Выполнила: Шитова Елена Ивановна, воспитатель I категории МАДОУ «Детский сад №6 «Лукоморье» г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию «Осенние мотивы» имеет социально-коммуникативное направление. Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы:
- проблемно — мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе НОД)
- словесный (беседа об осени, характерных особенностях каждого периода этого сезона, использование художественного слова, чтение художественной литературы, чтение произведений русского фольклора, пояснения, указания, объяснение)
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций об осени, рассматривание картин русских художников, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, просмотр кинозарисовок о разных периодах осени, использование ИКТ).
Непосредственно — образовательная деятельность включает в себя три части: вводную, основную, заключительную.
Скачать конспект
Целью вводной части являлось создание положительного эмоционального настроя, развёртывание образовательной деятельности. Создание проблемной ситуации способствовало постановки детьми цели на разрешение проблемы в течении всей НОД. Основная часть НОД — направленна на самостоятельную умственную и практическую деятельность. Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, способствовало повторению пройденного и восприятию новых знаний об осени, характерных особенностях каждого периода этого сезона, подвело воспитанников к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки), самостоятельной изобразительной деятельности при оформлении коллажа: «Осенние мотивы». В заключительной части НОД через метод анализа успешности и разрешение поставленной детьми цели: помочь детям из Индии понять, какая у нас осень, сезонные изменения в природе, что происходит в начале осени, в середине и в конце, был подведён итог занятия.
Длительность НОД соответствует для детей подготовительной к школе группы — 30 мин. Количество НОД по ознакомлению с природой -1 занятие в неделю. Согласно требованиям СанПин при организации совместной деятельности осуществлялась смена динамических поз (стоя и сидя на ковре, стоя и сидя за столами). Контроль реализации цели и оценка деятельности воспитанников осуществлялась на протяжении всей образовательной деятельности методом наблюдения и словесными высказываниями. Время в каждой части непосредственно-образовательной деятельности было распределено рационально.
Цель: Развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Программное содержание:
- Систематизировать и обогащать знания детей об осени и сезонных изменениях каждого периода сезона.
- Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
- Развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна.
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
- побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички, потешки, считалки и т. д.).
- продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующими деталями, элементами, ассоциациями.
- побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения.
5. Формировать умения аргументированно отвечать на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас детей.
6. Развивать художественный вкус, цветовосприятие.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения прислушиваться к мнению других, давать возможность друг другу высказываться.
Предварительная работа: беседа об осени, характерных особенностях каждого периода этого сезона, чтение художественной литературы, чтение и заучивание произведения русского фольклора: потешки, загадки, считалки, заклички, рассматривание иллюстраций об осени, рассматривание пейзажей русских художников, рассматривание иллюстраций в книгах о природе, использование ИКТ: просмотр кинозарисовок, слайдов о разных периодах осени, просмотр видеофильмов, дидактические игры: «Времена года», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку», «Круглый год», составление проектов совместно с родителями «Осень в нашем городе», «Здравствуй осень золотая».
Материал и оборудование: ИКТ проектор, мнемотаблица, глобус, карта, телеграмма, дидактический иллюстрированный материал «Осень», картинки об осени, волшебный ларец (фанты – листики с заданиями, цвета которых характеризуют периоды осени: зеленый – начало, желтый – середина, коричневый – поздняя осень, конец), бумага, фломастеры, цв. карандаши, восковые мелки, пастель, краски.
Ход занятия
1. Вводная беседа:
- Ребята, сегодня пришла телеграмма. Хотите узнать от кого она? Телеграмма от детей из Индии с просьбой:
«Мы получили в подарок книгу «Русское народное творчество». Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень».
2. Постановка проблемы
-Дети из Индии хотят узнать, какая у нас осень. (что происходит осенью с природой; какая бывает осень: ранняя, середина осени, поздняя осень. Что происходит в этот период осени).
-Ребята, Вы хотите помочь детям из Индии и выполнить их просьбу?
- «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?».
3. Основная часть Обсуждение проблемы: дети предлагают придумать сказки, стихи, потешки, нарисовать рисунки. (воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа – создание коллажа.
- Как мы передадим образ осени? (можно создать портреты – коллажи каждого периода осени).
- Создается графический план занятия: педагог вместе с детьми определяет, как можно изобразить символами каждый из пунктов плана. Дети совместно с педагогом составляют схематический план, в котором отражают последовательность работы по выполнению своих действий:
- Карта, глобус (климатические условия Индии и России).
- Деревья, растения осенью (то есть перечисляют признаки осени у нас в России, бывает ли в Индии такая же осень, как у нас).
- Карандаши (рисование в подгруппах – выбор кто, какой период осени будет рисовать).
- Волшебный ларец (фанты – листики с заданиями: лист березы – загадки, лист клена – стихи, лист дуба – заклички, лист рябины – считалки).
- Презентация коллажа «Наша русская осень» (детские высказывания записываются на диктофон).
- Посылка для детей Индии (три коллажа рисунков — три периода осени, словотворчество детей, которые педагог записывал, аудиозапись высказываний детей и песни в исполнении детей о России.).
а). Актуализация знаний: выявление знаний детей по теме — Беседа с детьми о странах: о России, об Индии.
- Рассматривание глобуса, карты. Воспитатель предлагает детям найти на карте, глобусе Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.
- Где находятся Индия?
- Какой климат? Почему?
- Почему там всегда тепло и вечнозеленая растительность?
- Почему в Индии так сильно греет солнце? Какая погода характерна для Индии? Бывает ли в Индии такая осень, как у нас? Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас, почему?
- Где находятся наша Россия?
- Какой климат? Почему?
- Почему происходит смена времен года? Что происходит с солнцем?
- Что происходит в природе в начале осени? (солнечно, тепло, поспевает урожай фруктов, овощей, ягод, грибов, овощей).
- Какие изменения в природе — в середине осени? (золотая осень «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный», листопад…).
- Какие характерные признаки у поздней осени? (день короче – ночь длиннее, птицы улетают на юг, холод, дожди, первые заморозки, выпадение снега, деревья сбросили всю листву).
- Дидактическая игра: «Какая она — Индия?» (жаркая, южная, теплая, дождливая, тропическая…), «Какая она Россия?» (золотая, волшебная, цветная, пестрая, разноцветная, снежная, холодная, морозная …).
- Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?
б). Выдвижение гипотез -Почему в жаркой Индии не бывает осени?
-Почему в нашей стране наступает осень?
в) Проверка решения -Используя глобус, карту, воспитатель обобщает ответы детей и подводит к пониманию: «Осень в нашей стране».
- Рассматривая иллюстраций «Разноцветная осень», «Середина осени», «Поздняя осень» — обобщают знания о сезонных изменениях каждого периода осени.
- Создание портрета-коллажа каждого периода осени (дети в подгруппах выполняют рисунки об осени, используя разные средства рисования).
- Презентация коллажей «Портреты осени»: «Сентябринка», «Октябринка», «Ноябринушка» (запись на диктофон).
- Словотворчество детей «Волшебный ларец» (фанты – листики с заданиями: лист березы – загадки, лист клена – стихи, лист дуба – заклички, лист рябины – считалки). Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта). Педагог записывает их на листиках, записывает на диктофон, крепит на коллажах.
Физ. минутка «Прогулка в осеннем лесу»
г). Введение в систему знаний
-Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что в Индии совсем нет осени.
- Какая погода характерна для Индии?
-Давайте вспомним, какая бывает осень у нас?
Воспитатель предлагает еще раз уточнить, характерные признаки каждого периода осени.
-Вы помогли детям Индии понять какая у нас осень? Вам удалось разрешить проблему и помочь детям?
4. Самостоятельная работа детей Работа группами, создание портретов – коллажей каждого периода осени: «Сентябринка», «Октябринка», «Ноябринушка», словотворчество детей: сочинение стихов, загадок, закличек, считалок.
5. Итог занятия
Рефлексия -Как вы думаете, мы помогли детям жаркой Индии узнать какая у нас бывает осень?
- Чем можно дополнить созданные вами образы? (песней об осени, о России, запись на диктофон).
-Какие трудности у Вас возникли при выполнении заданий?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что интересного вы узнали?
- Где можно применить эти знания?
-А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей жаркой Индии? Почему?
Дети с педагогом формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.
|