Выполнил: воспитатель: Архипова Светлана Юрьевна МБДОУ «детский сад № 44» г. Уссурийск 2020 г
Паспорт проекта: Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательно — творческий.
Длительность проекта: краткосрочный — срочный (две недели).
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Целевая аудитория: 3-4 года
Место проведения: групповая комната, участок детского сада.
Форма проведения: игровая.
Скачать проект
Актуальность:
В наше время актуальна проблема экологического образования детей. Формирование у дошкольника потребности ознакомления с природой, как неиссякаемого источника духовного общения, системы ценностных отношений к природе. Бесконечно разнообразный мир природы развивает у детей познавательный интерес, любознательность, наблюдательность. Важна экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, участие детей в природоохранительной и экологической деятельности.
Необходимо ввести дошкольника в мир природы, сформировать представления об объектах природы и явлениях, воспитать способность видеть красоту природы родного края, заботливое отношение к ней.
Золотая осень – это благодатный период для созревания урожая. На полях и огородах идёт уборка овощных культур; а в садах собирают ягоды и фрукты. Важно сохранить дары осени на много месяцев вперёд. Заготовить урожай в хранилища. Сделать консервацию в виде солений и компотов и варения. Щедрая осень будет кормить весь год людей.
Осенью происходит ознакомление дошкольника с природными явлениями, их взаимосвязью: понижение температуры приводит к расцвечиванию листьев у растений: птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту; насекомые появляются реже и на солнечной стороне; звери: медведи и барсуки нагуливают жир для зимней спячки.
Дошкольник постепенно познаёт мир. Как он будет относиться к окружающему миру природы. Какие добрые чувства смогут поселиться у него в сердце. Какие он приобретёт знания и умения для того, чтобы стать бережливым хозяином, осознающим себя частицей экологической системы. В этом состоит задача педагогов, родителей. Следует показать детям красоту окружающей природы в осенние время года, сформировать представление о её сезонных явлениях, понимание взаимосвязи живой и неживой природы; подвести к осознанию единства человека и природы.
Проблема.
Младшие дошкольники в связи со своей возрастной особенностью не имеют необходимых знаний и опыта об осени, времени года. У детей не достаточно сформировано понятие ценности природы, умение наблюдать за ней, дружить с природой, сохранять и любить её.
Недостаточное знание родителями природоохранных правил в лесной зоне.
Особенно осенью Уссурийская тайга осенью, не только красива ( «в багрец и золото, одетые леса»), но изобильна и щедра на урожай: кедровых орехов, лимонника, женьшеня, ягод, грибов. Неосторожная деятельность человека с огнём, оставление мусора во время отдыха приводит к пожароопасной обстановке в лесу. Крайне необходимо довести до дошкольников проблему взаимоотношениями людей и природы. Сформировать детско-родительские отношения в желании уважать природу, быть аккуратными с ней, ответственными за природу.
Цель:
формирование представления у детей об осени, как времени года, её периоде золотая осень; природных явлениях их взаимосвязи. Обогащение знаний по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы».
Задачи:
Образовательные:
- формировать элементарные естественно — научные знания и экологические представления детей;
- способствовать накоплению представлений у детей о ярких заметных осенних изменениях в неживой природе, в мире растений и животных;
- знакомить с признаками осени;
- расширять знания о состоянии погоды;
- о сезонных изменениях в одежде людей;
- формировать умение устанавливать взаимосвязь между явлениями природы осенью.
- поддерживать детскую инициативу, любознательности в разных видах деятельности: игровой, познавательной, изобразительной, двигательной и др.;
- создать гармоничное проектирование развивающей предметно-пространственной среды;
Развивающие:
- развивать и направлять познавательный интерес;
- направлять личностное развитие;
- любознательность;
- пытливость;
- умение замечать приметы осенней природы;
- наглядно — образное мышление;
- связную речь;
- формировать умение задавать вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать:
- деятельную любовь к природе родного края, её разнообразной красоте особенно в период золотой осени;
- коммуникабельность, отзывчивость, доброжелательность,
аккуратность в работе с природным материалом;
- нетерпимо относится к порче растений и уничтожению животных.
Средства решения задач:
- использование научно — методической литературы;
- изучение передового опыта;
- диагностика детей;
- игры, упражнения, задания;
- подгрупповая и индивидуальная непрерывная образовательная деятельность;
- работа с родителями.
Методы и приёмы
Словесные методы:
- анализ выполнения работ;
- объяснение способов действия;
- предъявление наглядных пособий;
- использование художественного слова.
Практические методы:
- наблюдения;
- экскурсия
- рассматривание картин, иллюстраций;
- обучение способам и приёмам инновационных техник в художественном творчестве.
Игровые методы:
- сюрпризный момент,
- игровые ситуации;
- подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки.
Формы работы при организации познавательной деятельности:
- непрерывная образовательная деятельность;
- беседы познавательного характера
- экскурсия, наблюдение; прогулки, целевые прогулки;
- сюжетная игра;
- проблемные ситуации;
- использование DVD для просмотра презентации «Золотая осень», слайдов.
Предполагаемый результат:
- обогащение и расширение знания детей об осени, её признаках;
- формирование представления об осенних изменениях природы и явлениях в природном мире;
- формирование навыков речевого общения с педагогами, взрослыми, сверстниками;
- расширение словарного запаса детей;
- развитие творческих способностей в продуктивной деятельности;
- воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающему миру природы;
- пополнение природного материала (шишки, засушенные осенние листья, жёлуди, кора, веточки, овощи, фрукты) для развития творческого потенциала детей;
- улучшение общей двигательной активности;
- экскурсия по выставке в ДОУ «Осенняя фантазия»;
- украшение групповой комнаты музыкального зала, фойе детского сада к утреннику, «Золотая осень».
Основные принципы работы педагога в процессе реализации проекта:
- Создание благоприятных условий для ознакомления с характерными осенними изменениями в живой и неживой природе (в мире растений и животных) и явлениями общественной жизни (сбор урожая);
- формирования чувства внутреннего желания любить природу, бережно относится к ней; ответственности и бережного отношения к природе;
- формирование активного познавательного и творческого потенциала, ребёнка;
- применение принципа систематичности, последовательности, вариативности в содержании и форме проведения деятельности;
- повышение самооценки воспитанников, в процессе деятельности, положительное отношение к продуктам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью, тактичностью;
- применение комплексного подхода при разработке непосредственно образовательной деятельности;
- интеграция между образовательными областями;
- использование наглядности;
- применение принципа постепенности (от элементарных знаний, к более сложным знаниям);
- применение принципа гуманистичности — индивидуальный подход к личности каждого ребёнка, учитывая его личностные особенности, темперамент, интересы, возможности, коммуникабельность;
- проявление уважения к личности ребенка, бережного отношения к сохранению его здоровья;
- интеграция современных педагогических технологий: технологии моделирования, развивающих технологий, ИК — технологий;
- стабильность, динамичность развивающей среды.
Условия успеха:
- интерес дошкольников к содержанию деятельности;
- доступный для возраста материал;
- контроль степени активности взрослого;
- благоприятные условия для развития познавательных способностей дошкольников;
- доброжелательная атмосфера.
1. Подготовительный
Привлечение родителей в процесс реализации проекта.
- Разработка новых механизмов взаимодействия с родителями в процессе совместной проектной деятельности;
- обсуждение цели, задачи с детьми и родителям;
- ознакомление родителей с проблемой ознакомления детей с создание необходимых условий для реализации проекта для формирования экологической культуры;
- сплочение взаимодействия родителей, детей и педагогов:
- помочь родителям и детям видеть проблему;
- разработка и накопление методических материалов для решения проблемы;
- изучение интернет – ресурсов;
- создание предметно — развивающей среды;
- подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (детские энциклопедии, иллюстрации, фотографии, раскраски);
- подготовка информационного пространства (консультация для родителей, папка – передвижка)
- подбор художественных произведений: стихотворений, потешек, сказок, рассказов, загадок, пословиц о времени года осени, овощах, фруктах, ягодах, грибах;
- подбор дидактического и наглядного материла по теме проекта, разработка дидактических, подвижных пальчиковых игр;
- выставка детского творчества;
- создание презентации «Осенняя фантазия».
2 этап: Основной:
Совместная деятельность педагога с родителями:
- Информирование для родителей в форме консультаций ( «Правила поведения на природе», «Здоровая и полезная пища для детей из овощей и фруктов»).
- участие в муниципальном конкурсе «Золотая осень», в выставке в ДОУ «Осенняя фантазия»;
- просмотр презентации «Осенняя фантазия»;
- анкетирование родителей «Экологическое образование в семье».
Совместная деятельность родителей с детьми:
- беседы родителей с детьми:
«Как научить ребёнка беречь природу», «Что происходит с насекомыми осенью», «Почему птицы улетают в тёплые страны»;
- выполнение творческих заданий;
- совместное творчество;
- чтение художественной литературы на тему «Осень» в семье.
Перспективное планирование по реализации проекта
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция с другими образовательными областями:
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно — эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»:
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, педагогом;
- развитие положительной мотивации и личностной заинтересованности ребенка в происходящем;
- воспитание инициативности, целеустремлённости в совместной коллективной деятельности;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
- формирование навыков культурного поведения в детском саду;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Цель: ознакомление с овощами (фруктами). Формирование умения определять их на вкус.
Дидактическая игра «Что растёт на огороде?»
Цель:
Расширение знаний о многообразии овощных культурах, их полезных свойствах; формирование обобщения (овощи употребляют в пищу, их
выращивают на огороде, чтобы вырастить урожай, нужно ухаживать за овощами).
Метод: беседа.
Материал:
карточки с изображением овощей: помидор, огурец, капуста, лук, перец, репа, тыква, кабачок.
Организация:
В гости к ребятам приходит игрушка Дед (из сказки «Репка»).
Задаёт вопросы детям:
- Покажите и назовите овощи. Какие любите?
- Какие не любите, почему?
- Где растут овощи?
- Что нужно, что бы посадить овощи?
- Как необходимо за ними ухаживать?
- Что может произойти, если не ухаживать за овощами?
- Овощи полезны, почему?
«Чьи детки на ветке?»
Цель:
обогащение представления детей о внешних признаках и свойствах плодов деревьев: клёна, дуба, ели, формирование сенсорных эталонов.
Дидактические игры:
«Четыре времени года»
Цель: расширение знания о временах года: зима, весна, лето, осень.
«Найди такой же цветок»;
Цель: ознакомление с растениями цветника. Формирование представления о внешних признаках цветущих растений, взаимосвязях (осенью с наступлением похолодания цветов становится меньше).
Дидактическая игра «Какой лист?»
Цель: расширение знаний об осенних явлениях – расцвечивание листьев и листопаде. Формирование умения различать по листьям деревья трёх пород, образовывать прилагательные.
Развивающая среда:
корзинка, осенние листья.
Ход игры:
Педагог подносит корзину с осенними листьями к каждому ребёнку, он достаёт листок и называет лист и с какого он дерева. Например: это лист с берёзы – он берёзовый лист.
Словесно – дидактические игры
- «Назови, одним словом»;
- «Варенье для медведя»;
- «Угадай, с какого дерева лист»;
«Назови правильно»
- — Салат из свеклы какой? (свекольный)
- — Варенье из яблок какое? (яблочное)
- — Сок из моркови какой? (морковный)
- — Пюре из картофеля? (картофельное)
Словесно – дидактическая игра «Что это?»
Цель: формирование представления детей об объектах живой природы, и взаимосвязи сезонных явлений осенней природы.
Растение – это…
Дерево – это…
Кустарник – это…
Насекомое – это …
Клумба – это…
Семена – это…
Плоды — это…
Листья на дереве покраснели – это наступила…
Птицы улетают на юг – это наступила…
Сюжетно — ролевые игры:
- «Магазин «Овощи и фрукты»,
- «Семья»,
- «Сварим овощной суп»
- «Сделаем салаты из овощей (фруктов)»;
«Познавательное развитие»
Формирование элементарных естественно — научных и экологических представлений детей об осени, как времени года;
о многообразии и пользе овощей и фруктов;
об общественно — полезном труде (сбор урожая, заготовка его на зиму);
развитие у детей познавательного интереса к природе, к её осенним сезонным изменениям через формы проведения: наблюдения, экскурсии;
Развитие наблюдательности, эстетического видения природы;
Формирование разносторонне — ценностного, уважения к природе, экологической культуры поведения;
Воспитание любви к родному краю, стремления беречь еприроду.
Наблюдения на прогулах, на территории участка детского сада.
Цель:
формирование у детей умения вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Расширение представления детей о ярких осенних изменениях в неживой природе, мире растений и животном мире.
Наблюдение неживой природы.
Состояние погоды осенью.
Материал:
Набор карточек с изображением явлений неживой природы и разного состояния дерева берёзы, растущего на участке; кукла с одеждами для разной погоды дня.
1. Наблюдение за солнцем.
Педагог обращает внимание детей на небо. Просит найти на небе солнце, показывает облака. Даёт правильные словесные объяснения. Солнце светит ярко. Спрашивает у детей, жмурятся ли у них глаза, когда они смотрят на солнце? Педагог: солнце находится высоко в небе, на него смотреть трудно, оно ослепительно блестит.
2. Наблюдение за небом и солнцем.
Педагог обращает внимание детей на небо. Небо серое, покрыто всё облаками и тучами, может пойти дождь. Спрашивает, у детей есть ли на небе солнце? Объясняет, что солнце спрятано тучами и его сейчас не видно.
3. Наблюдение за небом, дождём из окна группы.
Педагог обращает внимание детей на небо. Небо – тёмное, всё в тучах, идёт дождь: вода капает, бьёт по стеклу.
Давайте, ребята, послушаем, как стучит дождь: кап, кап, кап. Давайте поиграем -постучим пальчиками по столу также как дождь: сначала тихо, затем сильнее, ещё сильнее.
Дождь идёт, и вода падает на деревья, кусты, дома заборы, и на наш участок. Дождь помоет тротуары и дорожки. Птицы и звери станут чистыми. В лесу вырастет много грибов. Дождь всем полезен!
Вернувшись с прогулки или после окончания наблюдения (из окна группы), педагог предлагает детям разложенные на столе картинки, с изображением явлений неживой природы и просит выбрать ту, на которой изображено явление, которое они наблюдали во время прогулки. Если дети затрудняются педагог, помогает им и ставит картинку в уголок природы.
Педагог вместе с ребятами одевает куклу Настю на прогулку. Педагог ставит куклу рядом с картинкой, что бы она погуляла.
Наблюдение живой природы.
4. Наблюдения за травой
Цель:
ознакомление с травой, её свойствами: растёт на земле, низкая — высокая, мягкая (её можно погладит, ласково назвать травушка — муравушка», зелёная. Осенью трава начинает желтеть и сохнуть.
Цель: знакомство с деревьями, их названием, внешними признаками, формировать представления об изменениях, происходящих с деревьями период золотой осени.
Деревья очень вырастают высокие, что бы увидеть верхушку дерева, нужно запрокинуть голову. На них много веток (больших и маленьких), много листьев; листья осенью изменяют свой цвет, становятся: жёлтыми, или красными, или оранжевыми. Листья опадают. Это явление называется листопад.
5. Наблюдения за деревом берёзой
Цель: формирование представления об основных частях дерева (ствол, ветви, листья). Развитие эстетического восприятия красоты осеннего дерева.
Ход наблюдения:
Педагог предлагает детям стать вокруг берёзы.
Просит назвать дерево. Дети называют дерево (берёза).
Педагог обращает внимание ребят на высоту дерева. Ребята запрокидывают голову, чтобы определить высоту берёзы — высокая берёза.
Рассматривание ствола. Ребята трогают ствол, гладят его руками.
Педагог: Ствол по толщине какой? Дети определяют – он тонкий (обхватывают кистями рук).
Педагог: Какого цвета? Дети: белого цвета с чёрными пятнами. Рассматривание веток. Педагог показывает ветви они — длинные, опускаются вниз и сгибаются. На длинных ветвях растут короткие ветки.
Педагог наклоняет ветвь дерева, и дети рассматривают листья, называют их цвет, количество, величину и форму листьев: зелёного и жёлтого цвета. Зелёных листьев мало, а жёлтых много. Листья есть большие и маленькие, имеют округлую форму, края с зубчиками.
Педагог предлагает ребятам полюбоваться берёзой красавицей. Она высокая, белоствольная, кудрявая.
Понаблюдать с детьми, как листья у берёзы блестят на солнышке словно золотые.
6. Наблюдение за листопадом.
Цель:
ознакомление с признаками осени, с явлением листопад;
развитие наблюдательности; эстетического наслаждения — умения
радоваться красоте природы, воспитание бережного отношения к объектам природы.
Ход наблюдения.
Педагог обращает внимание детей на опадающие с дерева листья, они отрываются с ветки, и летят, кружась под дуновением ветра, падают вниз, устилая землю. Полюбоваться красотой этого явления.
Чтение стихотворения «Листопад» О. Киселёва.
Листья жёлтые танцуют.
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
Подвести детей к понятию – листопад, это явление бывает только осенью.
|