Области интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Педагогические технологии: проблемно-игровая, информационно-коммуникативная.
Образовательные задачи. Содействовать развитию элементарной поисковой деятельности, умению выдвигать и формулировать предположения, делать выводы.
Обобщать знания о приметах осени, закреплять знания о подготовке диких животных, птиц, растений к зиме.
Скачать конспект
Способствовать развитию связной речи, формировать умение правильно строить распространенные предложения, развивать грамматический строй речи.
Продолжать формировать умение строить логические цепочки.
Развивающие задачи. Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, умению следовать правилам (схеме) при выполнении действий.
Развивать творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание, память, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Развивать пространственное представление, умение ориентироваться по указанию воспитателя.
Способствовать развитию двигательной активности детей.
Воспитательные задачи. Воспитывать умение детей согласовывать свои действия, договариваться и объединять усилия для решения общих задач.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её.
Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Материал: конверт с картой-схемой; картиной осеннего пейзажа и изображённого рядом подарка, инструкция; конверты с заданиями и фрагментами картины об осени
Раздаточный материал: массажные мячи
Формы организации детей: коллективная, индивидуальная, работа подгруппами.
Длительность: 30-35 минут.
Ход игры – квеста:
Приветствие.
Воспитатель. Все собрались? Все здоровы? Дети, вы играть готовы? Ну, тогда поскорей строим круг из друзей! Улыбнитесь, не ленитесь и конечно, прибодритесь. Ведь когда со мной друзья, веселей дорога, без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много…
Воспитатель. Ребята, сегодня утром, в группе, я обнаружила письмо. Давайте прочитаем, что на нем написано (дети читают). На конверте надпись «Детям группы 22», это письмо нам, а значит, мы можем его открыть. Посмотрим, что внутри (вскрывают письмо, достают карту — схему). Как вы думаете что это? – Проблемная ситуация.
(Ответы детей).
Воспитатель. Да, на этой схеме мы видим цифры – от одного до девяти, напротив цифр знаки вопросов, что это значит? (ответы детей) — рядом с каждой цифрой находится задание, которое мы должны выполнить. Сколько всего заданий? (ответы детей). Далее в рамке эти же цифры занесены в различные геометрические фигуры, а рядом, в такой же рамке, нарисован осенний пейзаж. Именно такую же картину мы с вами попробуем собрать. А находятся части картины в конвертах. Каждый вопрос лежит в своём конверте, который обозначен цифрой. Если мы выполним задания, то нас ждёт сюрприз.
Дети. Мы выполним все задания и доберёмся до сюрприза, а это всегда интересно!
Воспитатель. Как вы думаете, откуда нам надо начать выполнять задания и куда идти?
Дети. Надо начать с цифры «Один».
Конверт № 1. А в конверте загадки. Как вы, ребята, думаете, о чем же будут загадки? Воспитатель обобщает ответы детей и приходит к выводу, что речь пойдёт об осени.
ЗАГАДКИ
1. Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(осенью)
2. Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…
(иней)
3. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …
(слякоть)
4. Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь?
(дождь)
5. Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это…
(ветер)
6. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит.
(лужа)
7. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(листопад)
8. Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(рябина)
9. Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под …
(зонт)
10. Я как зонт, не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(плащ)
Воспитатель. Все загадки вы отгадали, достаём первый фрагмент картины про осень, смотрим на нашу карту – схему, располагаем его на фигуре, где расположена цифра 1.
Какое следующее будет задание? (открываем конверт №2)
Словесная игра «Подбери действие»
Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают, кружатся…
Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки…
Деревья осенью — роняют листья, меняют цвет…
Урожай осенью — убирают, вывозят с полей…
Птицы осенью — улетают, готовятся к зиме...
«Какой, какая, какие?»
Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.
Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).
Вот вы и ответили на вопросы второго задания, а в конверте лежит второй фрагмент картины, располагаем его на фигуре с цифрой 2.
Переходим к конверту №3
Посмотрите, что нарисовано в корзине? (ответы детей) Для чего художник под одной стрелкой нарисовал лук, а под другой яблоко. Что нас просят сделать? (ответы детей)
Игра «Сбор урожая».
Одни ребята собирают муляжи овощей, другие — фруктов.
Вот и справились с третьим заданием.
Выполняем следующее задание, вскрываем конверт №4.
Игра «Вопрос – ответ»
- Как называется природное явление, когда листья кружатся, летают и на землю тихо ложатся? (листопад)
- Почему деревья сбрасывают листья осенью? (чтобы зимой защитить себя от потери влаги)
- Почему осенью птицы улетают на юг? (Потому что насекомые исчезают, холодно, птицам нечего будет есть, а голодная птица погибнет)
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Голуби, синицы, воробьи, вороны и т. д.)
- А какие птицы прилетают к нам зимовать? (Клёст, свиристели)
- Основной ингредиент осеннего пирога, под названием шарлотка? (яблоко)
- Этот овощ растет на грядке, бывает разного цвета: желтый, зеленый, красный, оранжевый. А на вкус он и сладкий, и горький? (Перец)
- Любимые ягоды птиц поздней осенью и ранней зимой? (рябина)
И четвёртое задание мы выполнили, нашли в конверте ещё один фрагмент картины.
(Дети находят конверт с цифрой пять рядом с корзиной с массажными мячами на столе)
Воспитатель. Для чего нам мячи? (ответы детей)
Предлагаю вам взять мячи и поиграть.
(Дети берут каждый по мячу, и начинает под слова педагога перекладывать мяч из руки в руку.)
Мы нашли колючий шарик,
Нам его не удержать.
Шарик крутится в ладошках,
Шарик хочет убежать.
Шарик наш живой и теплый,
На кого же он похож?
Прыгнул шарик на дорожку –
Оказалось – это еж!
А что происходит с ежом осенью? — ответы детей
(Ёж начинает интенсивно питаться, поедая насекомых и различные ягоды, грибы. Ищет укромное сухое место под пнём или корнем вывороченного дерева, устилает углубление сухой травой или листвой, чтобы ближе к зиме впасть в спячку. А питаться он будет накопленным за лето и осень жиром).
Ребята, а кто из диких животных ещё впадает в спячку? (ответы детей) – медведь, барсук.
Мы и это задание выполнили, получаем ещё один фрагмент картины, располагаем его на пустом месте с соответствующей цифрой.
Настала очередь выполнять задания из конверта №6. В нём лежат разные листья, а нам надо угадать, с какого дерева лист.
«С какого дерева лист?»
С осины – осиновый, с клёна – кленовый, с берёзы – берёзовый, с тополя – тополиный, с рябины – рябиновый, с вишни – вишнёвый, с яблони – яблоневый…
(Дети получают часть картины за правильный ответ, выкладывают его на карте – схеме)
Физкультминутка.
«Осень, осень, листопад — руки вверх, вниз
Листья желтые летят.
Ветер дует, задувает — руки вверх, и плавные движения в стороны
Туча солнце закрывает — закрыть глаза руками.
Дождик капает с утра – показать, как падают капли дождя
Осень грустная пора — развести руки в стороны и изобразить на лице грусть».
Следующий конверт под цифрой семь. В нём две картинки с изображением примет, которые не бывают осенью.
Игра «Что перепутал художник?» (дети находят и называют приметы, обосновывая свой ответ).
Получают за свои версии кусочек картины.
На очереди конверт №8, в нём карточки с игрой
«Четвёртый лишний» — 4 карточки. На каждой по 4 предмета, один из них лишний, его нужно найти и обосновать свой ответ (лук, чеснок, баклажан, персик;
абрикос, мандарин, груша, помидор;
смородина, крыжовник, арбуз, яблоко;
шишка, слива, яблоко, груша)
После обоснования своих ответов дети получают пропавший фрагмент картины.
Ребята, посмотрите, нам осталось собрать последний фрагмент, он находится в девятом конверте. Но прежде нам необходимо справиться с последним заданием.
Разгадай ребус «Определи название осеннего месяца по первым буквам».
- Санки, ель, носки, тыква, якорь, бобр, рак, мягкий знак
- Облако, конфета, тигр, яблоко, барабан, ручка, мягкий знак
- Ножницы, озеро, ящерица, белка, рука, мягкий знак.
За разгаданные ребусы воспитанникам достаётся последний фрагмент осенней картины и дети получают угощение – яблоки.
Рефлексивно – оценочный этап:
Давайте встанем в большой круг.
Вы, все ребята, сегодня были молодцы.
Вам понравилось составлять картину из небольших фрагментов? А какие задания оказались наиболее интересными? О чем мы с вами сегодня говорили? Может, кому — то было сложно отвечать на какие — то вопросы?
А теперь я предлагаю сесть за столы и угоститься яблочками.
Последующая работа:
Я надеюсь, что вы запомнили осенние приметы и можете много интересного рассказать своим друзьям и родителям об этом удивительном времени года. Спасибо, ребята, за ваши правильные ответы. Я вам дарю этот альбом, там вы нарисуете запомнившиеся осенние приметы, и мы передадим его младшим ребятам, чтобы они узнали много нового про осень.
|