и творческих качеств личности. В музыкально-ритмическом воспитании, происходит становление многих важных навыков ребёнка. Таких как: запоминание отдельных движений, комплекса (связки) движений, координация движений собственного тела, а так же способности слышать музыку и двигаться в соответствии с ее темпом и ритмом. Коммуникативные игры это музыкальные модели на основе простых фигур и движений, доступных даже маленьким детям. Они имеют игровой сюжет, облегчающий их разучивание и запоминание. Коммуникативные музыкально-ритмические игры развивают творчество, как двигательное, так и словесное, позволяют импровизировать в рамках заданной ситуации, обладают вариативностью. А когда эти игры еще и с реквизитом — это дополнительная радость для детей!
Скачать материалы к проекту
Эластичная резинка (Stretchy Band, Elastablast) — разработка Кимберли Дай, американской балерины и танцовщицы, специалиста по фитнесу, проложившей свой путь в двигательной терапии. Ее изобретение эластичной резинки и программы работы с ней, способствует развитию у детей ранней социализации. Как она отмечает на своем сайте: «Я вообразила большой круг, за который моя больничная группа могла держаться, что не только способствовало укреплению силы и осознанности пациентов, но и удерживало их всех связанными в группе... без физического контакта! Хотя идея использования эластичных лент в танцевальной терапии не была новой, оказалось, что особый яркий, прочный, приятный на ощупь дизайн быстро завоевал успех в танцевальном терапевтическом сообществе и получил золотую награду "Выбор родителей" 1994 года. Благодаря непреодолимому желанию коснуться мягкой поверхности флиса, увидеть яркие цвета, ощутить сопротивление упругого материала, дети преодолевают свое изначальное нежелание быть в группе. Манипуляции с упругим материалом резинки идеально подходят для соединения с музыкой, учат взаимодействовать с соседом и определять цвета, части тела, обогащают пространственные представления ребенка такими понятиями как: вниз, под, над, вокруг. Компания «Dye-namic Movement Products», которую я основала в 1985 году, чтобы сделать доступными несколько продуктов для сенсорных движений, разработанных мной как для детей, так и для взрослых. Идея создания этих продуктов возникла в результате использования эластичных тканей во время моей карьеры профессионального танцора балета, терапевта по танцам, инструктора по пилатесу и во время игр со своими детьми в качестве мамы.» Таким образом игры с резинкой выполняют образовательную, терапевтическую и развлекательную функцию. Необходимо отметить, что как развлекательный реквизит данный атрибут активно используют западные и отечественные аниматоры. Но на занятиях по музыкальному воспитанию в детском саду, в соединении с пением, речитацией, ритмизацией, задачи и развивающие возможности игр с резинкой значительно расширяются и позволяют стимулировать творческий потенциал дошкольников. Представленный мною блок музыкальных игр с резинкой – это квинтэссенция опыта американских музыкальных терапевтов и педагогов Российского Орф-сообщества. В моей практике используется только идея Elastablast, наш реквизит является его самодельным подобием. Это длинная, десятиметровая (в не растянутом виде), матерчатая резинка, сшитая из отрезков ткани разной фактуры и расцветки. Это позволяет ребенку выбрать себе понравившийся сектор для игры, а педагогу координировать детей в своем выборе в соответствии с задачами той или иной игры. Благодаря разной текстуре ткани, дети развивают свои тактильные ощущения, что важно, так как это одна из ведущих форм взаимодействия ребенка раннего возраста с окружающим миром. Занятия с резинкой происходят чаще всего в круге. Дети могут сидеть на ковре, стоять или двигаться. Иногда, по сюжету песни круг трансформируется в поезд или лодку и т. д. Каждый ребенок держится за свой сектор двумя руками или одной, производя необходимые манипуляции с ним, следуя тексту и подчиняясь ритму песни.
Чаще всего «обыгрываются» песни из фольклора разных народов, иногда с переделанным текстом. Данные игры могут быть полезны как для детей, так и для групп детей разных возрастов или совместного досуга детей и родителей.
Игры для детей младшего возраста.
1. «Ножками затопали» Музыка М. Раухвергера, слова народные.
Ножками затопали, маршируют под музыку держась
Зашагали по полу одной рукой за сектор резинки,
Топ, топ, топ, топ, топ, останавливаются
Все ребята дружно стоп! одновременно со словом «Стоп!».
2. «Раздувайся, пузырь!» (русская потешка)
Раздувайся, пузырь, дети стоят лицом в круг,
Раздувайся, большой, держась за резинку двумя руками.
Оставайся такой, отходят назад до тех пор, пока педагог не
Да не лопайся. скажет: «Лопнул пузырь»
Лопнул пузырь! говорят «Хлоп» и отпускают резинку.
3. «Веселая резинка» (на мотив английской народной песни «Счастливого Рождества Вам»)
Исходное положение сидя в кругу, спина прямо.
Назад – станет круг наш больше, сидя в кругу, растягивают резинку
Вперед – станет он поменьше, наклоняются вперед
Назад – снова стал большим он, растягивают
Вот так, молодцы! возвращаются в исходное положение
Качнемся мы дружно вправо, наклоняют корпус вправо
Качнемся мы дружно влево, наклоняют корпус влево
Качнемся мы снова вправо, наклон корпуса вправо
Вот так, молодцы! возвращаются в исходное положение
Поднимем резинку выше, поднимают руки вверх
Опустим резинку ниже, опускают руки вниз
И снова поднимем выше, поднимают руки вверх
Вот так, молодцы! возвращаются в исходное положение
4. «Ай, да тесто!» авторская разработка О. Дементьевой
Дети стоят лицом в круг, держась двумя руками за резинку.
Тили-тили тесто, встанем вместе тесно. сужают круг
И давай теперь, дружок, тянут резинку вверх,
Мы замесим пирожок то левой, то правой рукой -
Уж мы тесто мнем, мнем, «месят тесто»
Уж мы тесто жмем, жмем,
Пирожок мы испечем остановились
Ай-да тесто, ай-да тесто, медленно расширяют круг
И ему все мало место.
Все растет оно, растет,
Скоро всех перерастет!
Тили-тили-тили-бам! на «бам!» — все дружно отпускают резинку
И прилипло тесто... к вам! к тому, кто забыл опустить – «прилипло»
тесто
5. «Карусель» (русская народная забава)
Дети стоят в кругу, в затылок друг другу и держатся за резинку одной (левой) рукой.
Еле — еле, еле — еле, медленно двигаются по кругу,
Закружились карусели, постепенно ускоряя движение
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, постепенно замедляют движение
Карусель остановите, останавливаются
Раз-два, раз-два, на «раз» поднимают руки вверх,
на «два» опускают вниз
Вот и кончилась игра. кладут резинку на пол.
Далее игра повторяется с движением в другую сторону.
Игры для детей старшего возраста.
1. «Поезд» музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан
Дети встают внутрь резинки друг за другом, держась за нее левой рукой. Правой, согнутой в локте, рукой, имитируют ритмичное движение механизма паровоза. Ребенок, который стоит первым – «машинист» поезда, он выбирает направление движения для всех, это может быть движение «змейкой» или по кругу
Вот поезд наш едет, двигаются за машинистом и поют
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу, чу-чу-чу-чу, двигаются за машинистом и поют
Бежит паровоз.
Далеко, далеко
Ребят он повёз.
Приехали в лес, постепенно останавливаются
Остановка опять,
Вставайте, ребята,
Идите гулять. выходят из «поезда», оставляя резинку на полу.
Под оживленную музыку, двигаются по залу в любом направлении, далее, услышав вступление песенки, снова «садятся» в поезд и игра повторяется.
2. «По малинку в сад пойдем» музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
Дети сидят в кругу, держась за сектор резинки двумя руками.
По малину в сад пойдём, поочередно поднимают руки,
В сад пойдём, в сад пойдём. имитируя ходьбу
Мы малины наберем, правой рукой оттягивают один край своего сектора,
Наберем, наберем. как бы, складывая ягоды в карман
Пр. Солнышко на дворе, поднимают руки вверх
А в саду тропинка. опускают вниз
Сладкая ты моя, передвигают резинку вправо,
Ягодка – малинка! на один сектор
Как малины наберём, совершают вращательные движения
Наберем, наберём,
Пирогов мы напечём, наклоняются вперед, сужая круг резинки
Напечём, напечём.
Припев. движения те же.
Пирогов мы напечём, наклоняются вперед, сужая круг
Напечём, напечём.
Всех соседей позовём, имитируют игру на балалайке
Позовём, позовём!
Припев. движения те же.
3. «Акула»
Дети двигаются по кругу, держась за резинку двумя руками, внутри круга резинки находится ведущий – «акула», он двигается в кругу противоходом.
В синем море волны, двигаются по кругу и руками совершают
По волнам плывем мы, движения имитирующие волны
Навстречу нам акула,
Зубастая акула.
Ты акулы берегись,
В зубы ей не попадись,
В зубы ей не попадись! на окончание песни, акула должна поймать
за руки того, возле кого она оказалась.
ребенок, возле которого оказалась акула, должен
быстро отпустить резинку и спрятать руки за спиной.
Если акула успела поймать, то тот кого она схватила становится ведущим, если же акула никого не поймала, то игра повторяется с прежним ведущим или следующую «акулу» выбирает педагог.
4. «Маршируем, скачем, бегаем» авторская разработка А.Вдовиной музыкальное сопровождение: «Марш» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Дети стоят друг другу в затылок по кругу, держась за резинку одной (левой) рукой (в данной игре за каждым ребенком закреплен определенный цвет сектора резинки). В руках музыкального руководителя разноцветные картонные круги, по количеству равные количеству цветов секторов резинки.
Первые два такта — дети маршируют на месте,
Вторые два такта — подскокина месте,
Следующие четыре такта – движения повторяются
На вторую часть — на беге меняются местами те дети, чьи цвета секторов резинки показывает педагог (три пары цветов успевают по очереди поменяться местами) и игра продолжается.
Используемая литература:
- Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
- Виноградов Л. Коллективное музицирование. Музыкальные завнятия с детьми от пяти до десяти лет. — Спб.: Образовательные проекты, 2008.
- Ермолина Т.В. Музыка в детском саду: от 1 года до 8 лет: образовательная программа дошкольного образования. — М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
- https: //www. dyenamicmovement. com/ELASTABLAST/
|